Методическая разработка урока с использованием стандартов второго поколения
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Развина Ираида Ивановна

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме 1. и является уроком формирующим у учащихся представления о переходе от первобытного общества к цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ                      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 2 имени С.И. Подгайнова  г.КАЛИНИНСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕМЕ:

 « ПЕРВЫЕ ЦАРИ И  ГРАМОТЕИ ».                                                  

                                                                                                                                             

                                                                                                                                   Учителя истории и обществознания                

                                                                                                                                   razvin@list.ru

                                                                                                                                    МБОУ « СОШ № 2 г. Калининска

                                                                                                                                   Саратовской области»

                                                                                                                                  Развиной  Ираиды Ивановны.

                                                                                        КАЛИНИНСК 2016

 

Методическая  разработка урока теоретического обучения.

Урок: « Первые цари и грамотеи»

Основная часть:

I. Методическое  обоснование  темы.

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме 1: «Первобытный мир» и является уроком, формирующим у учащихся представления о переходе от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Разработка включает в себя технологичную карту урока,  Две презентации  урока, конспект урока. Методическая разработка по истории  может быть использована для проведения уроков в 5 классе. Учебный предмет: история. Форма учебной  работы: классно-урочная. Уровень образования: 5 класс. Учебник для 5 класса «История Древнего мира» Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В.  М. Издательство БАЛАСС 2012г.

II. Методические рекомендации по проведению урока

Необходимо заранее продумать сценарий урока. Обязательно в уроке должна быть смена деятельности. Это даст большую возможность быстрого реагирования на каждого ученика на активное участие в уроке. Работа индивидуальная, в группах. Обязательно в каждой группе выбрать спикера ( или назначить ученика заранее).  Работа в паре и коллективная. Для наибольшего результата и меньшей затраты времени на столах до урока должен находиться раздаточный материал, желательно разного цвета для каждого этапа урока. Продолжительность урока 45 минут.

III. План урока (с технологической картой)

1. Тема программы №1: «Первобытный мир».

2. Тема урока : «Первые цари и грамотеи».

3.  Тип урока: Урок открытия нового знания

4.  Вид урока: Проблемно-диалогический урок

5. Цель методическая: Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников, формирование у учащихся представления о переходе от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

6. Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от первобытного общества на ступень цивилизации, используя исторические понятия: города, государство, письменность.

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя черты первобытного общества и цивилизации, научить определять черты какого общества более свойственны современному человечеству.

Линия 4.  Нравственное самоопределение.

Анализируя перемены, произошедшие около 5 тыс.лет назад во всех сферах человеческого общества, выявить гуманистические и нравственные ценности цивилизации.

Линия 5.  Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям на примере задания: «Как ты считаешь, заметен ли прогресс (развитие от простого к сложному) в истории человечества».

Обязательный минимум содержания: переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

План урока:

I. Определение   проблемы  урока: Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира?

II. Поиск решения проблемы:

1. Новая жизнь и новая мудрость.

Изменения в хозяйстве , общественном делении и культуре около 5 тыс.лет назад.

Примерный вывод по проблеме: перемены, произошедшие в хозяйстве (орошаемое земледелие, появление городов), в общественном делении (расслоение общества), в культуре (появление письменности), указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

2. Новая власть.

Новые черты в управлении  некоторых обществ на рубеже IV-III тысячелетий до новой эры.

Примерный вывод по проблеме: усиление власти вождя, появление правителя-царя, формирование признаков государственности – всё это свидетельствует о начале новой эпохи: цивилизации.

Ход урока:

п/п

Название

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

   УУД

           Результаты

личностные

Метапредмет-

ные

предметные

1.

0,5

мин

Мотивация.

-Здравствуйте! Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Молодцы! Давайте продолжим наше путешествие по Стране История.

Учащиеся здороваются с учителем. Открыты учебники, тетради.

Личностные: (строить отношения с людьми в соответствии с их мировоззрением)

Выстраива-

ние отношений с людьми

Организация своей деятельности

2.

