Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Тихомирова Татьяна Олеговна

Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического прошлого. Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания, показать примеры патриотического служения у разных народов. История России даёт нам множеств примеров патриотического служения и  любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 549 с углублённым изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга

«Рекомендовано к использованию»

«Утверждаю»

          Педагогическим советом

Директор ГБОУ СОШ № 549

Протокол № _____от «_____» ________ 2016 года

 

Председатель Педагогического совета

Приказ № ______ от ____________2016 г.

_____________ И.В.Крина

______________ И. В. Крина

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«   В мире истории : науки- помощницы  »

Для учащихся  5 классов
1 час в неделю (всего34 часов)


Учитель: Тихомирова Т О

2016 – 2017 учебный год


1 Пояснительная записка

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.

Программа позволяет решать вопросы патриотического воспитания, показать примеры патриотического служения у разных народов. История России даёт нам множеств примеров патриотического служения и  любви к Родине. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Она проявляется не только на поле боя с врагом, но и в повседневности.

Любовь к Отечеству связана с любовью к родному краю, где человек родился, где он приобрёл первые познания жизни, первые впечатления.

Любовь к Отечеству связана с любовью к народу: к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества, Любить Отечество - значит любить прошлое своего народа, т.е. его историю, предания; любить его настоящее - его нравы обычаи, особенности его быта; любить его будущее - его идеалы, стремления.

Любовь к Отечеству предполагает заботу об улучшении его политического устройства, совершенствования его органов власти, стремление к установлению согласия и мира в общественной жизни, совершенствованию его законов и их исполнение.

Любить Отечеств значит любить благо Отечества, благо своего народа, благо своего государства. Дорожить этим благом, охранять его, служить ему, соблюдать обязанности, направленные на сохранение и возвышения блага отечества.

   Бережное отношение к обычаям и традициям – важное условие неразрывной связи времён и поколений. Это выражается в почитании национальных святынь могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры – культурного наследия.

Программа внеурочной

деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и  ознакомление с их  методами исследований исторического прошлого.

Цель программы: создание условий для воспитания российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, патриотизма, нравственной позиции, социальной активности.

Задачи:

Образовательные:

- расширение и углубление знаний учащихся об исторической науке, работе учёных-историков;

- развитие умения работать по извлечению знаний о прошлом из различных исторических источников; навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;

- развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

- развивать систему гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание.

Воспитательные:

- воспитывать патриотов России, граждан социального государства;

- формировать стремление у школьников к сохранению, распространению, и развитию национальной культуры;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России;

- развивать потребность в исторических знаниях.

Развивающие:

- применение универсальных учебных действий  при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;

- развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого.

- развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Результаты     

Личностные результаты

- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;

- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- умение организовать  совместную деятельность со сверстниками; работать  индивидуально и в группе: находить компромиссное  решение;  

- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;

- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно планировать пути достижения целей;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;

- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия по алгоритму.

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД:

- проявлять  навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;

- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

- высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- строить рассуждения о предложенной информации.

- излагать свое мнение на основе полученной информации  и аргументировать свою точку зрения по её оценке.

Коммуникативные УУД:

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

- владеть устной, письменной, монологической речью;

- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;

-формулировать собственное мнение и позицию,

- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.

- уметь  слушать собеседника и вести диалог;

- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.    

Предметные результаты

        -  проявлять  интерес  к изучению истории;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;

- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.

     

 Формы занятий

Беседы, презентации,  экскурсии (в т.ч. виртуальные), поисковые исследования, олимпиады, встречи с учёными-историками, посещение музеев и др.

Режим занятий

. Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть, так и практическую. На вторую часть отводится большее количество времени.

Формы представления результатов 

сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов, интервью, пополнение коллекции школьного музея и др.

2 Учебно-тематический план.        

        

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

( теория)

Внеаудиторные

(практика)

 

1

Как изучается прошлое.

10

4

6

1.1

История наука о прошлом.

Исторический факт.

2

2

1

Познакомить учащихся с первоначальным представлением о истории и историческом факте.

1.2

Исторический источник. Виды исторических источников.

Архивоведение.

4

2

2

Познакомить с историческими источниками, их видами.

