Мастер - класс Актуальность,значимость социального проекта.
методическая разработка по обществознанию по теме

Цапина Ирина Викторовна

Мастер - класс Актуальность,значимость социального проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_aktyalnost.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Актуальность, значимость   социального проекта»

Цель:

Познакомить с методом социальных проектов, этапами работы над социальным проектом, определить его значимость и результативность.

План занятия: 

 

1. Социальный проект.

2. Разработка и реализация проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних».

3. Актуальность, значимость и результативность проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних».

4. Подведение итогов.

Ход занятия:

I. Социальный проект. Одним из интерактивных методов в обучении является метод социальных проектов. Хочу еще раз сказать о преимуществе интерактивных методов в обучении. Далеко в прошлое уходят от нас пассивные методы, когда учитель на уроке берет все в свои руки и как «глухарь на току», говорит целый урок. Современные дети живут в потоке избыточной информации. В современном образовании интерактивные методы вытесняют пассивные методы и даже активные. Сравним следующие показатели усвоения знаний (схема «Пирамида обучения»). Отсюда следует вывод, что интерактивные методы позволяют достичь хороших результатов. Здесь очень хорошая мотивация (занимаюсь потому, что интересно). Учащиеся занимают очень активную позицию, а педагог выступает как лидер и организатор процесса.

  Проектирование вооружает ребенка навыками, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных проблем, а потому проектное обучение должно непременно активно поддерживаться и рассматриваться.

  В основе социального проекта лежит социальная проблема и пути ее разрешения.

«Не существует такой проблемы, от которой нельзя было убежать»

Ричард Бах

  Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности, некомфортности ощущения себя. Под трудностью понимают прямое неудобство, неудовлетворенность, то, что не устраивает человека (ребенка) в его социальной жизни.

  Таким образом, социальный проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию социальной действительности.

  В настоящее время конкурсы социальных проектов проходят очень часто и среди учащейся молодежи, и взрослых. Они стали реальным механизмом взаимодействия общества и власти.

II. Разработка и реализация проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних»

  Сегодня я хочу рассказать вам о разработке и реализации проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних».

Основные этапы работы над проектом.

1. Проблематизация

2. Целеполагание

3. Планирование

4. Реализация

5. Рефлексия

1. Формирование команды.

Без изучения возможностей команды, которая непосредственно берется за реализацию проекта, начать работу невозможно.

                                                                              Кто про свои дела кричит

                                                               всем без умолку,

В том верно мало толку…

                                                                         Великий человек лишь

                                                               громок на делах,

И думает  свою он крепко

думу

                                                    Без шуму.

И. А. Крылов

Над проектом работали учащиеся 11-Б класса гуманитарного профиля:

пять старшеклассниц, занимающих активную жизненную позицию. Они отличались хорошей учебой, являлись членами районной молодежной организации «Молодая гвардия». Техническое и информационное обеспечение проекта осуществлял восьмиклассник Замолотских Максим.

2. Проблематизация.

  Я собираю участников и предлагаю им поучаствовать в районном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России». Мы проанализировали разные направления. Детей заинтересовала молодежная политика. Понятно почему, ведь они лидеры, члены «Молодой гвардии». Неоднократно являлись участниками Всероссийских акций, посвященных Дню независимости России, Дню Конституции.

  Определились и с темой проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних». «Правонарушения, рост подростковой преступности … С этим злом нужно бороться!» - говорят участники проекта. (а в глазах появляется искорка)

  Как не преступить черту закона?

  Как избежать правонарушений?

  Проблематизация является первым этапом над проектом – необходимо оценить имеющие обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение проблемы».

  3. Целеполагание.

  А теперь появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности.

  Следующий этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно-значимую цель, что еще больше укрепляет мотив деятельности.

  Цель проекта:  

   Формирование соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

  Ожидаемые результаты:

- формирование правовой культуры учащихся

- формирование активной гражданской позиции

- снижение числа правонарушений – позитивная динамика

 

4. Планирование:

  Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. Мы стали вместе планировать. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.

  а) Постановка задач, исходящих из целей:

  - формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

  - формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

  - решение задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования

  б) Определение последовательности предстоящих шагов – участники предлагают сами:

  - изучить проблему правонарушений в Липецкой области, нашем городе, нашей школе;

  - изучить нормативно-правовую базу;

  - использование общественных ресурсов;

  - проведение мероприятий, направленных на формирование правовой культуры.

  в) Выбор способов работы (технология):

  - самостоятельная работа;

  - встреча с начальником ПДН майором милиции Константиновой Г.В.;

  - определение динамики правонарушений, составление диаграмм;

  - социологический опрос среди взрослых;

  - анкетирование подростков;

  - интервью с начальником отдела молодежи Борзуновым В.А.

  - разработка проекта по трем направлениям;

  - выбор форм проведения мероприятий.

5. Реализация плана.