4 мин.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Давайте с вами узнаем, чему и как удивился Антошка, Когда услышал ответ Источниковеда об окончании эпохи Первобытного мира и начале эпохи Древнего мира. Открываем с. 43. Прошу одного из учеников прочитать

Подводящий вопрос: Какое мнение высказал Антошка?

Фиксирую 1 факт:

Праздновать это событие

Какие факты привёл источниковед?

Фиксирую на доске 2 факт:

Люди даже не знали о смене исторических эпох

-Сравните 2 факта. Какое наблюдается противоречие?

Сформулируйте проблему урока

Фиксирую проблему на доске:

Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира?

Слайд №2

Читают вслух текст.

-Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать это событие

Источниковед считает, что никто и не подозревал, что живёт на рубеже двух

эпох!

Записывают факты в тетрадь

Выявляют

противоречие. По разному формулируют главный вопрос урока. Записывают его в тетрадь.

Личностные: (строить отношения с людьми в соответствии с их мировоззрением, освоение  гуманистических традиций и ценностей современного общества).

Регулятивные: (определять цели и план действий по проблеме, планировать результат).

Познавательные: (извлекать  и воспроизво-

дить информацию)

Коммуникативные: (излагать свое мнение в полилоге,  вступать в диалог  с учителем, уважение мнения другого)

Гуманистические традиции и ценности современного общества

Работа с учебником;  организация своей деятельности

Поиск необходимой информации

3.

2

 мин

Выдвижение версий

Побуждающий диалог.

Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?

Фиксирую версии на доске:

От проблемы стрелками

1) новые изобретения

2)перемены в жизни людей

Выдвигаются версии принимается любая

-люди становятся пашенными оседлыми земледельцами

- стали переходить на новый уровень отношений

Регулятивные:

(в побуждающем диалоге выдвижение версий)

Познавательные: (воспроизведение информации)

Коммуникативные:  (изложение своего мнения).

Уважение мнения других

Осознанный выбор вида учебной деятельности

Реализация и преобразование необходимой информации для решения учебной задачи

4.

7

мин

Актуализа-

ция знаний

Планирова-

ние деятельности

– Что мы уже знаем по этой проблеме?

побуждающий диалог:

-Объясните значение слова: «общество»

Изображаю на доске диаграмму общества, состоящую из четырёх сфер:

Хозяйство

Общественное деление

Власть

Духовная культура

Предлагаю поработать индивидуально и обсудить ответ в паре

Используя диаграмму  на с. 47 вместо картинок впишите в каждую сферу признаки первобытного общества

-Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Фиксирую на доске:

Хозяйство: селения, земледелие, скотоводство, ремесло

Общественное деление-равенство.

Власть-совет старейшин

Культура- устные сказания

Предлагаю выйти к интерактивной доске и переместить объекты в сферы общественной жизни.

Слайд №3

-Далее работаем по  карточкам в  паре:

Карточка№1

-Какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10-8 тыс. лет назад?

Карточка №2

- Какие изобретения и как изменили жизнь людей около 7-5 тыс. лет назад?

-Для этого используйте хронологическую таблицу на с. 16 и материал п.4-5

Заполните в тетради таблицу:

Слайд №4

Дата

Изобретения

изменения

Побуждающие вопросы:

-Давайте проверим, как вы справились с заданием

-Обратите внимание на дату около 5 тыс.л. назад

- Узнай по хронологической таблице, что она означает

Фиксирую на доске:

Около 5 тыс. л. назад - переход от первобытного общества к ступени цивилизации.

Побуждающий диалог:

-Мы вспомнили необходимые факты и понятия, которые нам понадобятся для решения проблемы

Итак мы с вами знаем, что первобытной эпохе свойственны свои признаки.

-Выяснили, что 5 тыс.л. назад  эта эпоха закончилась.

- Теперь выясним, что нам надо узнать для решения проблемы

Фиксирую на доске:

Знаем: Признаки первобытного общества

Надо узнать:

Изменения в каждой сфере общества

Выполняют 1 минуту задание, используют словари при затруднении, выделяя ключевые признаки понятия «Общество»

3-4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с учебником.

Затем обсуждают в паре.

Предполагае-

мый ответ ученика:

В сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в посёлках, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.

