рабочая программа по истории 6 кл
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Мазур Сергей Павлович

Предлагаемая программа состалена на основе авторской рабочей программы «Всеобщая история Предметная линия                    учебников А.А. Вигасина- О.С. Сороко-Цюпы», М.: Просвещение, 2016

 Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации  Бурлинского района Алтайского края

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ореховская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Согласовано»

Зам.директора по УР

_____________________

«_____»_________2016год

«Утверждаю»

Директор школы

_____________________

Приказ №__«__»_________2016г.

                                                                                            Рабочая программа

по истории для   6класса

на 2016 – 2017 учебный год

Образовательная область: «История»  (ФГОС)

                                         

                                                                                                                                                         Составитель:___учитель истории

_высшей категории._________

    Мазур С.П._______________

Орехово

2016 г.

Пояснительная записка

История Средних веков (6 класс)

Предлагаемая программа состалена на основе авторской рабочей программы «Всеобщая история Предметная линия                    учебников А.А. Вигасина- О.С. Сороко-Цюпы», М.: Просвещение, 2016

 Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

  • История средних веков

№п/п

Раздел (глава)

Количество часов

1

Введение

1

2

Глава I  Становление средневековой Европы (VI–XI века)

4

3

Глава II Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

2

4

Глава III Арабы в VI – XI веках.

1

5

Феодалы и крестьяне.

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

6

Глава V Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы

2

7

Глава VI  Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

6

8

 Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

2

9

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3

10

Глава IX  Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2

11

Итоговое повторение

1

12

Всего

28

История России с древнейших времен до конца XVI века»

№п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Русь в IX – первой половине XII века           

11

4

Русь в середине XII – XIII века    

5

5

Русские земли в середине XIII века  -  XIV века    

10

6

Формирование единого русского государства  

8

7

Всего

40

Содержание курса истории в 6 классе:

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее СредневековьНачало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы европы в раннее Средневековье. Франки6 расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная римская империя. Британия и ирландия в раннее Средневековье. Норманны6 общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV – XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI – XI вв.: расселение. Занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус и образ жизни.

Крестьянство6 феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно – рыцарские ордены. Ереси6 причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII – XV вв. усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно – представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Жанна Д,Арк. Германские государства в XII – XV вв. экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. экспансия турок – османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в представлении средневекового человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Ранее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок – османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства Доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

Древняя и средневековая Русь.

Что изучает история Отечества. История России –часть всемирной истории. Факторы самобытности Российской истории. История региона – часть истории России.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия. Социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства6 предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.

Социально – экономический и политический строй древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись. Иконы. Декоративно – прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.

Русь Удельная в 30-е гг. XII - XIII вв. политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально – политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо – западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго – Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества литовского.

Культура Руси в 30 –е гг. XII – XIII в. Летописание. Каменное строительство. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

Московская Русь в IV – XV вв. причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь6 борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XVв.. ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от золотой орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв. система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально – крепостнической системы.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти. Развитие культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – третий Рим».

Культура и быт Руси в XIV – XV вв. начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества. Расцвет иконописи.

Московское государство в XVI в. Социально – экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550 - х гг и их значение. Стоглавый собор. Опричнина6 причины сущность. Последствия.

Внешняя политика и международные связи московского царства в XVIв. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание. Публицистика. Исторические повести. Зодчество. Живопись. Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

Календарно-тематическое планирование по курсу «История средних веков » 6 класс

 

№ урока п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

По плану

фактически

1


Введение. Живое средневековье.

1

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

4

2


Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

3


Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IХ-ХI веках

1

5



Англия в раннее Средневековье.

1


Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

2

6


Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

7


Образование славянских государств.

1

Арабы в VI – XI веках.

1

8


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

9


Средневековая деревня и её обитатели.

1

10

В рыцарском замке

1


Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

12

Торговля в средние века

1

Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы

2

13


Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

14


Крестовые походы.

1

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV в)

6

15


Как происходило объединение Франции.

1

16


Что англичане считают началом своих свобод.

1

17


Столетняя война.

1

18


Усиление королевской власти в конце ХV в.  Во Франции и в Англии

1

19


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в ХII-ХV вв.

1

Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

2

21


Гуситское движение в Чехии.

1

22


Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Культура Западной Европы в средние века

3

23


Образование и философия. Средневековая литература

1

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

25


Научные открытия и изобретения.

1

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2

26


Средневековая Азия:  Китай, Индия, Япония.


1

27

Государства и народы  Африки и доколумбовой Америки

1

28


Наследие Средних веков в истории человечества»

1

«История России с древнейших времен до конца ХVI века

№ урока п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

По плану

фактически

1

Введение.

Наша Родина - Россия

1

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

2


Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

3


Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

4

Образование первых государств

1

5

Восточные славяне и их соседи

1

6

Повторительно-обобщающий урок по теме I

Русь в IX – первой половине XII века

11ч

7


Первые известия о Руси

1

8-9


Становление Древнерусского государства

2

10


Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

11


Русское  государство при Ярославе Мудром.

1

12


Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

13


Общественный строй и церковная организация на Руси

1

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

15

Повседневная жизнь населения

1

16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок

1

17

Урок истории и культуры родного края в древности

1

Русь в середине XII –  начале XIII века

18


Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

19


Владимиро-Суздальское княжество

1

20


Новгородская республика

1

21


Южные и юго-западные русские княжества

1

22

Повторительно-обобщающий урок по теме III

Русские земли в середине ХIII-ХIV в.

10 ч

23


Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

24


Батыево нашествие на Русь

1

25


Северо-Западная  Русь между Востоком и Западом

1

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

27

Литовское государство и Русь

1

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

30

Развитие культуры в  русских землях во второй половине ХIII-ХIV в.

31

Родной край в истории и культуре Руси

1

32

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

1

Формирование единого русского государства

33


Русские земли на политической карте Европы и мира в начале ХV в.

1

34


Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

35

Распад Золотой Орды и его последствия

1

36


Московское государство  и его соседи во второй половине XV в.

1

37


Русская православная церковь и государство в XV – начале XVI века.

1

38

Человек в Российском государстве

1

39

Формирование культурного пространства  единого Российского государства

40

Повторительно-обобщающий урок по теме V

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...