Урок-игра в 5 классе по теме "Древний Восток"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Анисимов Алексей Викторович

Повторительно-обощающий урок в форме игры с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry.docx15.94 КБ
Файл drevniy_vostok_.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

                                          

Урок по истории Древнего мира 5 класс

Тема урока: Древний Восток

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/

Цели урока:

 1. Обобщение, систематизация и закрепление ранее изученного материала.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, ранее полученную информацию.

3. Воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.

Оборудование урока:

мультимедийный проектор; интерактивная доска; авторская презентация.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи  на простом сложном уровне

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

 - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать  собственные мировоззренческие позиции;


План урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас повторительно-обощающий урок по теме «Цивилизации Древнего Востока». Он пройдет в форме игры.

Объяснение правил игры:

1) Класс делится на три группы.

2) Каждая группа выбирает капитана, который будет отвечать от лица группы на вопросы.

3) Капитаны бросают жребий, на право первыми начать игру.

4) Группа выбирает вопрос. Каждый вопрос в зависимости от сложности оценивается определенным количеством баллов.

5) Если группа дает неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит следующей команде.

6) Побеждает группа, набравшая максимальное количество баллов.

7) Подсчет баллов осуществляет учитель.

2. Ход игры.

Работа с презентацией.

Подведение итогов.

При наличии свободного времени на уроке учащимся предлагается решить древнеегипетскую и шумерскую задачи.

3. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы:

- Было интересно …

- Было трудно …

- Я понял, что …

- Меня удивило …

- Мне захотелось …

4. Домашнее задание.

Групповой проект. Создать иллюстрированную карту страны Древнего Востока. Каждая группа выбирает страну и оформляет  карту на ватмане. На карте должны быть изображены символы этой страны: три животных, три божества, три выдающиеся личности, три достопримечательности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Восток

Слайд 2

Египет 10 20 30 40 50 Междуречье и Ассирия 10 20 30 40 50 Индия 10 20 30 40 50 Китай 10 20 30 40 50 Финикия, Палестина, Персия 10 20 30 40 50

Слайд 3

В соответствии с разливами этой реки египтяне делили весь год на три части, три времени: «половодье», «всходы» и «сухость».

Слайд 4

В одном из законов этой страны говорится: «Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода из рек прорвала плотину, затопила поля общины, пусть виновный возместит хлеб, который он погубил». О разливах каких рек идет речь?

Слайд 5

Эта страна называется Индией, так как путешественники, торговцы и завоеватели приходили в неё с запада, переправляясь через реку Инд. А как бы называлась эта страна, если бы они приходили с востока?

Слайд 6

Долина реки Янцзы была покрыта непроходимыми тропическими лесами. Поэтому Древнекитайская цивилизация возникла на берегах другой реки. Как она называется?

Слайд 7

Эта река играла важную роль в жизни древнееврейских племен. В Библии приводится рассказ о том, как однажды воды этой реки расступились и «все сыны Израилевы переходили по суше…».

Слайд 8

Какое древнеегипетское божество могло произнести такие слова: «Я скрывала его, я прятала его из страха, что бы его не нашли. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Заросли не проходимы, смерть не входит через них!»

Слайд 9

Какому божеству Междуречья посвящен этот гимн: «Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной…»

Слайд 10

У этого индийского бога не только слоновья голова, но он еще и инвалид — у него не хватает одного бивня, который он потерял в схватке с великаном. Великан превратился в крысу, и с тех пор этот бог на нем ездит. Бедняга родился изрядным уродцем — у него было короткое тело и толстый живот. Зато Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов, а Богиня мудрости Сарасвати подарила перо и чернила, и он стал богом учености и образования, покровителем всех студентов и школьников.

Слайд 11

Китайцы молились Земле, как рождающей злаки. А какое божество они почитали, как подателя тепла, холода и влаги?

Слайд 12

«И сказал Моисею Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его.» Назовите имя Бога, с которым беседовал Моисей.

Слайд 13

О каком из египетских фараонов рассказывает летопись: «...Воссиял, царь утром. Когда было уведомлено все войско..., его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием... Тогда его величество одолел их во главе своего войска. И они увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха».

Слайд 14

Какой из ассирийских царей мог о себе так сказать: «Я постиг мудрость Набу (вавилонский бог мудрости, письма, счета), все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть».

