Технологическая карта урока «ОПРИЧНИНА » 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Бозылева Олеся Викторовна

Разработка урока по истории России 7 класс. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprichnina_7_klass.odt24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  истории России

Тема урока

ОПРИЧНИНА 1565-1572гг.

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель урока

Получение знаний о причинах введения опричнины, дать представление о её сущности и роли в истории нашего Отечества

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику.

План урока

  1. Падение Избранной Рады
  2. Опричнина и опричники
  3. Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины
  4. Итоги правления Ивана IV

Личностно- значимая проблема

«Опричнина – зло или благо для России?»

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Опричнина, Андрей  Курбский, неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Беседа

Вопросы от ученика к ученику

Организует беседу по вопросам:

– Начало правления Ивана Грозного связано с Избраной Радой, что это был за орган власти, кто в него входил?

Какие реформы были проведены Избраной Радой , каковы были результаты реформ?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Сильвестр, Адашев, Курбский

Судебник

Стоглав

военная реформа

Укрепление Самодержавия, сословно-представительной монархии

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

17

Беседа и рассказ учителя

Работа с учебником

Работа с учебником

1.- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

2.- Определите другие причины, прочитав пункт 1-2 «Падение избраной Рады. Расправы царя с приближенными»».

- В тетрадь записываются причины террора:

3.Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).

-

Рассказ учителя.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?

- Какие территории вошки в опричнину?

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско.

- Как относилось к введению опричнины большинство население страны?

-  Стр. 83-84 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

(1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский.

Прочитать на стр. 84-85 выделим итоги опричнины  

Итоги правления Ивана IV(комментированное чтение п.5 стр.85-86)

Ученики делают записи в тетради, читают текст.

Работа с учебником, выделение причин террора

1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Разделение страны на две части:

1.Опричнину, взятую в особое царское владение;

2.Земщину, которой должны были ведать бояре.

Выделяют итоги:  

1. Хозяйственный упадок;

2.Разорение  русских территорий крымским ханом;

3. Изменения в высших слоях населения:

а)боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в парах.

3. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Организует работу с учащимися

Что такое опричнина?

Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?»

Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину?

- Какие земли вошли в опричнину?

- Чему способствовала опричнина?

- Каковы итоги опричнины?

- Почему Иван Грозный запретил опричнину?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

2

§ 25, проанализировать исторические  документы

Конкретизирует домашнее задание параграф 10, рубрика «Изучаем документ» (ответить на вопросы к документу)

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока Опричнина

Цель - сформировать представление  о причинах введения опричнины,  о её сущности и роли в истории нашего Отечества....

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока "Опричнина"

Технологическая карта урока истории в 7 классе по теме "Опричнина"...