Конспект урока по истории для 11 класса "Первая русская революция"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

план-конспект урока по истории для 11 класса по теме "Первая русская революция". Расскрываются причины, ход и итоги революции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов №11

Конспект урока истории в 11 классе

по теме

«Первая Российская революция 1905-1907г.г. »

подготовила

учитель истории и обществознания

Егорова Варвара Викторовна

Хабаровск, 2016 г

Урок истории в 11-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Планируемые результаты: личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;  метапредметные – развивать умение  работать  с историческим источником (как одним  из видов текста); формулировать и обосновывать выводы;  развитие коммуникативной  компетентности  учащихся;  предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать  оценочные суждения

Оборудование: раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II, Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный        

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Причины и начало первой русской революции.

2. Два пути революции. Развитие революционного движения в России.

3. Высший подъем революции.

4. Итоги революции 1905 – 1907 гг.

Ход урока.

1.Причины и начало первой русской революции.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

- Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр 3. На престол вступил его сын Николай II. Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи. (слайд 2)

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Работа с учебником.

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. Что такое «зубатовщина»? (слайд 3)

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом. (слайд 5)

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
  5. Равенство перед законом всех без исключения…
  1. Каков характер приведённых требований?
  2. О чём просят рабочие царя?
  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?

2. Два пути революции. Развитие революционного движения в России.

Рабочие должны были вызвать царя из Царского Села и предложить ему принять депутацию. В случае согласия рабочие избирали из своей среды депутацию во главе с Гапоном, которая встречалась с царём, вручала ему петицию и предлагала её рассмотреть. Однако царь должен был немедленно клятвенно обещать подписать два указа — о всеобщей политической амнистии и созыве всенародного Земского собора. Если царь соглашался, Гапон выходил к народу и махал белым платком, что означало сигнал к всенародному торжеству. Если царь отказывался, Гапон выходил к народу и махал красным платком, что означало сигнал к всенародному восстанию. В этом случае рабочие должны были знать, что у них больше нет царя и они должны добыть себе свободу сами.

«Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!» — Дневник Николая II

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

- Это был повод или причина революции?

- Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом. 

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». (слайд 10)

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
  1. Какие права получило российское население?
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
  3. Какими полномочиями он наделялся?
  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
  5. Оцените значение Манифеста.

3. Высший подъем революции.

Картинки по запросу периодизация первой русской революции таблица(слайд 11)

Почему второй период революции, с октября по декабрь 1905 г считается наивысшим пиком революционных событий?

4. Итоги революции 1905 – 1907 гг.

Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

Какие ещё проблемы не были решены в результате революции?

5.Рефлексия.

Почему события являются именно революцией, а не переворотом?

Возможно было бы избежать этих событий?

Какие социальные слои участвовали в ней?

Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

Какой главный итог революции?

Домашнее задание - параграф 5 читать и пересказывать; Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первая русская революция Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №11 Егорова В.В.

Слайд 2

В последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель . Господи, помоги нам, спаси и умири Россию ! Самодержавие мое останется таким, каким оно было встарь. Объединяйтесь, русские люди, я рассчитываю на вас . Хозяин Земли Русской. (ответ на вопрос об основном занятии в опросном листе всероссийской переписи 1897 г .)

Слайд 3

Используя приведенные в таблице данные о распределении населения России по сословиям( по итогам переписи 1897 г.), сделайте выводы об уровне экономического развития страны. Сословия Всего человек % ко всему населению Дворяне потомственные и личные, чиновники не из дворян 1850288 1,5 Духовенство христианских вероисповеданий 588947 0,5 Потомственные и личные почетные граждане 342997 0,3 Купцы 281179 0,2 Мещане 13386392 10,6 Крестьяне 96896648 77,1 Войсковые казаки 2928842 2,3

Слайд 4

Проанализируйте данные и сделайте выводы: Вот результаты одного из исследований: на 1 человека земледельческого населения России приходилось 2,59 десятины земли, Россию перегоняли лишь Канада (4,6), США (4,4), Англия (2,82), Дания (2,7). Но это было больше, чем во Франции и в Германии, в 1,5 раза; чем в Бельгии, в 2 раза; чем в Швеции, Венгрии, Австрии и Италии, более чем в 2 раза. Однако Россия получала очень низкие урожаи — 28,2 пуда с десятины, тогда как Англия — 124, Германия — 77, Франция — 70,5». (Бородина О. И. Россия на рубеже двух эпох. Современный подход к преподаванию истории. — М., 1992. — С. 37.)

Слайд 5

Зубатовский социализм Подавление рабочего движения Создание отделений по охране общественного порядка («охранки») в городах России Полицейский контроль

Слайд 6

Георгий Гапон с членами «Союза фабричных и заводских рабочих»

Слайд 7

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г. Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой… Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт. Ответственность министров перед народом. Равенство перед законом всех без исключения…

Слайд 8

Маковский В.Е. 9 Января 1905 года на Васильевском острове

Слайд 9

Причины первой русской революции: Аграрный вопрос : требование «черного передела» - перераспределения земель в пользу крестьян; Рабочий вопрос : создание трудового законодательства (нормированный рабочий день, пенсии и страхование); Национальный вопрос : равноправие независимо от национальности, право на широкую культурную автономию для нерусских граждан империю.

Слайд 12

Итоги первой русской революции: Изменения в сознании народа – авторитет царя как главного защитника простого народа подорван; появились элементы демократии - Государственная Дума, многопартийность и т.д.; Отменены выкупные платежи за землю, арендная плата снижена, но помещичье землевладение отменено не было; Разрешено участие рабочих в забастовках, рабочий день сокращался до 9 часов, повышена заработная плата; Снижен уровень русификации – возможность преподавать в школах на национальных языках, окраины получили право на представительство в Думе.

Слайд 13

Домашнее задание - параграф 5 читать и пересказывать; существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)

Конспект урока по истории России  "Неолитическая революция" (10 класс)...

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

•      Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...

Конспект урока по истории 6 класс "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"

Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и ло...

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...

План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.

Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что ...

Конспект урока по истории: "Октябрьская революция" 9 класс

Урок изучения нового материала для 9 класса по теме "Октябрьская революция", цель которого рассмотрение причин, хода революции; формирование представления о новом политическом режиме....