Исторический альманах, посвященный Великой Отечественной войне.
методическая разработка по истории на тему

Шабуневич Нина Антоновна

Материал рассказывает о памятных страницах Великой Отечественной войны на материале Музея 6 ИАК и 1 копуса ПВО имени И.Д. Климова. Музей находится в ГБОУ школа № 1946 (г. Москва ул. Щербаковская).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskiy_almanah.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

         Великие битвы Второй Мировой войны: Битва за Москву.

                                            Исторический АЛЬМАНАХ.

Учитель: А.С.Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…».  Сегодня мы вспоминаем одну из решающих битв ВОВ – Московскую битву, которая стала одним из решающих сражений , во многом переломным в ходе не только в ходе ВОВ , но и всей Второй мировой войны.

Сражение было МНОГОГРАННО:

-ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: первая крупная победа советских войск над фашистской Германией, потеря ею стратегической инициативы, крах стратегии «молниеносной войны»,  с которой фашисты пришли на нашу землю. Советская армия, её военачальники получили опыт ведения крупных наступательных операций в условиях Второй Мировой   войны.

-морально-психологические итоги: был развеян миф о «непобедимости» германской армии, поднят дух советских людей в борьбе с врагом. Одновременно с этим противнику был нанесён тяжёлый моральный урон.

- внешнеполитическое значение победы под Москвой: также ВЕЛИКО. Япония и Турция отказались от планов вступления в войну против СССР; укрепило антифашистскую коалицию; способствовало развитию антифашистскому движению Сопротивления народов Европы.

1 ведущий: Битва за Москву проходила с сентября 1941 года по апрель 1942 года. Фашисты разработали план завоевания Москвы, который назвали «Тайфун». Это был план уничтожения значительного числа его жителей, разрушения города и затопления его. 

Москва стала готовиться к отпору. Каждый москвич воспринял опасность для своего города как личную. Жители столицы делали всё возможное для фронта и для победы. Вокруг Москвы было создано несколько сот оборонительных укреплений.

2 ведущий-ЧТЕЦ: Стихотворение А.Прокофьева, написанное в 1941 году.

3 ведущий: Взрослое мужское, да и не только мужское, население влилось в ряды Красной Армии, народное ополчение. На базе нашей школы формировалось народное ополчение. У главного входа установлен памятный знак, на котором можно прочитать «

Ежегодно в Дни Памяти  о Московской битве и Дне Победы учащиеся школы проводят Вахты Памяти у памятника, возлагают цветы к нему, проводят торжественные мероприятия, Минуты Молчания в память о героических днях и людях, защитивших нашу Столицу, нашу Родину.

4 ведущий: Москвичи в сражении под столицей, которое продолжалось много месяцев, воочию показали, что непобедимых армий не существует. Весь мир увидел, что фашистов можно побеждать.

Рассказ у стенда, посвящённого созданию Музея: Наш музей, созданный по инициативе ветеранов ВОВ, существует с 1999 года. Музей посвящён 6 Истребительному Авиационному Корпусу ПВО города Москвы и носит имя лётчика участника битвы за Москву в 1941 году генерал-майора Ивана Дмитриевича Климова. У его истоков стоят ветераны этого корпуса. Именно они были инициаторами, организаторами и, даже, создателями нашего школьного Музея. В их числе бессменный руководитель группы ветеранов Бученков Владимир Фёдорович, Адамчевский Эдуард Александрович, Исаичев Василий Георгиевич, Чижидов Лев Николаевич, Ефремов Виталий Петрович, Смирнов Александр Иванович и другие.                                                                                                                                     5 ведущий- чтец: Стихи Николая Асеева.                                                                                                                         6 ведущий (Рассказ у центрального стенда музея): 6 ИАК ПВО Москвы начал формироваться 15-19 июня 1941 года. В него вошли 11 истребительных авиаполков, которые размещались на аэродромах, в радиусе 100 км от Москвы по направлению возможных налётов гитлеровской авиации. 21-22 июля  1941 года                              220 фашистских самолётов почти 4 часа бомбили Москву. Такие налёты они совершали регулярно: 24 июля 3 налёта совершили 180 самолётами, затем будут налёты 25 июля, 26 июля 31 июля 8 август, 10 августа 1941 года и это – самые значительные налёты. Но все они  отражались нашей авиацией, в том числе и авиацией 6 Истребительного Авиационного корпуса.

На данном Стенде представлены Отчёты об участии нашей авиации в отражении налётов и уничтожении авиации противника.

Например, урон, нанесённый нашей авиацией

7 ведущий (стенд о Героях Советского Союза): На этом стенде помещены портреты лётчиков, получивших звание Героя Советского Союза. Среди них Катрич А.Н., Талалихин, Холодов, Матаков, Крюков, Шумилов….Это истинно герои войны. Смирнов Александр Иванович получил свою награду за подвиги в годы Великой Отечественной войны только 27 марта 1996 года. Из частей 6 ИАК выросли 23 Героя Советского Союза . Совершено 25 воздушных таранов. 84 на земле, совершив около 100000 боевых вылетов. Истребители 6 ИАК уничтожили 1075 вражеских самолётов, из них

Привести примеры подвигов лётчиков, опираясь на материал Стенда.

Звучит песня  «Ястребок» слова Лебедева-Кумача, музыка Ю.Милютина в исполнении Татьяны Суворовой.

8 ведущий (стенд Батальоны аэродромного обслуживания):

Для того чтобы самолёты летали, а лётчики были здоровы на земле  создавались батальоны аэродромного обслуживания. В них служили радисты, техники, врачи, медсёстры, санитары. Среди них было много женщин. И хотя «у войны не женское лицо», без женщин, их добрых рук, добрых улыбок и глаз победить было бы трудно. Среди них Бодунова Антонина Андреевна, Кулагина Светлана Николаевна (далее по материалам стенда).

9 ведущий (витрины): В витринах Музея вещи с полей сражений (осколки от зенитных орудий, карточки на продукты ноября 1941 года, личные вещи ветеранов, подарки ветеранов, рассказывающие о тех трагических и незабываемых днях).

Музей хранит большое количество мемуаров больших энциклопедий, книг о Великой Отечественной войне. Вы их видите на стендах Музея. Музей свято хранит память о людях, победивших ЗЛО, фашизм. Много лет Музей участвует в Окружном конкурсе « Из века в век», Окружном фестивале школьных музеев «Хрустальная капелька». Этому свидетельство многочисленные ДИПЛОМЫ, ГРАМОТЫ, ДЛАГОДАРНОСТИ.  

Звучит песня «Белая берёза» на слова С. Васильева, музыка А.Новикова в исполнении Татьяны Суворовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"

КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...

Исторический вечер "Дорогами Великой Отечественной войны"

Предлагаю сценарий общешкольного мероприятия...

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"

Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А.  Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...

Методическая разработка исторической викторины по Великой Отечественной войне

Представлен вариант для проведения викторины по истории Великой Отечественной войны с учащимися 7-9 классов...

Методическая разработка исторической викторины по Великой Отечественной войне

Методическая разработка исторической викторины по Великой Отечественной войне...

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....