Концепция воспитания и образования
методическая разработка по истории на тему

Варюшин Артём Викторович

Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_vospitaniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция воспитания

Будучи молодым современным учителем, я не раз задумывался над тем, каким бы я хотел видеть своих учеников? Безусловно, мыслящими и динамичными. Что же для этого надо сделать? – Учить! Но как учить? Ведь нельзя передать знания, опыт – можно передать идею, мысль, рожденную опытом. Знания же, опыт у каждого свой. Значит, ученики не должны быть объектами обучения и воспитания, они должны быть помощниками, коллегами учителя. Определившись, с тем, как учить, пора перейти к главному – чему учить?

Говорят: «Плохи люди, которые слишком много работают и слишком мало думают. Еще хуже те, кто много думает, много знает, много видит, но ничего сам не делает».

Следовательно, надо учить думать и работать. Надо развивать в учениках умение добывать знания. В наше время мир стремительно меняется, каждые 5-10 лет люди переучиваются, поэтому сейчас умение добывать знания важнее самих знаний – способность к саморазвитию важнее, чем собственно, образование.  

Но уже сейчас можно смело утверждать: в обществе XXI века будет востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный.

Для того чтобы ученик стремился к этому, учитель должен не просто передавать сухую информацию о фактах и цифрах, а поднимать «вечные» вопросы, касающиеся общечеловеческих ценностей: что хорошо - что плохо? в чем смысл жизни? что заслуживает уважения, а что осуждается обществом.

Философ Руссо писал: «Я такой, как и все, и я ни на кого не похож». Это очень глубокое замечание: человек, во-первых, такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Значит, он может сказать что-то такое, чего другие не знают. И потому вся наша жизнь, всё наше обучение находится на двух дорогах. По одному пути мы идем, чтобы быть такими, как другие, по другому – для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас.

В статье 29 Конвенции о правах ребенка (1989г.) сказано, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности.

Об обучении написано много и определений этому понятию существует несколько, например, обучение – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Или, обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Миссия школы состоит в том, чтобы в каждом взрослеющем человеке зажечь огонь творчества, дать импульс саморазвитию, показать многообразие выбора, раскрыть дарование каждого.

Но знания, умения, навыки – не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в голове ребенка, маленького человека только в результате его собственной мыслительной активности. В этом и заключается двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников.

Следовательно, главная цель образования XXI века – вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал, думать.

В этом учащимся помогает учитель. В первую очередь тем, что руководит учебно-познавательной деятельностью, контролирует и направляет её.

Не в малой степени этому способствует артистизм учителя, т.е. способность воздействия на воображение слушателя. Воздействие на воображение партнера основывается на том, что мы грамматически законченную или почти законченную фразу произносим так, что она оказывается только частью, фрагментом какой-то цельной картины, которая не столько воспроизводится, сколько подразумевается. Способы воздействия на воображение основаны на предоставлении ученику времени на то, чтобы он дорисовал, довообразил сообщенные сведения и начал действовать соответствующим образом.

 Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна', она непрерывно изменяется, изменяется содержание образования, изменяется главный потребитель образовательных услуг – ученик. Ведь он сегодня непосредственно участвует в основном процессе, влияет на него, определяет его сложность и успешность.

Главным местом, где учитель может реализовать свои педагогические способности, а ученик свои приобретенные и потенциальные возможности является УРОК. Урок это живая клеточка учебно-воспитательного процесса. Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Цели и задачи урока направлены на достижение конечного результата. Он складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Достижение высоких показателей знаний учащихся, способность применять полученные умения и навыки и есть, по моему мнению, главная цель обучения.

Главным результатом образовательного процесса, его важнейшей характеристикой является образованность выпускника школы. Это – мера достижения выпускником уровня развития отдельных свойств личности, который в наибольшей степени отвечает как потребностям его дальнейшего совершенствования и самореализации, так и сферам профессиональной подготовки и использования.

Знающий, мыслящий, работающий, ищущий – таким я хочу видеть своего ученика. Он должен «бороться и искать, найти и не сдаваться». В этом и состоит моя педагогическая концепция воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителю Концепция воспитания в системе образования г. Москвы

Материал подготовлен к педагогическому совету. Содержит тезисы Концепции воспитания  в системе московского образования, основанной на Стратегии Правительства Москвы по реализации государстве...

Концепция воспитания (отрывок из воспитательной программы "Мой выбор")

       В работе представлена концепция воспитания, в основе которой лежат две проблемы, которые необходимо решить:1.     Проблема отношений подростк...

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...

Реализация Концепции развития математического образования в МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани

Реализация Концепции развития математического образованияв МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани...