РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Нагаюк Анжелина Исмаиловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ИСТОРИЯ 11 КЛАСС

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИСТОРИИ  11КЛАСС

Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования.

Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю).

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.

ПРОГРАММА: Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.:  2013.

УЧЕБНИК: Загладин Н.В. Всемирная история: 20 век-начало 21 в. 11 класс., М, 2014

ПРОГРАММА:  Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. История Отечества. 20-начало 21 века: для 11 класса средних образовательных учебных заведение. –  М, 2013

УЧЕБНИК: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История отечества. 20 – начало 21 века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.:  2013

                                                                                                                                   11 КЛАСС (68 часов)

ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часов)

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (7 ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (6 ч)

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг. (5 ч)

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (6 ч)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и                                                       решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия (5 ч)

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (4 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Советское общество в 1985-1991 гг. (5 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

 «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (6 ч)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно- политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 часа)

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (15 ч)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно- технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».  Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал- социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

 «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Локальные конфликты в современном мире.Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

        уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (24 ЧАСА).

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

планируемая

проведения

Раздел 1. От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества.

(14 часов)

1-2

2

Основные направления НТР

П.1,2

3-5

3

Мир на рубеже веков 1 мировая война

Гл.2

6-7

2

Завершение колониального раздела мира

Гл.3  п.8,9

8-9

2

Политическое развитие индустриальных стран

Гл. 4

10-13

4

Мировое развитие и международные отношения

Гл. 5

14

1

Духовная жизнь и развитие мировой культуры

Гл.6

Раздел 2. Человечество на рубеже новой эры. (10 часов)

15

1

Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Гл. 7

16.

1.

Социальные и этнические процессы в информационном обществе.

Гл. 8

17.

1

Международные отношения после 2 мировой войны

Гл. 9

19-20

2

Евроатлантическая цивилизация во 2 половине 20 -начале 21 вв

Гл. 10

21

1

Страны Восточной Европы и СНГ во 2 половине 20 -начале 21 вв

Гл. 11

22.

1

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Гл.12

23

1

Духовная жизнь после2 мировой войны

Гл.13

24

1

Итоговый урок. Мировая цивилизация – новые проблемы на рубеже цивилизаций

Гл.14

Календарно-тематическое планирование курса ИСТОРИИ РОССИИ (44 часа).

История Отечества. 20 – начало 21 века

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

планируемая

проведения

Глава 1. Российская империя накануне первой мировой войны. (6 часов)

1

1

Россия на рубеже 19-20 вв.

§1-2 в.2

2

1

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

§3-4 в.5

3

1

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

§5в.2

4

1

Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина.

§6в.2

5

1

Культура России в конце 19-начале 20 века.

§7в.1

6

1

Повторение: Российская империя накануне первой мировой войны.

стр.75

Глава 2. Россия в годы революций и гражданской войны. (5 часов)

7

1

Россия в первой мировой войне: конец империи.

§8-9 в.1,9

8

1

Февральская революция 1917 года.

§10

9

1

Переход власти к партии большевиков.

§11

10

1

Гражданская война и иностранная военная интервенция. 1918-1922 гг.

§12-13 в.5,9

11

1

Повторение: Россия в годы революций и гражданской войны.

стр.135

Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930е гг. (9 часов)

12

1

Новая экономическая политика.

§14в.2

13

1

Образование СССР и его международное признание.

§15

14

1

Культура и искусство после октября 1917 года.

§16

15

1

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция.

§17-18 в.4

16

1

Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом.

§19

17

1

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.

§20

18

1

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

§21в.4,6

19

1

СССР в 1939-1941 гг.

§22

20

1

Повторение: Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.

стр.223

Глава 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (4 часа)

21

1

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942 гг.

§23-24 в.4,10

22

1

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 – ноябрь 1942 гг.

§25

23

1

Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

§26 в.3

24

1

Причины, цена и значение Великой Победы.

§27

Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 – 1964 гг. (6 часов)

25

1

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны.

§28

26

1

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина.

§29

27

1

Первые попытки реформ и 20 съезд КПСС.

§30

28

1

Противоречия политики мирного сосуществования.

§31

29

1

Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг.

§32 в.5

30

1

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

§33

Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства» (5 часов)

31

1

Политика и экономика: от реформ – к «застою».

§34

32

1

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

§35 в.7

33

1

Духовная жизнь в СССР середины 1960-х – середины 1980-х гг.

§36

34

1

Углубление кризисных явлений в СССР.

§37

35

1

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг.

§38

Глава 7. Перестройка и распад советского общества. (3 часа)

36

1

Политика перестройки в сфере экономики.

§39 в.3

37

1

Развитие гласности и демократии в СССР.

§40

38

1

Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Кризис и распад советского общества

§41,42

Глава 8. Россия на Рубеже 20 – 21 вв. (6 часов)

39

1

Курсом реформ: социально-экономические аспекты.

§43 в.2

40

1

Политическое развитие Российской Федерации в начале 1990-х гг.

§44

41

1

Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. Россия в начале 21 века.

§45-46

42

1

Внешняя политика демократической России.

§47в.2,6

43

1

Искусство и культура России к началу 21 века.

§48-49 в.1

44

1

Итоговый урок: История Отечества. 20- начало 21 века.

