Внеклассное мероприятие по истории России, посвящённое развитию образования в СССР в 1920-30-х гг.
учебно-методический материал по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России для учащихся 9-11 классов. Мероприятие посвящено истории развития образования в СССР в 20-30-е гг. 20 века. Фрагменты предлагаемого материала можно использовать и на уроках истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vechera.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

 «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

Мероприятие для учащихся 9-11 классов. Посвящено истории развития образования в СССР в 20-30-е гг. 20 века. Место проведения: актовый зал школы.

Действующие лица: представитель наркомпроса, 1-й комсомолец, 2-й комсомолец, учитель 1930-х гг., учитель 1920-х гг.,  1-й историк начала 21 века, 2-й историк начала 21 века, агитбригада в составе пяти человек, ученики Ваня, Петя и Коля.

Оборудование: запись песен «Широка страна моя родная», «Интернационал», транспарант «Да здравствует новая азбука – лозунгофикация!»

Представитель наркомпроса:

Ленин сказал: «Безграмотный человек стоит вне политики, школа вне жизни, вне политики, есть ложь!»

Школа должна готовить строителей коммунизма! Всё население от 8 до 50 лет обязано обучаться грамоте под угрозой уголовного наказания. В Советской России принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения» и создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

1-й комсомолец:

Школа должна готовить НОЧей и УСКОМЧЕЛов!

Ученики:

А кто это?

2-й комсомолец:

Это научно-организованный человек и усовершенствованный коммунистический человек

Ученики:

Всё равно ничего непонятно

1-й комсомолец:

Что же здесь неясно? Школа – это фабрика-завод ученичества. Она будет выпускать новых людей. Даже имена у них будут другие, коммунистические. Вот вас, например, как зовут?

Ученики:

Ваня, Петя, Коля.

1-й комсомолец:

Это устаревшие, старорежимные имена. У людей коммунистического будущего и имена будут соответствующие – Лемарк (Ленин, Маркс), Даздраперма (Да здравствует 1-е мая), Совмила (советская милиция), Элена (Электрификация, индустриализация)

Звучит «Интернационал». Под его звуки на сцену выходит комсомольская агитбригада.

  1. Стар - убивать!

На пепельницы черепа!

А нам,

Не только новое строя,

фантазировать,

а ещё и издинамитить старое.

Пустые головы

к книжкам

для веса

нагрузив,
пошёл за профессорами профессор.

Их молодая встретила орава,

и дулами браунингов в провал

рухнуло римское право.

  1. Старая царская азбука нам не подойдёт

Да здравствует новая азбука – лозунгофикация!

«А» - Активным Элементом будь

А газ закрыть не позабудь!

«Б» - Безусловно непролетарского происхождения

Тот, кто враг советской власти

Без совести зазрения

«В» - Ведро помойное не уберёшь –

В спину революции лишний нож!

Ну, а там дальше:

«К» - Контрреволюция в том зарыта

Кто плохо поступит, и думает, всё шито-крыто!

«П» - Прикройте дверь – и она не дует

Под прикрывшего сознательного индивидуя

«У» - Уборку на кухне ослабить –

Уклон белогвардейский в квартирном масштабе!

  1.  Наши руки всему

                                научатся

Все загадки по нитке

                                вытянем

Коммунизм у нас

                                получится

Многоцветный и

                                 удивительный

Знаем – скажут

Потомки в будущем:

«Эти жили совсем

                                  не буднично!»

Глянут в книжицы

                                  полузабытые –

Нас увидят

                   и позавидуют

Учитель 20-х гг. 20 века

Я пришла работать в школу в 1921 году. Это было удивительное время. Перед педагогами была поставлена задача: воспитать всесторонне развитую личность, способную стать мыслящим творцом истории. Экзамены, уроки, задания на дом отменялись, так же как парты и форма. Детям была предоставлена полная свобода в организации учебных, музыкальных, спортивных занятий, театров, журналов. Присутствие учителя сводилось к минимуму, чтобы не стеснять ищущих свой путь детей. Даже слово учитель отменялось, вместо него вводилось слово «шкраб», т.е. «школьный работник»

Звучит песня «Нам нет преград ни в море, ни на суше»

Учитель 30-х гг. 20 века

Меня в числе 100 комсомольских работников по решению ЦК ВКП(б) в 1931 году отправили в школу для её идеологического укрепления. В этом году в методах преподавания в школе произошёл поворот на 180 градусов. Были возвращены уроки, оценки, твёрдое расписание, дисциплина, система наказаний вплоть до исключения. Все эксперименты в образовании объявлялись преступлением. Были определены новые цели воспитания – формирование уважения к авторитетам. Причём авторитетом наделялись партия и государство. Детям нужно внушать, что интересы коллектива и государства выше интересов семьи и личности.

Звучит песня Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная»

Представитель наркомпроса

Накануне революции 73% населения страны не умело читать и писать. Считалось, что для достижения всеобщей грамотности мужчин потребуется 180 лет, а женщин – 280 лет Но было сделано невозможное. К 1939 году грамотность населения составила 87,4 %. С 1933 по 1937 год в стране открылось более 20 тыс. новых школ, т.е. столько же, сколько в царской России за 200 лет! К 1933 году завершился переход к обязательному 4-х классному образованию, а к 1937 году обязательным стало 7-летнее образование.

Звучит песня «Наш паровоз вперёд летит!» («Песня о встречном»)

1-й историк начала 21 века

Да, было сделано невозможное! Но уровень полученного образования был намного ниже дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано. В результате у учащихся формировалось линейное мышление, препятствовавшее развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности. Всё, что не отвечало целям государства, считалось вредным и запрещалось: «теория Эйнштейна – образец загнивания буржуазной физики», «кибернетика и генетика – «продажные девки империализма». Отвергались науки, рассматривающие ту или иную форму неопределённости: квантовая физика, теория вероятностей, статистика, социология.

2-й историк начала 21 века

Но 1930-е годы имели огромное значение для развития образования в России. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники на русском языке и языках народов СССР. В создании школьных учебников участвовали писатели, поэты, крупные учёные: Маршак, Барто, Панкратова, Вавилова. Большой вклад в организацию народного просвещения и развития педагогики внесли Крупская, Макаренко, Шацкий. В сознании учеников утверждалось новое понимание ценности человека в обществе: не предприимчивый делец, наживший себе состояние любыми средствами, а трудящийся человек, отдающий свои силы на благо народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории России - КВН "Пётр Великий", 7 класс

Цели мероприятия: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого. 2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за ге...

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....

Внеклассное мероприятие по истории России "Вновь юность, май и сорок пятый"

Мини-спектакль, который можно использовать в 9-х и 11-х классах при изучении темы Великая Отечественная война.Также можно использовать при подготовке семинара учителей истории....

Внеклассное мероприятие по истории России для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида. Игра "Поле чудес".

Внеклассное мероприятие по истории России для учащихся коррекционной школы 8 вида "Поле чудес"....

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий» 7 класс

Внеклассное мероприятие по истории России  КВН «Пётр Великий» 7 класс...

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...