  • Учащиеся сначала изучили правовые нормы, законы, которые еще лучше давали возможность разобраться в проблеме.
  •  Изучение проблемы правонарушений в Липецкой области, определение причин правонарушений (объективные и субъективные)
  • Встреча с начальником с ПДН. Информация дала возможность представить реальную картину, понять, что проблема серьезная. Вместе с участниками проекта мы оценили динамику за 3 года
  • Интервью с В.А. Борзуновым. Он познакомил с программой «Молодежь Усманского района», рассказал, что делается в районе, городе по решению данной проблемы.
  • Проведение социологического опроса среди населения в возрасте от 20 до 45 лет. Социологический опрос показал, что детей нужно воспитывать на доверии, прививать основы правовой культуры, чтобы в будущем у детей не было конфликтов с законом.
  • Анкетирование среди учащихся в возрасте 15 лет
  • Наступает важный момент – разработка системы мер, которая способствовала разрешению данной проблемы. Для школы приемлемы 2 подхода к профилактике правонарушений: информационный и социально-педагогический. Учащиеся выбирают информационный. Разработан проект по 3 направлениям: «Государство», «Семья», «Школа». Самым интересным для детей стало осуществление своего плана в направлении «Школа». Вот здесь и раскрылись их лидерские качества, креативность их мышления, сценические способности и организаторские качества. Я хочу рассказать лишь о некоторых интересных мероприятиях, целью которых стало формирование правовой культуры:

- сюжетно-ролевая игра «Наши права»;

- деловая игра «Я выбираю закон»;

- школьная акция «Уважай закон».

6. Рефлексия

  Это завершающий этап работы. Участники проекта сравнивают полученный результат со своими замыслами. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончанию работы. Эмоций много, дети стали говорить о том, что получилось хорошо. По ходу корректировали, предлагали внести изменения. Но тут у участников появилась и грустная нотка, они вспомнили, что скоро окончат школу. Сожалеют о том, что мало времени: «Мы могли бы сделать очень многое». Я вношу свои коррективы, поясняя, что в школе действует программа по профилактике правонарушений и дальнейшая реализация проекта возможна в рамках данной программы. Дети остались довольны, что начатое ими дело будет продолжаться.

III. Актуальность

  Проблема правонарушений актуальна в наши дни. Правонарушения происходят по разным причинам. Очевидно, школа не может остаться в стороне от данной проблемы.

     

     Значимость  

  • Приоритетным направлением государственной политики в области воспитания является внедрение инноваций, способствующих формированию Человека – гражданина
  • Реализация проекта социально значима, она принесет пользу, позволив реализовать задачи гражданско-правового воспитания молодых граждан

  Результативность

  • I место в районном этапе Всероссийской акции «Я - гражданин России»
  • Участники проекта совершенствовали свои организационные, общеинтеллектуальные, коммуникативные навыки
  • Проект направлен на реализацию программы развития школы «Социализация личности школьника», он внес свой вклад в гражданско-правовую социализацию
  • Позитивная динамика

Данный проект лишь часть той большой работы над серьезной проблемой, которую мы реализуем совместными усилиями. Участники проекта правильно определили схему решения: школа и семья при активной поддержке государства. Есть определенные, позитивные сдвиги. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно еще больше прилагать усилий.

IV. Подведение итогов. Домашнее задние

  Подводя итоги мастер-класса, я хотела бы сказать, что  социальный проект - это очень полезный, интересный и эффективный метод. Используйте его в своей работе. Я предлагаю поработать над такими темами:  

1. Проблема безработицы

2.  Демографическая проблема

3. Судьба города в наших руках

4. Связь поколений

5. Все краски жизни (профилактика асоциальных явлений)

Домашнее задание:

1. Выбрать тему социального проекта

2. Составить алгоритм проекта.

3. Ответить на вопросы:

- Какое время может понадобиться на выполнение данного проекта?

- Что учащийся сможет делать самостоятельно, и в чем вы будете ему помогать?

-  Какие у учащегося имеются ресурсы (что он уже знает  и умеет, чего еще не знает и не умеет, как он сможет  добыть необходимые знания, умения и навыки) ?

- Какие приращения в предметных знаниях приобретет учащийся?

- Какие общеучебные навыки  будут развиваться в ходе данного проекта?

                   

 

 

      

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер-класс по созданию социокультурного проекта."

Со свими ребятами 6 класса мы год работали над социокультурным проектом:"Художники-выксунцы-участники ВОВ."Был собран богатейший материал, мы проводили мастер-класс для учащихся 6 классов.Предлагаем п...

Мастер-класс Разработка экологического мини-проекта «Покормите птиц зимой»

Мастер-класс.  «Разработка  экологического мини-проекта «Покормите птиц зимой» проводился в рамках Иркутской областной стажировочной площадки». Особенность данного мастер-класса в...

Мастер-класс "Составление интеллект-карты проекта"

В рамках мастер-класса представлен реализованный школьный проект "Возраждение" и технология разработки интеллект-карты данного проекта...

Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»

Мастер-класс: « Использование возможностей социальной и информационно-образовательной среды во внеурочной деятельности»...

Мастер-класс "Использование технологии социального проектирования"

Познакомить участников мастер-класса основам социального проектирования через практическое создание социального проекта в условиях ограниченного времени и информационного обеспечения....

Мастер -класс "Этапы работы над проектом" (для учителей)

Тема " Фрмирование компетенций учащихся посредством проектоной деятельности". Данный мастер - класс, предназнченный для учителей, проводился по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царе...

Мастер - класс "Технология создания социальной рекламы"

В данном мастер классе представлен алгоритм создания социальной рекламы на базе общеобразовательных школ, в рамках  профориентационной работы.Также представлен социальный видеоролик созданный в р...