§1-49



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИСТОРИИ  11КЛАСС

Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования.

Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю).

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.

ПРОГРАММА: Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.:  2013.

УЧЕБНИК: Загладин Н.В. Всемирная история: 20 век-начало 21 в. 11 класс., М, 2014

ПРОГРАММА:  Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. История Отечества. 20-начало 21 века: для 11 класса средних образовательных учебных заведение. –  М, 2013

УЧЕБНИК: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История отечества. 20 – начало 21 века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.:  2013

                                                                                                                                   11 КЛАСС (68 часов)

ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часов)

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (7 ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (6 ч)

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг. (5 ч)

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (6 ч)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и                                                       решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия (5 ч)

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (4 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Советское общество в 1985-1991 гг. (5 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

 «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (6 ч)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно- политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 часа)

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (15 ч)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно- технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».  Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал- социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

 «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Локальные конфликты в современном мире.Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

        уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (24 ЧАСА).

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

планируемая

проведения

Раздел 1. От Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества.

(14 часов)

1-2

2

Основные направления НТР

П.1,2

3-5

3

Мир на рубеже веков 1 мировая война

Гл.2

6-7

2

Завершение колониального раздела мира

Гл.3  п.8,9

8-9

2

Политическое развитие индустриальных стран

Гл. 4

10-13

4

Мировое развитие и международные отношения

Гл. 5

14

1

Духовная жизнь и развитие мировой культуры

Гл.6

Раздел 2. Человечество на рубеже новой эры. (10 часов)

15

1

Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Гл. 7

16.

1.

Социальные и этнические процессы в информационном обществе.

Гл. 8

17.

1

Международные отношения после 2 мировой войны

Гл. 9

19-20

2

Евроатлантическая цивилизация во 2 половине 20 -начале 21 вв

Гл. 10

21

1

Страны Восточной Европы и СНГ во 2 половине 20 -начале 21 вв

Гл. 11

22.

1

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Гл.12

23

1

Духовная жизнь после2 мировой войны

Гл.13

24

1

Итоговый урок. Мировая цивилизация – новые проблемы на рубеже цивилизаций

Гл.14

Календарно-тематическое планирование курса ИСТОРИИ РОССИИ (44 часа).

История Отечества. 20 – начало 21 века

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

планируемая

проведения

Глава 1. Российская империя накануне первой мировой войны. (6 часов)

1

1

Россия на рубеже 19-20 вв.

§1-2 в.2

2

1

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

§3-4 в.5

3

1

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

§5в.2

4

1

Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина.

§6в.2

5

1

Культура России в конце 19-начале 20 века.

§7в.1

6

1

Повторение: Российская империя накануне первой мировой войны.

стр.75

Глава 2. Россия в годы революций и гражданской войны. (5 часов)

7

1

Россия в первой мировой войне: конец империи.

§8-9 в.1,9

8

1

Февральская революция 1917 года.

§10

9

1

Переход власти к партии большевиков.

§11

10

1

Гражданская война и иностранная военная интервенция. 1918-1922 гг.

§12-13 в.5,9

11

1

Повторение: Россия в годы революций и гражданской войны.

стр.135

Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930е гг. (9 часов)

12

1

Новая экономическая политика.

§14в.2

13

1

Образование СССР и его международное признание.

§15

14

1

Культура и искусство после октября 1917 года.

§16

15

1

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция.

§17-18 в.4

16

1

Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом.

§19

17

1

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.

§20

18

1

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

§21в.4,6

19

1

СССР в 1939-1941 гг.

§22

20

1

Повторение: Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.

стр.223

Глава 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (4 часа)

21

1

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942 гг.

§23-24 в.4,10

22

1

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 – ноябрь 1942 гг.

§25

23

1

Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

§26 в.3

24

1

Причины, цена и значение Великой Победы.

§27

Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 – 1964 гг. (6 часов)

25

1

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны.

§28

26

1

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина.

§29

27

1

Первые попытки реформ и 20 съезд КПСС.

§30

28

1

Противоречия политики мирного сосуществования.

§31

29

1

Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг.

§32 в.5

30

1

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

§33

Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства» (5 часов)

31

1

Политика и экономика: от реформ – к «застою».

§34

32

1

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

§35 в.7

33

1

Духовная жизнь в СССР середины 1960-х – середины 1980-х гг.

§36

34

1

Углубление кризисных явлений в СССР.

§37

35

1

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг.

§38

Глава 7. Перестройка и распад советского общества. (3 часа)

36

1

Политика перестройки в сфере экономики.

§39 в.3

37

1

Развитие гласности и демократии в СССР.

§40

38

1

Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Кризис и распад советского общества

§41,42

Глава 8. Россия на Рубеже 20 – 21 вв. (6 часов)

39

1

Курсом реформ: социально-экономические аспекты.

§43 в.2

40

1

Политическое развитие Российской Федерации в начале 1990-х гг.

§44

41

1

Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. Россия в начале 21 века.

§45-46

42

1

Внешняя политика демократической России.

§47в.2,6

43

1

Искусство и культура России к началу 21 века.

§48-49 в.1

44

1

Итоговый урок: История Отечества. 20- начало 21 века.

§1-49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11  класса. базовый уровень,  Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...