Презентация "Древний Рим. Падение республики"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Полникова Виктория Валентиновна

Презентация к уроку Истории 5 класса на тему "Древний Рим. Падение республики"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Рим Падение Республики

Слайд 2

Историческое домино

Слайд 3

Отрывок из жизнеописания Цезаря Однажды Цезарь с друзьями проезжал маленькое бесплодное галльское селение. Один из друзей спросил: «Неужели и в этом жалком уголке борются между собой за власть? Неужели и здесь есть люди, мечтающие о первенстве?» На что Цезарь ответил: «Я бы предпочел быть первым здесь, чем вторым в Риме».

Слайд 4

Древний Рим Падение Республики

Слайд 5

Можно ли было сохранить Республику? Что привело к падению Республики?

Слайд 6

Откройте 48 параграф стр.270 Как восприняли в Риме убийство Цезаря ? Почему устранение Цезаря не могло привести к миру и прежней форме правления?

Слайд 7

Республика – это форма правления государством, когда у власти стоят люди, выбранные на определенный срок, а затем их сменяют другие. Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра. Император – это титул человека, управляющего империей. Амнистия – прощение.

Слайд 8

Марк Антоний. Древнеримский барельеф. Убийство Цезаря в Риме восприняли неоднозначно. Его враги встретил известие о смерти диктатора с восторгом. Против них выступил друг Цезаря Антоний.

Слайд 9

Октавиан. Древнеримская камея. Большой неожиданностью и для сенаторов и для сторонников Цезаря стало завещание диктатора. Он завещал раздать народу и армии большую сумму денег, а своим приемным сыном объявил 18-летнего Октавиана, который являлся внуком родной сестры Цезаря. Он был невысокого роста и хрупкого телосложения, но при всем этом он был очень хитер.

Слайд 10

Октавиан Антоний После того как заговорщиками было покончено Октавиан стал править западными провинциями а Антоний восточными

Слайд 12

Морское сражение между флотом Октавиана и Антония в 31г. до. н. э.

Слайд 13

Тест

Слайд 14

Тест Ответы 1.Вариант 2.Вариант 1-а 1-а 2-б 2-в 3-а 3-а 4-б 4-б 5-а 5-б



Предварительный просмотр:

Падение республики

        Цели: подвести учащихся к пониманию причин падения республиканского строя в Риме. Обеспечить усвоение учащимися понятия «империя».

Образовательная: продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Развивающая: Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать над предметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).

Воспитательная: воспитание самостоятельности, воли, воспитания сотрудничества, общительности, коммуникативности.  

        Оборудование: карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.». Презентация к теме урока.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка ранее изученного материала
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление

Ход урока

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята меня зовут Полникова Виктория Валентиновна, я приехала к вам из солнечного Кисловодска. Ребята вы уже много знаете об истории Древнего Рима из предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим пополнять ваш багаж знаний и рассмотрим как и почему произошло падения республики в Древнем Риме. Но прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним ту информацию, которая вам уже известна. Сегодня за каждый правильный ответ вы будете получать звездочки.  

Проверка ранее изученного материала:

Ребята у меня к вам  предложение давайте поиграем. Вы знаете такую игру как   домино?  Я предлагаю вам сыграть в историческое домино. Согласны?

Домино

Для участия в игре нужны две команды по два человека ( из класса выбираются 4 человека делятся на команды и получаются карточки потом с помощью жребия  выбирается команда которая первой ходит после этого начинается игра)


Кто входил в триумвират?

Когда был принят земельный закон Тиберия Гракха?

Марк Красс, Гней Помпей, Гай Юлий Цезарь

Когда была битва при Фарсале?

48 г. до н.э.

Когда заговорщики убили Цезаря?

14 марта 44 г. до н.э.

В каком году произошло восстание Спартака?

74 г. до н.э.

Как назывались огромные сооружения, в которых проходили гладиаторские бои?

Амфитеатр

53 г. до н.э.

В каком году погиб Гай Крассий?

Гладиаторы.

Как называли рабов, которые сражались на смерть для развлечения публики?

49-45 гг. до н.э.

Когда началась гражданская война?

Диктаторский

Какой характер носила власть Цезаря в Риме?

Марк Брут

Имя убийцы Цезаря?

Рубикон

Река, которая разделяет Италию и предальпийскую Галлию?

133 г. до н.э.

 

        После игры учитель обращает внимание ребят на отрывок из жизнеописания Цезаря, прочитав его, дети должны будут ответить на вопросы:

  1. О каких чертах характера Цезаря свидетельствует этот отрывок?
  2. Нравятся ли эти качества Вам?