«Общественное деление» - все люди были равны.

«Власть»- во главе племени стоял вождь, все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.

«Культура»- знания люди передавали в устных сказаниях.

По своему желанию один из учеников выходит к интерактивной доске.

10-8тыс.л.назад

Изобретения: мотыга,

серп

изменения: появляются новые виды хозяйственной деятельности

(ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).

7-5 тыс.л. назад

Изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг;

Изменения: металлообработка, отделение ремесла от земледелия.

Класс 2 минуты работает с хронологической таблицей на с.16

- В это время появляются первые города, государства, произошёл переход от первобытного общества к цивилизации

Ученики вступают в диалог:

Мы, можем узнать какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох

Личностные:  (уважать иное мнение, историю, культуру других народов и стран)

Регулятивные: (организация своей деятельности; планирование с помощью учителя учебных действий; выбирать средство достижения цели индивидуально и  в паре; находить и исправлять ошибки; произвольное построение речевого высказывания)

Познавательные:

(определять понятия, строить рассуждения, находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; представлять информацию)

Коммуникатив-

ные: (организовывать работу в паре; взаимодействие с партнерами по совместной деятельности; вступать в диалог с учителем).

Уважение к  другому человеку, его мнению.

Соотношение  своих действий   с планируемыми результатами, организация своих  действий  в рамках предложенных условий и требований, коррекция своих действий в соответствии с изменяющей  ситуацией. Сотрудничество в паре.

Поиск   необходимой информации в изобразительных  источниках. Характеристика  образа жизни и занятия людей на основе диаграммы. Смысл и значение важнейших историчес-

ких понятий.

5.

3 минуты

Выявление мест и причин затруднения

Фронтальная беседа с использова-

нием иллюстрации на с.44

-Сравни занятия первых горожан, первобытных земледельцев и пастухов-скотоводов

- Сравни условия жизни первых горожан, первобытных земледельцев и пастухов-скотоводов

При затруднении используют с. 39, с.41

Слайд №5

Первобытные земледельцы:

Пашенное земледелие

Соседская община

Первобытные пастухи-скотоводы:

Осёдлое пашенное земледелие

Первые горожане:

Орошаемое земледелие

Частная собственность

города

Регулятивные: (находить и исправлять ошибки самостоятельно или с помощью учителя; самостоятельно искать средство для достижения цели; осознавать причины своего неуспеха, находить выход).

Познавательные: (извлечение, отбор и анализ информации из текста, извлечение информации из иллюстрации).

Коммуникатив-

ные: (диалог с учителем; организация работы в коллективе )

Уважение к  другому человеку, его мнению.

Работа с учебником, с иллюстрацией.

Знание историчес-

ких фактов,  работа с фактами.

6.

17

мин

Поиск решения проблемы

(открытие нового знания)

Побуждающий вопрос:

Вспомните, чем соседская община отличалась от родовой общины?

Предлагаю поработать с текстом учебника на с.43-46.

И на основе данного материала поэтапно в ходе выполнения задания, составить кластер в тетрадках по каждой сфере общественной жизни с теми изменениями, которые произошли коло 5- тыс. лет назад. Далее, предлагаю ученикам, выходя к  интерактивной доске   пополнить большой 

Слайд №6

кластер:

Класс две минуты работает со словарём, сравнивая признаки данных понятий. Предполагаемый ответ:

Родовая община-это союз родственных семей.

-соседская община- союз неродственных семей.

В соседской общине в отличие от родовой каждая семья вела своё хозяйство

Личностные: (аргументированно  оценивать чужие поступки в разнообразных ситуациях; объяснять оценки поступков с позиций общечеловеческих ценностей)

Регулятивные: (планировать с помощью учителя учебные действия; прогнозировать результат; определять средства решения проблемы, работать по плану сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки)

Познавательные: (строить логические рассуждения; по указанию учителя овладевать гибким чтением; сопоставлять и отбирать информацию из разных источников; устанавливать причинно-следственные связи явлений; обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общей закономерности; осознанное произвольное построение речевого высказывания)

Саморазви-

тие,  коммуника-

тивная компетент-

ность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи.

