Урок- путешествие
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Свиридова Анна Николаевна

города Воинской славы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igra-puteshestvie.ppt1.9 МБ
Файл patrioticheskaya_igra.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-путешествие «Это было, было, было….»

Слайд 2

Мемориальный комплекс Мамаев курган «Родина – мать зовет»

Слайд 3

Мемориальный комплекс «Змиевская балка»

Слайд 4

Мемориальный комплекс «Поклонная гора»

Слайд 5

Памятник Неизвестному солдату

Слайд 6

«Личность в истории» 1. Был призван на военную службу в возрасте 19 лет в 1915 году. 2. Великая Отечественная война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной Армии. 3. Он умел мгновенно разобраться в обстановке, принять необходимые, единственно правильные решения, подчинить своей воле огромные массы людей и привести их к успеху. 4. Трудно найти орден, которым не был бы награждён этот человек. 5. Он четырежды Герой Советского Союза.

Слайд 7

«Личность в истории» 1. Трудовая деятельность началась в 17 лет. Военным стать не мечтал. 2. Первый бой в качестве помощника командира роты принял в апреле 1918 года. 3. В начале лета 1942 года принимает командование 64-й, потом 62-й армией, вынесшей особую тяжесть борьбы за Сталинград. 4. Дважды Герой Советского Союза. 5. Согласно его завещанию похоронен на Мамаевом кургане

Слайд 8

«Личность в истории» В Красной Армии с 1916 года, участник Первой мировой войны. В 1930 году – комендант г. Москвы. В 1938 году командовал 57-м Особым стрелковым корпусом в Монголии. В Великой Отечественной войне командовал войсками Западного фронта. За умелую организацию и отличное руководство войсками в Корсунь - Шевченковской операции, ему было присвоено звание «Маршал Советского Союза». Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Слайд 9

«Личность в истории» В Красной Армии с 18 лет. Войска под его командованием участвовали в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском. Автор книги «Солдатский долг» Командовал Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Слайд 10

Брестская крепость

Слайд 11

Волгоград

Слайд 12

Санкт-Петербург

Слайд 13

Тула

Слайд 14

Смоленск

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Патриотическая игра – путешествие

«Это было, было, было…»

Учитель: Есть события и даты имена людей, которые вошли в историю нашей родины и города. О них пишут книги, снимают фильмы, но главное- о них помнят! Память передается из поколения в поколения. Одним из самых тяжелых периодов нашей истории является ВОВ, когда наш народ объединился против фашистской Германии. И память о ней мы должны сохранить!

 И наш свами урок посвящен 71 годовщине ВОВ! Но урок у нас будет в форме игры-путешествия!

Учитель: Человечество с незапамятных времен создает памятники. Одни из них посвящены каким-либо событиям, другие - людям или животным.

Памятник в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов.

1 этап «Спешите видеть»

Участникам предлагаются фотографии исторических достопримечательностей. Нужно рассказать об одном из них, указать, где оно находится и каким образом связано с Великой Отечественной Войной.

  1. мемориальный комплекс Мамаев курган «Родина – мать зовет» в Волгограде.
  2. мемориальный комплекс «Змиевская балка» в Ростове-на-Дону.
  3. мемориальный комплекс «Поклонная гора» в Москве.
  4. памятник Неизвестному солдату в Берлине.

Учитель: Почти вся история нашей страны сопровождалась борьбой с иноземными завоевателями. В ходе многочисленных войн россияне выдвинули немало замечательных военачальников, которые олицетворяли лучшие черты народа – ум, любовь к Отечеству, мужество и бесстрашие.

Своим благородным служением родине они дают современникам и потомкам пример готовности жертвенно защищать честь и национальное достояние народа.

2 этап «Личность в истории»

Ведущий называет отдельно для каждой команды факты биографии, а участники игры должны как можно быстрее назвать фамилию, имя и отчество полководца.

Георгий Константинович Жуков

1. Был призван на военную службу в возрасте 19 лет в 1915 году.

2. Великая Отечественная война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной Армии.

3. Он умел мгновенно разобраться в обстановке, принять необходимые, единственно правильные решения,  подчинить своей воле огромные массы людей и привести их к успеху.

4. Трудно найти орден, которым не был бы награждён этот человек.

5. Он четырежды Герой Советского Союза.

Василий Иванович Чуйков

1. Трудовая деятельность началась в 17 лет. Военным стать не мечтал.

