Тема: «Духовно-нравственное развитие гражданина России»
статья по истории на тему

Кондрашова  Анджела Ринатовна

Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства

государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г.

Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека

измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою  его патриотизма.

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать

патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь ксвоему Отечеству, к своему народу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_samsonova.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Духовно-нравственное развитие гражданина России»

1.Какие культурно-исторические традиции можно использовать в формировании духовности образовательного процесса.

Формирование патриотического сознания на уроках   истории .

Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства

государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г.

Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека

измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою  его патриотизма.

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать

патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь ксвоему Отечеству, к своему народу».

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к

духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает

актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных

задач современной государственной политики является воспитание чувств

патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых,

непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача

формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке

дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма

по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через  ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии.

Наверное, сколько людей – столько путей.

В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне,

утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические

настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных

ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и

физического здоровья российского общества.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и

умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно

участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа  призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. В этих целях в нашей школе разработан проект по патриотическому воспитанию – «Я – гражданин России».

Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей

педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и

развития. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является

изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного воспитательного  потенциала истории России имеет уникальную возможность активно  воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности  Родине.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников за

период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и  деятели. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить

исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со

временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной

местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории

родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя

между ними параллели.

История как никакой другой предмет содержит большие возможности

для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных

материалах  можно найти множество примеров истинного патриотизма и

честного служения Отчизне. История страны складывается из истории

отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках  истории необходимо и оправдано.

Школьными программами по истории России   предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней.

Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения

отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный

предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном

материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных

занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности

школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность,

общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский

характер.

Мне, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне

хочется, чтобы судьба Саратовского края перешла в надежные руки будущих

поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на  краеведческий

материал. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и

конкретный, способствует более глубокому пониманию общих

закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на

уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.

Сбором материала по местной истории, его классификацией в школьном музее я  преследую педагогические цели. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически

обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная  работа по подготовке его к уроку. Я заранее даю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его выполнением, провожу необходимые  консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации

познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических

событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя

практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках

не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает  усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от

значимости  местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде  чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его  место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения. Например, в 9 и 11 классах во время  изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в  процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного,

упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт,  не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в  нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности  современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и  хорошо понимает, что земля предков священна.

Ученики нашей школы активно участвуют во всех мероприятиях,

посвященных празднованию дня  Победы .

Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на

место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» - задают себе вопрос старшеклассники. Благодаря краеведению мне  удалось внести в учебно-воспитательный   процесс элемент живого созерцания.

Это достигается путем исторических экскурсий (например на Соколовую гору , музей Боевой  славы , Краеведческий музей  ), встреч с участниками Великой Отечественной войны,  боевых действий в Афганистане, Чечне. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму  времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда  на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже  знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что  исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

  Источниками изучения истории родного края для

учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы , краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной,

отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года ребята

выполнили работы: «Востребованные профессии Саратовского  района»,

«Человек чести и достоинства». Работы были направлены на  конкурс исследовательских работ, где заняли призовые места.  

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только

жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на

сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению  родного

края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно

длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно

внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в

подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.

  Историческое  культурное прошлое страны неразрывно связано с

подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает

ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории,

организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов,

играют важнейшую роль в формировании  духовно-нравственного  развития гражданина России .

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Я гражданин".

Вопрос духОсновная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Задачи проекта:·...

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Проект «Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»

Данный проект разработан для учащихся 5 класса.  Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин России» рассчитана на развитие  гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Я - гражданин России"

Цель программы - создание условий для воспитания духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.  Данная программа дает возможность обучающимся формировать стремление...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...