Слайд 15

О каком из царей так говорят в Индии: «В течение тридцати семи лет он управлял огромной империей как способный император, умелый законодатель, герой, который не знал никаких поражений, монах среди царей, благородный проповедник, друг своих поданных. В истории человечества это единственный пример победоносного завоевателя, который, на вершине своего могущества, еще имея силы продолжать завоевание новых земель, отрекся от войн и насилия и обратился к миру».

Слайд 16

Изречения этого выдающегося древнего китайца собраны в книге «Беседы и суждения»: - Не печалься о том, что люди не тебя знают, А печалься о том, что ты не знаешь людей. - Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим. - Лишь та – ошибка, Что не исправляется. - Напрасно обучение без мысли, Опасна мысль без обучения.

Слайд 17

Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть — ниже по течению, у ее выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город... Царь отвел реку с помощью канала в озеро, и таким образом старое русло сделалось проходимым... Так-то Вавилон был взят тогда.

Слайд 18

Почему египетские слова и имена ученые переводят по разному? Например, Хети – Ахтой , Яхмес – Яхмос , Амон – Амун , Ра – Ре.

Слайд 19

Какому шумерскому герою посвящена целая поэма: «О все видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом, О постигшем премудрость, о все проницавшем: Сокровенное видел он, тайное ведал, Принес нам весть о днях до потопа, В дальний путь ходил, но устал и смирился, Рассказ о трудах на камне высек…»

Слайд 20

Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах. - Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту? - Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй. - Совсем ненадолго, - возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться. - Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй. О каких сражениях идет речь?

Слайд 21

Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь?

Слайд 22

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?

Слайд 23

Кому принадлежат эти слова: «По верованиям моего народа, для того чтобы жить вечно в царстве мертвых, нужно позаботиться о сохранении тела умершего. Моё тело высушили, обмотали тонкими бинтами и положили один за другим в четыре саркофага. Боги были милостивы ко мне, защитив мою гробницу от грабителей. Лишь три тысячи лет спустя археологи нарушили мой покой».

Слайд 24

В руки археологов попала глиняная табличка следующего содержания: «Я, Хаммурапи, царь, поставленный богами, солнце Вавилона, приветствую тебя царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Ра, властитель Фив владыка Тутмос III ». Почему ученые посчитали её подделкой?

Слайд 25

В знаменитой индийской поэме рассказывается: «Когда Сита выросла, я провозгласил среди царей, что отдам дочь только тому, кто докажет свою силу. Многие цари приходили сюда испытать свое могущество. Я приглашал их к луку Шивы, но ни один не в силах был поднять его или даже сдвинуть с места. Но нашелся царевич, который одной рукой с легкостью поднял лук. Улыбаясь, он без особых усилий подготовил его и стал натягивать! Воин непомерной силы, натягивая лук, сломал его надвое.» К то же этот герой?

Слайд 26

Перед вами продукты: рис, лук, утка, картофель, чеснок, соя, капуста, кукуруза, помидор, грибы. Какие из них не входили в рацион китайцев? Выберите 3 продукта.

Слайд 27

В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название Финикия придумали греки. Это они дали жителям Тира, Библа, Сидона название «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые». Чем можно объяснить такое прозвище?

Слайд 28

Решите древнеегипетскую задачу. «В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела по семь мышек, каждая мышка съела по семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе».

Слайд 29

Запишите полученный результат египетскими числами.

Слайд 30

Решите задачу из шумерской школы: «Когда отцу моему, мир праху его, был всего 31 год, мне самому было всего лишь 8 лет от роду. Если бы он все еще оставался в этом мире, теперь он был бы старше меня ровно вдвое. Сколько мне сейчас лет?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе по теме: "Древний Восток"

Тип урока: повторительно-обобщающийОсновная технология - играЦели урока:·        обобщить и систематизировать  изученный материала, закрепить основн...

контрольный тест для 5 класса по теме "Древний Восток"

контрольная работа для 5 класса составлена по форме ЕГЭ...

Повторительно-обобщающий урок – игра в 5 классе по теме «Древнейшая Греция»

Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция». Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции....

Контрольная работа по истории в 5 классе по теме "Древний Восток"

Контрольная работа по истории в 5 классе по теме " Древний Восток"...

Тест по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса по теме "Древний Восток"

Тестовые задания для самоконтроля по учебному курсу "История Древнего мира" Г.И.Годера . 5 класс. Тема "Древний Восток"....

Внеклассное мероприятие по истории для 5-х классов по теме «Древний Восток»

Внеклассное мероприятие для 5-х классов по теме "Древний Восток". Обобщение и систематизация знаний....