2. Первый бой в качестве помощника командира роты принял в апреле 1918 года.

3. В начале лета 1942 года принимает командование 64-й, потом 62-й армией, вынесшей особую тяжесть борьбы за Сталинград.

4. Дважды Герой Советского Союза.

5. Согласно его завещанию похоронен на Мамаевом кургане.

 Иван Степанович Конев

  1. В Красной Армии с 1916 года, участник Первой мировой войны.
  2. В 1930 году – комендант г. Москвы.
  3. В 1938 году командовал 57-м Особым стрелковым корпусом в Монголии.
  4. В Великой Отечественной войне командовал войсками Западного фронта. За умелую организацию и отличное руководство войсками в Корсунь - Шевченковской операции, ему было присвоено звание «Маршал Советского Союза».
  5. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Константин Константинович Рокоссовский

  1. В Красной Армии с 18 лет.
  2. Войска под его командованием участвовали в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском.
  3. Автор книги «Солдатский долг»
  4. Командовал Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
  5. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Учитель: - 22 июня 1941 года нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная Война. Это время было, несомненно, самым трагическим и страшным. Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью – так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну.

Как же сложились для Советского Союза эти 1418 дней? Выстояв во всех испытаниях, советский народ победоносно завершил войну. Но Победа досталась очень дорогой ценой.

3 этап «Экспресс – викторина по Великой Отечественной Войне. »

  1. Назовите дату окончания Великой Отечественной Войны.

(9 мая 1945 г.)

  1. Название немецкого плана вторжения в СССР.

(План «Барбаросса»

  1. Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде?(Шостакович)
  2. Название операции по освобождению Сталинграда.(«Уран»)
  3. Как назывался приказ № 227? («Ни шагу назад»)
  4. В 1942 г. по приказу ГКО в военную форму офицеров были возвращены элементы, за ношение которых в годы Гражданской войны можно было поплатиться жизнью. О чём идет речь? (офицерские погоны)
  5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)
  6. Поэт, создатель знаменитой поэмы «Василий Тёркин»? (А.Т. Твардовский)
  7. Как называлась реактивная установка, с мощного залпа которой началась Сталинградская битва? («Катюша»)
  8. Какие события явились причиной первого салюта в Москве? (5 августа 1943 г. – освобождение Белгорода и Орла.)
  9. Кто принимал Парад Победы на Красной площади? (24 июня 1945 года Парад Победы принимал Г.К. Жуков)
  10. После какого события мог появиться в советских газетах этот анекдот?

 – Фюрер не простит генералу Паулюсу его сдачу в плен.

 – Ты считаешь, что для генерала-фельдмаршала важно, какого мнения о нем ефрейтор? (После Сталинградской битвы. Когда армия под командованием Паулюса попала в окружение и генерал сдался в плен, январь 1943 г.)

  1. Назовите фамилии бойцов, водрузивших Красное знамя на рейхстаге. (Михаил Егоров, Кантария)
  2. Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру дзота гитлеровцев. (Александр Матросов)
  3. В 1939 г. в западных изданиях появилась карикатура, изображавшая Гитлера в виде жениха, а Сталина в виде невесты. Карикатура называлась «Брак по расчету». Какие события высмеивались?

(Подписание Пакта о ненападении между СССР и Германией и секретных протоколов к нему, о новых границах в Европе)

Учитель: - Великие ратные подвиги, свершенные при защите свободы и независимости Отечества, его государственных интересов, запечатлены и на просторах нашей Родины в тех местах, где проявлен массовый героизм.

Ведущий. Это города – герои, которые не раз становились боевым рубежом и где свято хранится память о защитниках нашей Родины.

5 этап «Единое братство»

Команды разыгрывают треугольники – письма, в которых обозначены названия городов – героев и зачитывают о них информацию.

Брестская крепость или крепость Брест-Литовск - крепость в черте города Брест в Белоруссии. Город и крепость расположены в юго-западной части Брестской области, при впадении реки Мухавец в Западный Буг, у государственной границы с Польшей.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм.  Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, при чем применялись огнемёты; 29-30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления (сколько-нибудь крупные из них были подавлены в течение следующей недели) и одиночные бойцы, собиравшиеся в группы и вновь рассеивавшиеся и погибавшие, либо пытавшиеся прорваться из крепости и уйти к партизанам в Беловежскую пущу (некоторым это даже удалось).

 Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 г. под Орлом. В конце 1940-х гг. в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах. Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С.С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К.М. Симонову.