1.3

Измерение времени в исторической науке.

Хронология.

2

2

Научить работать с лентой времени и ознакомить с особенностями современного летосчисления: счёт лет до нашей эры и нашей эры.

1.4

Историческая карта. История на плане.

2

2

Уметь различать карту и план. Научить правилам работы с картой.

2

Науки- помошницы.

8

4

4

2.1

Археология.

4

2

2

Общее представление о работе археолога .Познакомить с важнейшими археологическими памятниками России.

2.2

Этнография.

2

1

1

Уметь анализировать мифы песни и сказания с исторической точки зрения.

2.3

Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.

2

1

1

Иметь представление о данных науках.

3

История вокруг нас.

10

2

8

3.1

Генеалогия.

2

2

Уметь составлять свою родословную.

3.2

Топонимика.

2

2

Иметь представление о том ,что в географических названиях содержится информация по изучению исторического прошлого.

3.3

Геральдика.

2

2

Уметь различать гербы разных стран, знать историю возникновения и периоды Государственного герба РФ.

3.4

Знамёна и флаги в истории.

2

2

Понимать общее и различия между гербом и флагом, знать историю и традиции , связанные с ними.

3.5

Из истории гимнов.

2

2

1

Знать что такое гимн и историю возникновения гимна РФ.

4

Как работать с историческими материалами в школе.

4

4

4.1

Порядок изучения истории.

Как работать с учебником

1

1

Знать периодизацию истории и направления в изучении.

4.2

Художественная литература по исторической тематике.

2

2

2

Уметь отличать правду от вымысла в художественной литературе.

4.3

Живописные произведения на историческую тему  .Историческая фотография.

1

1

1

Уметь работать с историческими картинами и фотографиями, анализировать и извлекать информацию.

5

Итоговые занятия.

2

2

2

Защита пректов.

Итого:

34

10

24

3 Содержание программы.

1.  Как изучается прошлое.                                                                                                                                

1.1 История – наука о прошлом. Исторический факт. Главные вопросы историка.  Как работают историки. Краткое знакомство с именами   выдающихся   историков. .

  1. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Как гибнут памятники старины. Культурное наследие.

1.3 Хронология – порядок событий. Историческая хронология - вспомогательная научная дисциплина.

Что  называется  датой. Мера времени – год. Точка отсчёта времени. Мера времени – век. Мера времени - тысячелетие.

1.4 .Историческая карта. Историческая карта как источник информации.    История на плане.

: Понимать особенность информации, предоставляемой картой и планом. Различие  карты и плана.   Простейшие примеры использования  карты при изучении истории.  Правила работы с исторической картой.

  1. Науки-помощницы: археология, этнография.

2.1 Что изучает археология. Как работают археологи.

Общее представление о работе археолога. Необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Вред раскопок, проводимых случайными людьми.

2.2. Что изучает этнография. Преданья старины глубокой. История в песне.

Особенности работы этнографов; общее и различное в работе этнографа и археолога.

: анализ сказаний, мифов, песен с исторической точки зрения.

2.3. Нумизматика, сфрагистика, метрология и др.

  1. История вокруг нас.

3.1 Генеалогия. Знать своих предков – знать историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.

Генеалогия  «приближает» историю к человеку. История семьи, происхождение имени – важные составляющие, из которых складывается историческая память человека.

3.2 Топонимика.   Географические названия – свидетели прошлого. Как возникают названия. Названия стран мира. Названия городов, сёл, улиц в родном крае. История их возникновения.

Географические названия как информация по изучению исторического прошлого. Необходимость  бережного отношения к географическим названиям.

Краеведческий материал при изучении происхождения географических названий.        

3.3  Геральдика.  О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации.

Символические изображения в работе учёных историков. Значение символики в жизни людей.  

Уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества.

3.4 Знамёна и флаги в истории.  Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории знамён. Флаг – отличительный знак. Общее и  различное между ними.  Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации.

Флаг и знамя как часть государственной символики. Традиции, связанные с флагом и знаменем.

3.5. Из истории гимнов. Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов зарубежных стран и нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации.

Отношение к государственным символам – показатель нравственной установки личности. Патриотическая песнь в истории нашего государства.  Взаимосвязь между изменениями порядков в стране и появлением государственных символов.

