План-конспект урока по истории в 5 классе по теме "Демократия в Афинах"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Коновальцева Татьяна Владимировна

План -конспект урока истории в 5 классе по теме "Демократия в Афинах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demokratiya_v_afinah.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Демократия в Афинах».

Цель урока:

 Образовательная: обеспечить усвоение учащимися сущности реформы Солона. Раскрыть особенности демократии в Афинах.

Ход урока

1.Урок начинается с небольшой разминки, с проверки терминов. Проверка происходит в виде игры «Заморочки из бочки». Учитель готовит самодельную бочку и насыпает в неё колечки с написанными на них терминами. Предлагаются следующие термины: полис, тиран, тирания, ареопаг, архонт, демос, аристократия, реформа.

2. На доске ученик должен схематично изобразить управление Афинским полисом до реформы Солона. Схема должна выглядеть следующим образом:

Ареопаг

Архонты

Народное собрание

3. Ещё один ученик работает с кроссвордом:

1. а) Правитель, осуществивший в Афинах реформы суда и земельную реформу

_ _ _ _ _. (Солон)

   б) Совет знатных людей: _ _ _ _ _ _ _. (Ареопаг)

   в) Девять правителей, выбранных из числа знатных людей _ _ _ _ _ _ _. (архонты)

   г) Камень, на котором были написаны долги земледельцев: _ _ _ _ _ _ _ _. (долговой)

   д) Жестокий властитель : _ _ _ _ _. ( тиран)

   е) Власть, основанная на жестокости, страхе, принуждении: _ _ _ _ _ _ _. (тирания)

4. следующему ученику предлагается составить рассказ о судебной реформе Солона, используя опорные слова: Драконт, драконовские законы, народный суд, клятва судей, состязательный процесс, открытый суд, вынесение приговора.

5. Пока учащиеся готовятся,  предлагается устный опрос: почему именно Солон осуществил эти реформы?

Изучение нового материала.

Учитель: Обратите внимание на то, каким было управление в Афинах. К чему это могла привести?

- к войне между демосом и аристократией.

Учитель: Мудрый Солон понял это и осуществил реформу управления. На сегодняшнем уроке мы посмотрим, что же изменил Солон в управлении государства.

По ходу рассказа составляется таблица для сравнения. Учитель всё время опирается на знания учеников при составлении таблицы.

Афины до реформы управления

Афины после реформы управления

  1. Всё общество в Афинах делилось на демос и аристократию
  1. После реформы все стали просто граждане. Граждане – люди, имеющие определённые права и обязанности.

Права- это то, что можно делать ( например, участвовать в народном собрании)

Обязанности- это т о, что нужно делать (например, служить в войске).

  1. Вся власть в Афинах принадлежала ареопагу – совету знати.
  1. Все основные вопросы в Афинах теперь решались на родном собрании. В нём принимали участие граждане – мужчины. Оно проходило четыре раза в месяц. На собрании перед гражданами мог выступать любой оратор. Оратор-  человек, умеющий красиво говорить. Все вопросы решались голосованием по числу поднятых рук. Собрание решало все важные дела: ведало казной, вопросами войны и мира, избирало стратега. Стратег- главное лицо в Афинах, правитель Афин.
  1. Ареопаг избирал из числа знатных лиц девять правителей  - архонтов.
  1. На собрании выбирали так же должностных лиц. Должностные лица – люди, занимающие должность по управлению государством. Здесь были и должности судей, сборщика пошлин и др. Занять эту должность мог любой гражданин, пользующийся уважением у сограждан. Но за эту работу не платили денег. И поэтому бедняки не могли занимать должности. На народном собрании был поднят вопрос о том, чтобы за все должности платили деньги. Такой закон был принят, и теперь Афинами могли управлять не только богатые граждане , но и бедные.
  1. Власть в Афинах принадлежала аристократии – знатным людям.
  1. Афинами управлял весь народ. Такая форма правления получила название демократия. Демократия – власть народа.

Учитель: Особенно бурного развития достигла демократия при Перикле. Ученикам предлагается прочитать учебник и доказать, что при Перикле демократия достигла пика развития. Ученики должны привести пример о том, когда Периклу было предъявлено обвинение в большой трате денег из казны, и когда его заподозрили в краже золота со статуи богини Афины.

В конце урока на доске или  в презентации для сравнения рисуется новая схема управления  Афинами.

Ареопаг                                                          Народное собрание

Архонты                                                                   Стратег

Народное собрание                                          Должностные лица

Вопрос: докажите, что власть действительно принадлежала народу?

Рефлексия: Для закрепления материала предлагается карточка из раздаточного иллюстративного материала, на которой изображены две формы правления: египетская и Афинская . Естественно можно использовать презентацию. Ученик должен ответить на вопрос: какая форма правления вам больше нравится и почему?

Ответ должен  быть примерно такого содержания: при демократии простой народ мог принимать участие в управлении  государством, решать важные дела и даже правители должны были прислушиваться к мнению народ и подчиняться ему.

Д\З - §30, 40. Ответьте дома на вопрос : можно ли считать Афинское государство образцом? Этот вопрос можно обсудить с учащимися при опросе домашнего параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...