Преобразование символов для решения учебных и познавательных задач

1) Изменения в хозяйстве, общественном делении, и культуре около 5 тыс.лет назад

Прочитайте текст п.1 (первые два абзаца).

Сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в жизни соседской общины. Оформите их в виде кластера.

Слайд №7

-Проверим, что у вас получилось.

Предлагаю зафиксировать  на доске:

в сфере  «хозяйство»

частная собственность,

большие поселения,

орошаемое земледелие.

-Предположите, изменения в хозяйстве могли как-то повлиять на отношения людей в обществе?

-Прочитайте текст на с.44 и проверьте свои предположения

-Проверим, подтвердились ли ваши предположения.

Предлагаю зафиксировать на доске:

В сфере «Деление»:

Деление на социальные группы, неравенство

-Прочитайте третий абзац, объясните, чем отличалось их положение в обществе

-Дочитайте п.1 до конца, сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в культуре.

Предлагаю зафиксировать на доске:

В сфере

 «Культура»

Города,

Храмы,

Жрецы,

Письменность.

- Исходя из того, что мы узнали, глядя на кластер, какой  ответ мы можем дать на основной вопрос урока?

2) Новая власть

-Предлагаю обратить внимание на схему с. 47

Ставлю побуждающий вопрос :

-Как вы думаете, что ещё необходимо узнать?

Делю класс на группы. Предлагаю каждой группе выбрать своего спикера, который будет давать ответ на продуктивное задание. Предлагаю выполнить продуктивное задание, читая текст на с. 46-47

Слайд №8

-Объясни название текста

-найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже 4-3 тысячелетий до новой эры

-сделай вывод: почему это время –начало новой эпохи?

Проговариваю алгоритм выполнения продуктивного задания

Выставление отметок с предварительной самооценкой по алгоритму

Класс  5 минут читает текст. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Вспоминая диалог продуктивного чтения.

До чтения.

Во время чтения

После чтения

Ученики пишут и дают пояснения кластера, выходя по желанию.

Класс 2 мин. читает текст на с.44. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно

Ученики пишут и дают пояснения кластера, выходя по желанию.

Выполняют задания по тексту, объясняя различия.

Читают текст самостоятельно, и отмечают ключевые слова.

Ученики пишут и дают пояснения кластера, выходя по желанию.

Предлагают варианты решения по учебной проблеме

Ответ учеников: Власть

Ученики работают в группах.

Алгоритм подготовки спикером ответа:

1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти  понятие). 4. Мысленно сформулиро-

вать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».

Коммуникатив-

ные: (диалог с учителем; организация работы в группе )

7.

Выражение решения проблемы. Применение знаний.

7 минут

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Как называется тема сегодняшнего урока?

-Исходя из полученных знаний, дополните название темы урока.

-Применяем знания:

Слайд №9

1 уровень

(необходимый):

Ребята в своей тетради заполните линии по сравнению двух ступеней развития человечества.

1. Первобытное общество

2. Цивилизация

-Какими были поселения, хозяйство?

-На какие группы разделены жители?

-Кто управляет обществом

-Как передаются важнейшие знания

Учитель,  проходя по рядам,  проверяет правильность выполнения задания, дает консультации при необходимости.

2 уровень

(повышенный):

Слайд №10

Каждому разрешаю выбрать свою позицию и аргументы.

Ребята, попробуйте ответить на вопрос: Как ты считаешь, заметен ли прогресс (развитие от простого к сложному) в истории человечества.

Запиши своё мнение.

Выставление отметок с предварительной самооценкой по алгоритму

3 уровень

(максимальный

Слайд №11 с переходом на презентацию №2.

Пройди трёхуровневое тестирование.

Предполагае-

мый вывод по проблеме:

-Около 5 тыс.л. назад закончилась эпоха Первобытного мира, так как произошли серьёзные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации

Предлагают свои названия, выбирают общим мнением.

«От первобытной эпохи к цивилизации»

По-разному формулируют тему урока и записывают его в тетрадь

Учащиеся в течении 2 – 3 минут выполняют задание.