 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области, город-герой. Находится на правом берегу реки Волга в её нижнем течении. Город протянулся на 70 км вдоль реки Волги.
Основан в 1589 году как сторожевая крепость при впадении реки Царица (от тюрского «сары-су» жёлтая вода) в Волгу. До 1925 года носил название Царицын, а с 1925 по 1961 — Сталинград.

 Наиболее серьёзным потрясением в истории города стала Великая Отечественная война. Сталинградская битва. На Сталинградское направление Ставка Верховного Главнокомандования выдвинула 62-ю, 63-ю и 64-ю армии. 12 июля был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 километров, остановить дальнейшее продвижение противника. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Гитлеровцы стремились в кратчайший срок овладеть Сталинградом.
75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под Сталинградом. В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, находившийся вместе со своим штабом в подвале центрального универмага. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали.

8 мая 1965 года Волгограду было присвоено звание "Города-героя".

Санкт-Петербург (с 18 (31) августа 1914 по 26 января 1924 — Петроград; с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 — Ленинград) — город федерального значения на северо-западе Российской Федерации, важнейший после Москвы экономический, промышленный, научный и культурный центр, крупный транспортный узел. Административный центр Ленинградской области и Северо-Западного Федерального Округа и центр Санкт-Петербургской городской агломерации.
В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную блокаду немецко-фашистскими войсками.
Военно-политическое руководство фашистской Германии намеревалось стереть Ленинград с лица земли, истребить население и тем самым ликвидировать колыбель пролетарской революции.
Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Враг имел превосходство над советскими войсками по личному составу в 2,4 раза, орудиям — в 4, минометам — в 5,8, танкам — в 1,2, самолетам — в 9,8 раз, но ему не удалось сходу ворваться в Ленинград.
8 сентября 1941 г. противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве.
В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, что несколько улучшило снабжение города продуктами и вооружением.
Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно снята.

 

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание “Города-героя”.

Тула - город в России, административный центр Тульской области, расположена в 193 километрах южнее Москвы на реке Упе.Исключительно важное оборонительное значение Тулы связано с её положением.

29 октября гитлеровцам удалось прорваться к южной окраине Тулы, где их остановили героически сражавшиеся 156-й полк НКВД, 732-й зенитно-артиллерийский полк ПВО и Тульский рабочий полк.
3 декабря севернее города враг перерезал железную и шоссейную дороги, связывающие Тулу с Москвой. В этой критической обстановке защитники Тулы проявили мужество, стойкость и героизм. Сражаясь насмерть, они отстояли свой город. Исчерпав свои наступательные возможности, противник начал отход. Оборона Тулы имела большое значение в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве. Она выдержала удары противника, находясь почти в полном окружении и сковала его крупные силы.

7 декабря 1976 года городу Туле было присвоено звание "Города-героя".

Смоленск - город в России, административный, промышленный и культурный центр Смоленской области, Расположен в 419 км к западу - юго-западу от Москвы в верхнем течении Днепра. Имеет выгодное географическое положение на путях из Москвы в Беларусь, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы.
С начала Великой отечественной войны Смоленск оказался на направлении главного удара немецко-фашистских войск к Москве.
8 июля немецко-фашистское командование поставило группе армий "Центр" задачу окружить советские войска, оборонявшие западный рубеж Двины и Днепра, овладеть городами Орша, Смоленск, Витебск и открыть кратчайший путь к Москве.
Бои в Смоленске шли днем и ночью. Защитники города две недели героически сражались за каждый дом, улицу, квартал, не давая врагу перейти на правый берег Днепра.
Самой горячей точкой Смоленского сражения явилась битва за ликвидацию Ельнинского выступа, в ходе которой советские войска разгромили пять фашистских дивизий и 6 сентября 1941 г. освободили старинный город Ельню. Задержка наступления гитлеровцев на решающем московском направлении была первым стратегическим успехом Красной Армии в ходе войны.
18 сентября на Смоленской земле под Ельней родилась Советская Гвардия. 2 года и 3 месяца на Смоленской земле полыхал огонь войны. Партизаны и подпольщики начали вооруженную борьбу с первых дней оккупации. К концу июля 1941 г. в области было сформировано 54 партизанских отряда общей численностью 1160 бойцов.

 
6 мая 1985 года городу Смоленску было присвоено звание "Города-героя".


Учитель: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 27 миллионов жизней стоила нам эта победа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...