4. Как работать с историческим материалом в школе.

4.1. Порядок изучения истории.  Периоды в истории.  Направления (курсы) в изучении истории: Всеобщая история и история России.  

4.2.  Художественная литература по исторической тематике. Правда и вымысел в художественной литературе. Писатели, создавшие произведения на историческую тему.  

4.3. Иллюстрации на историческую тему.  Репродукции  картин, изображающих историческое прошлое. Правда и вымысел в живописных произведениях.    Художники,  создававшие свои полотна на историческую тему.

Применять: изучение исторического прошлого с помощью фотографии.  Анализировать фотографии, изображающие историческое прошлое.

4 . Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате реализации программы учащиеся должны научиться:                                                                                

                                                                

1 Владеть устной, письменной, монологической речью на исторические темы.                                                                

2 Признавать существование различных точек зрения .                                                                                                

3 Формировать собственное мнение по различным вопросам.                                                                                        

4 Уметь слушать собеседника и вести диалог.                                                                                                                

5 Применять исторические знания и исторический анализ для раскрытия исторических событий.                                        

6 Уметь исследовать исторические источники.                                                                                                                

7 Писать учебно-исследовательские работы по истории семьи.(составлять родословную ,записывать воспоминания).                        

8 Проводить поисковые работы.                                                                                                                                

9 Создавать домашний архив.                                                                                                                                

10.Работать с историческими экспонатами.                                                                                                                

11Работать с исторической картой и биографиями исторических деятелей.                                                                        

                                                                

                                        

5 .Формы и виды контроля.                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Сочинения, выпуск стенгазет на историческую тему, участие в олимпиаде, составление доклада, создание родословной своей семьи, участие в конкурсе рисунков, создание компьютерной презентации, проведение экскурсии, участие в обсуждении, фотографирование исторических объектов. В конце года учащиеся должны защитить проект в письменном или электронном виде.

                                                                                        .

6 Описание материально-технической базы.                                                                                                

Майков А.Н История. Введение в историю.   Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класс. (Гриф  «Рекомендовано Министерством образования и науки для учащихся общеобразовательных учреждений) М.: «Вентана-Граф». 2014 г. 128 стр.

Майков А. Н. История. Введение в историю. Методические рекомендации 5 класс. М.: «Вентана-Граф». 2012 г. 121 стр.

Майков А.Н. История. Введение в историю. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Вентана-Граф».

Методика обучения истории: Учебник для студ. учреждений высшего образования (Гриф Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование») / Барабанов В.В., Лазукова Н.Н., Ванина Э.В., Журавлева О.Н. и др. / под ред. Барабанова В.В., Лазуковой Н.Н. М.: ИЦ «Академия», 2014.  - 432 с.

Багров  Лео. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: Центрполиграф, 2004. 319 с.

Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Вестник образования. – 2009. - № 17.

Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.: Вако, 2007

Журавлева О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158. 

Ишимова А.О.  История России. В рассказах для детей. Аудиозапись.  МР3 http://gorenka.org/index.php/detyam/3648-ishimova-a-o-istoriya-rossii-v-rasskazakh-dlya-detej 

Митяев А.В.  Ветры Куликова поля.  Рассказы о воинской доблести предков. М.: Детская литература. 1984 г. Переплет: ламинированный тверд.; 319 страниц.

Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. СПб.: Искусство СПб, 2002. 880 с.

Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.

Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М.: Дет. лит., 1991. - 143 рассказы русских летописей XII-XIV вв. / сост.-ред.: Лихачев Д. С.  М.: «Детская литература» , 2013. - 205 с.

Религии Санкт-Петербурга. Историко-культурный атлас: Уч. пособие / под ред. В.В. Аржанухина. – СПб.: Союз, 2002.  212 с.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М. Педагогическое общество Росс. М., 2002. 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса

Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 5 класс.

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знак...

Рабочая программа внеурочной деятельности. В мире финансовой математики. 7 класс.

Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире права" для 9 класса

Обучающиеся научатся:- приобретать практический опыт деятельности, предшествующий профессиональной, в основе которой лежит данная учебная деятельность;- полноценно выполнять типичные для подростка соц...