Отрывок из жизнеописания Цезаря

        Однажды Цезарь с друзьями проезжал маленькое бесплодное галльское селение. Один из друзей спросил: «Неужели и в этом жалком уголке борются между собой за власть? Неужели и здесь есть люди, мечтающие о первенстве?» На что Цезарь ответил: «Я бы предпочел быть первым здесь, чем вторым в Риме».

                Переход к изучению новой темы

        Вступительные слова учителя: «Итак, после смерти Цезаря сенат должен был решить, что делать дальше: либо отменить все изменения, которые ввел Цезарь, либо их оставить. Но тогда как поведут себя жители государства, которых все это касалось?

        Давайте выясним, изменилась ли форма правления в Риме, для этого откроем параграф 48 на 270 странице и прочитаем первый пункт».

        После того, как дети самостоятельно прочитают первый пункт параграфа, они дадут ответ на поставленный перед ними вопрос. Помимо этого вопроса учитель задает следующие вопросы:

  1. Как восприняли в Риме убийство Цезаря?
  2. Почему устранение Цезаря не могло привести к миру и прежней форме правления?

        После того, как ученики ответили на вопросы, учитель просит ребят открыть тетради и записать новые слова:

Республика – это форма правления государством, когда у власти стоят люди, выбранные на определенный срок, а затем их сменяют другие.

Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра.

Император – это титул человека, управляющего империей.

Амнистия – прощение.

        После этого учитель продолжает рассказ новой темой.

        «После покушения и смерти Цезаря первыми в себя пришли сторонники убитого диктатора. Консул Марк Антоний, друг и ученик Цезаря, человек огромного роста и богатырской силы. Вот как об Антонии отзывался римский философ Плутарх: «Войны сразу полюбили Антония, который проводил с ними много времени, участвовал в их упражнениях и делал им подарки…Зато многим другим людям он был ненавистен. По своей беспечности он был невнимателен к обиженным. Выслушивая просителей, часто раздражался… Антоний отличался чрезмерным простодушием, слепо доверял окружающим. Вообще он был простак и тяжелодум, и поэтому долго не замечал своих ошибок». Вот таким человеком был Марк Антоний. Именно он созывает сенат, на котором должна была быть решена дальнейшая судьба республики. Большая часть сенаторов поддерживала заговорщиков,

Учитель задает вопрос: «Как Вам кажется, почему большая часть сенаторов поддерживала заговорщиков?»

 так как для них республика была священным понятием. Но объявить Цезаря «врагом Отечества» они тоже не могли.

Вопрос: Почему на ваш взгляд они не могли это сделать?  

 Потому что тогда пришлось бы отменять все законы, которые принял Цезарь, а ведь именно он увеличил численность сената на треть и многим дал высокие должности. Тогда один из сенаторов Марк Тулий Цицерон, блестящий оратор, писатель, государственный деятель предложил компромиссное решение объявить всем – и заговорщикам, и покойному Цезарю – амнистию. Это устроило почти всех сенаторов. Цезаря похоронили с такой же пышностью, как и Суллу. Все его распоряжения остались в силе.

 Вопрос: А кем был Сулла?

                Большой неожиданностью и для сенаторов и для сторонников Цезаря стало завещание диктатора. Он завещал раздать народу и армии большую сумму денег, а своим приемным сыном объявил 18-летнего Октавиана, который являлся внуком родной сестры Цезаря. Он был невысокого роста и хрупкого телосложения, но при всем этом он был очень хитер.

        На Октавиана и на Марка Антония стали смотреть, как на главных наследников и продолжателей дела Цезаря. Они сразу невзлюбили друг друга, но им пришлось заключить союз для борьбы со сторонниками республики. На их стороне были легионы Италии.

        Убийцы Цезаря Брут и Кассий сенатом были отправлены наместниками восточных провинций, когда они узнали, что Антоний и Октавиан объявили, что не признают амнистию и будут мстить за смерть Цезаря, в короткий срок подчинили себе все восточные провинции и собрали огромную армию из 19 легионов. Они понимали, что Антоний и Октавиан не оставят их в покое. В скором времени Антоний и Октавиан захватили Рим.

        После того как был захвачен Рим Антоний и Октавиан собрали 20 легионов и переправились в Македонию. Возле города Филиппы осенью 43 г. до н.э. сошлись в кровопролитном сражении армии четырех полководцев. В начале Бруту удалось разгромить легионы во главе с Октавианом, но ученик Цезаря Антоний доказал, что он первоклассный полководец. Сначала он разгромил армию Кассия, а потом войска Брута.

        После этого Октавиан стал править западными провинциями, а Антоний восточными.

