Опричнина ФГОС 6 класс
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Бибко Инна Игоревна

Опричнина ФГОС 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oprichnina_fgos_6_klassdoc.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опричнина

Выполнила: учитель истории и обществознания МАОУСОШ № 2 с Успенского Успенского района Бибко И.И.

Тип урока: комбинированный

Задачи: 

образовательные – дать представление о сущности опричнины;

развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;

воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Оборудование урока:

Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2008.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

Приветствие, организация внимания школьников.

Подготовка класса к работе

Личностные – я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности, регулятивная

2. Постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Познавательная –

принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении

3. Актуализация

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося

Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.

Исторический диктант:

  1. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).
  2. Титул Ивана Грозного (царь).
  3. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).
  4. Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).
  5. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).
  6. Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).
  7. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).
  8. Сборник законов (судебник).
  9. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).
  10. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие).

Демонстрируют знания, умения  по предыдущей теме

Познавательная – установление соответствия, анализ. Коммуникативная

4. Усвоение новых знаний

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.

Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».

- В тетрадь записываются причины террора:

  1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;
  2. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;
  3. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;
  4. Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина  название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).

- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

(1) Адашев;

Сильвестр.

(2) митрополит Афанасии;

Андрей Курбский.

В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола.

Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?

Разделение страны на две части:

  1. Опричнину, взятую в особое царское владение;
  2. Земщину, которой должны были ведать бояре.

- Какие тер-ии вошки в опричнину? 

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену».

- Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?

В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси.

В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен.

В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти.

Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись).  

С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом.

- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного:

1. Хозяйственный упадок;

2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права;

3. Изменения в высших слоях населения:

а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. 

Читают

Делают запись в тетрадь

Делают запись в тетрадь

Отвечают

Отвечают

часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли

в  1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены

Делают запись в тетрадь

Выделяют

Познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать других, высказывания учащихся

5. Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Что нового вы узнали на уроке?

Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися

Ответы учащихся

Коммуникативная –   монологическая речь  учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение

6. Подведение итогов

Домашнее задание

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу

Запишите домашнее задание:

§ 25, р∕т упр. 2, 3, 5

Оценочная деятельность.

Записывают домашнее задание

Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин

Регулятивная – оценка, саморегуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок

Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....

Презентация урока математики ФГОС класс

Презентация к уроку математики ФГОС 5 класс...

План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3

В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....

Рабочая программа по Информатики и ИКТ ДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА

Рабочая программа по Информатики и ИКТДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Технологическая карта урока «ОПРИЧНИНА » 7 класс

Разработка урока по истории России 7 класс. ФГОС...