Самопроверка задания по эталону

Во фронтальном диалоге проверяется задание

Учащиеся высказывают свои мнения, аргументируя их.

Выполняют индивидуально, по желанию.

Личностные: (аргументированно  оценивать чужие поступки, опираясь на общечеловечес-

кие нравственные ценности).

Регулятивные: (оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях)

Познавательные: (представлять информацию в виде тезисов)

Коммуникатив-

ные: (организация работы индивидуально)

Развитие морального сознания и компетент-

ности в решении моральных проблем на основе личностно-

го выбора, формирова-

ние нравствен-

ных чувств и нравствен-

ного поведения

Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения

Оценивание чужих поступков с  опорой на выращенную человечест-

вом систему ценностей.

8.

Рефлексия

3 минуты

-Скажите,  как вы оцениваете изменения, которые произошли на рубеже тысячелетий?

- Какие изменения произвели на вас неизгладимое впечатление?

- На ваш взгляд,  перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс.л. назад – принесли людям добро или зло?

-Высказывания детей

-Появление письменности, что свидетельст-

вует о новом уровне развития людей

-Цивилизация

Высказывают различные мнения

( главное аргументация)

Личностные: (Личностные:

Аргументирован-но оценивать чужие поступки, опираясь на общечеловечес-

кие нравственные ценности).

Регулятивные: (оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях)

Познавательные: (представлять информацию в виде тезисов)

Коммуникатив -ные: (диалог с учителем; монолог)

Освоение гуманисти-

ческих традиций и ценностей современного общества

Владение основами  осознанного выбора в учебной деятельности

Представле-

ние  мотивов поступков людей прошедших веков

9.

Домашнее задание

1,5 минуты

- Ребята, а что у меня в руках? (Показываю живой тростник)

-Как вы думаете, каково его применение?

Слайд №12

-Прочтите дома параграф  7 и проверьте свои предположения.

В рабочей тетради выполните задание  стр. 29 (уровень необходимый выполнить всем)

(программный и максимальный по выбору)

Высказывают свои предположения

Запись домашнего задания

Личностные: (развитие интереса к предмету)

Регулятивные:(определение проблемы в учебной деятельности)

Познавательные: (ознакомитель-

ное чтение)

Ответственность в  отношении к учению.

Работа с учебником и контурной картой (умение выделять главное).

Развитие обществен- ных процессов

7.Материально-техническое обеспечение урока

Для реализации целей и задач обучения истории по данной программе используется УМК по истории Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

1.Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов М.Из-во Баласс2012;

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Часть1. Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина. М. Из-во Баласс2012;

3.Методические рекомендации для учителя Всеобщая история М.Е. Турчина, Д.Д. Данилов, Л.Н. Монченко, М. Из-во Баласс2009;

4. Тетрадь  для контрольных работ.

К техническим средствам обучения, которые  эффективно использую  на уроке по данной теме:  компьютер,  цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, интерактивная доска. К данному уроку мною приготовлены две интерактивных презентации с использованием традиционной презентации с применением макроса DragAndDrop разработанным David M. Marcovitz, для создания компьютерных тестов в PowerPoint.  Использование материалов сайта http://fcior.edu.ru

8.Межпредметные и внутрипредметные связи

Межпредметные связи:

Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.

Литература, 5 класс:  общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных)

Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле.

Внутрипредметные связи:

Данный урок является одним из основных элементов в изучении целой главы: «Первобытный мир». Эта тема большой логической цепочки под названием: «От простого к  сложному», которая  даёт ученикам представление о том, как происходил процесс становления новой исторической эпохи: «Цивилизация». Изменения в развитии человечества:  от первых людей  к первым шагам разума, от родовой общины к  соседской.  От первобытного общества к цивилизации. С последующим изучением Цивилизации Древнего Египта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

методическая разработка урока "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ" 9 класс

Методическая разработка урока "РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ" 9 класс...

Методический семинар "Урок в контексте ФГОС второго поколения"

Данная разработка содержит подробное описание проведения методического семинара, приводятся используемые приложения....

Методическая разработка урока немецкого языка как второго иностранного языка в 6 классе

Класс:                     6  (второй год обучения)Предмет: ...