        Антонию нужны были деньги для проведения в жизнь своих идей по устройству провинций. Для этого он вызвал к себе делегатов от провинций и городов и сказал, что те налоги, которые они платили республике аннулируются. Народ должен заплатить новые налоги. Также Антоний пригласил к себе египетскую царицу Клеопатру, чтобы она тоже заново выплатила налоги. Клеопатра прибыла в Малую Азию, где в то время находился Антоний. Корабль Клеопатры был с позолоченной кормой и посеребренными веслами. Она была образованной, очаровательной и хитрой женщиной и сразу влюбила в себя грубого и неотесанного вояку (Марка Антония). Антоний вместе с Клеопатрой уехал в Египет, где в скором времени женился на египетской царице. Из Египта Антоний стал управлять своими провинциями.

        Октавиан же жил скромно, не во дворце, а в своем прежнем доме. Одевался он, как и все сенаторы. Женитьбу Антония он воспринял как шанс для борьбы с ним. Октавиан настроил против Антония армию и сенат. Обратив их внимание на то, что Антоний раздаривает римские провинции своей жене, а Клеопатра не имеет права принимать столь щедрые подарки. Этот ловкий ход выбил оружие из рук Антония. Египту была объявлена война.

        Все решилось в морском сражении в 31 г. до н.э. возле западного побережья Греции, около мыса Акций флот Октавиана встретился с флотом Антония и Клеопатры. Октавиан придумал хитрый ход с его кораблей стали кричать: «вы сражаетесь за царицу Египта против родины». Эта фраза привела к тому, что в ходе сражения многие корабли Антония перешли на сторону Октавиана. Это привело к тому, что Октавиан стал выигрывать у своего соперника. Когда Клеопатра поняла, что они проиграют, она покинула место боя. Антоний бросился за ней, это привело к тому, что флот остался без военачальника. Исход битвы был решен. Октавиан занял восточные провинции и вошел в Александрию. Антоний, узнав об этом, покончил жизнь самоубийством. Клеопатра была арестована. Октавиан стал единственным правителем римской державы, Египет превратился в новую римскую провинцию. На смену республиканскому правлению пришла империя.

        Вот ребята мы и узнали как Рим перестал быть республикой и стал империей.

         А теперь давайте проверим как вы усвоили новый материал. У вас на столах есть тест, запять минуть вы должны ответить на его вопросы. После того   как дети ответят на вопросы они обмениваются листочками на экране появлялся ответы дети проверяют.

Тест

1.Что такое империя?

А) это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра.

Б) это форма правления государством, когда у власти стоят люди, выбранные на определенный срок, а затем их сменяют другие.

В) это когда вся власть принадлежит народу.

2.Римский полководец, приемный сын Цезаря.

А) Антоний

Б) Октавиан  Август

В) Брут

3.Как звали жену Антония.

А)Клеопатра

Б)Изида

В) Елена

4.В каком году  состоялась битва при Филиппах

А)45г. до н. э.

Б)43г. до н. э.

В)34г. до н. э.

5.Какими провинциями с тал управлять Антоний

А) западными

Б)восточными

В)южными

1.Друг Цезаря полководец

А) Антоний

Б) Октавиан  Август

В)Брут

2.В каком году состоялось морское  сражения между Антонием и Октавианом

А)13г. до н.э.

Б )43г. до н.э.

В) 31г. до н.э.

3.Кто стал императором Рима

А) Октавиан

Б) Антоний

В)Кассий

4.Какими провинциями стал управлять Октавиан

А)Западными

Б)восточными

В)южными

5.Что такое Республика

А) это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из одного центра.

Б) это форма правления государством, когда у власти стоят люди, выбранные на определенный срок, а затем их сменяют другие.

В) это когда вся власть принадлежит народу.

Ответы.

  1. Вариант                                                        2.Вариант

1-а                                                                      1-а      

2-б                                                                      2-в

3-а                                                                      3-а

4-б                                                                      4-б

 5-а                                                                      5-б    

   

После этого подводятся итоги.

Домашнее задание: Подготовить рассказ о падении республики от имени одного из участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пою мою Республику" - внеклассное мероприятие посвященное Дню Республики Башкортостан

«Пою мою Республику»Сценарий, посвященный Дню РеспубликиВступление:Родина.… Как вы представляете её? Это место, где вы родились, впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был ваш дом, по...

Участие в проекте "Моя Республика: я иду в депутаты и сделаю республику лучше"

Материалы участия в республиканской деловой игре «Моя Республика: я иду в депутаты и сделаю республику лучше!» среди учащихся старших классов средних общеобразовательных школ Республики Мордовия...

Участие в проекте "Моя Республика: я иду в депутаты и сделаю республику лучше" Агитационный плакат.

Агитационный плакат, подготовленный командой старшекласников. Тема плаката -  "Стремимся будущее Мордовии определять, Республику процветающую создавать".Для создания плаката использовалаась прогр...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....