Программа курса "Великая Отечественная война. Люди и судьбы"
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Курс  «Великая Отечественная война. Люди и судьбы.» включает материал, выходящий за рамки школьного учебника. Он содержит не только общие сведения о ходе войны, но и показывает, как эти события отражались на конкретных судьбах людей, от рядовых граждан до руководителей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жукова Елена  Борисовна

Учитель  истории, обществознания и экономики

МБОУ СШ№ 10 Г. Ярцево Смоленской области

Элективный курс

«Великая Отечественная война.

Люди и судьбы.»

Пояснительная записка.

     В последние годы  система ценностей нашего государства претерпевала значительные изменения, отношение к прошлому менялось в угоду политической конъюнктуре. Результатом этого стала потеря многих нравственных ориентиров, современную молодежь часто называют поколением «пепси».

     В настоящее время Российское государство озабочено поиском национальной идеи, которая способствовала бы объединению людей. Россиянам необходимо осознать место нашей страны, нашего народа в современном мире. Одной из основных составляющих возрождающейся системы ценностей является патриотизм. Воспитание истинных патриотов всегда было задачей исторического образования.

     Российская история содержит множество событий, которые внушают чувство гордости за свою страну, за свой народ. И не последнее место среди таких событий занимает Великая Отечественная война. Воспитывать молодежь необходимо на достойных примерах, подвиг нашего народа, спасшего человечество от фашизма, достоин того, чтобы о нем помнили.

     К сожалению, приходится констатировать, что Россия уже не является самой читающей страной в мире, молодежь не слишком увлекается чтением серьезной литературы. Наши фильмы о войне дети смотрят гораздо реже американских боевиков или комедий, и школьный учебник иногда является единственным источником, по которому молодое поколение узнает об одном из самых значимых событий ХХ века. А рамки школьной программы, как известно, ограничены. Поэтому более подробное знакомство учащихся с событиями не столь уж далекого прошлого, особенно в свете возрождения истинно российской системы ценностей, представляется особенно актуальным.

     Данный элективный курс включает материал, выходящий за рамки школьного учебника. Он содержит не только общие сведения о ходе войны, но и показывает, как эти события отражались на конкретных судьбах людей, от рядовых граждан до руководителей страны.

     Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-11  класса.

     Цели курса:

  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
  • заинтересовать учащихся изучением героических страниц истории;
  • развивать творческое и аналитическое мышление школьников;
  • расширить фактологический материал по курсу «История России».

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • познакомить школьников с судьбами исторических личностей, сыгравших в войне заметную роль;
  • связать события войны с историей своего города, своей семьи.

     В данном курсе используются различные формы и методы работы с учащимися: лекции, беседы, дискуссии, подготовка сообщений, работа с документами. Особую роль в ходе обучения играют прослушивание аудиоматериалов, просмотр фрагментов кинофильмов, что способствует большей эмоциональности восприятия материала. Немаловажную роль играет обращение к краеведческому материалу и посещение местного музея.

     В ходе обучения учащимся предлагается провести небольшую исследовательскую работу показывающую участие их семьи в Великой Отечественной войне, написать несколько мини-сочинений, в конце курса проводится тестирование.

    В результате изучения курса:

Учащиеся должны знать:

  • важнейшие даты Великой Отечественной войны;
  • места, ход и результаты важнейших событий Великой Отечественной войны;
  • причинно – следственные связи этих событий;
  • названия самых крупных военных операций;
  • имена наиболее известных полководцев;
  • даты и события Великой Отечественной войны, связанные с историей родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими документами, касающимися Великой Отечественной войны;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  • характеризовать исторических личностей, сыгравших значительную роль в Великой Отечественной войне;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки событий;
  • выражать и отстаивать свою точку зрения на события Великой Отечественной войны.

     Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Учебно-тематический план.

уро-ка

Тема занятия

Кол-

во

часов

Формы и методы обучения

Формы заданий и контроля

1.

Наша страна накануне войны. Сталин и Гитлер. Рихард Зорге.

1.

Лекция с элементами беседы, работа с диаграммами и документами.

Мини-сочине-ние «Был ли СССР готов к войне».

2-3.

Роковой 1941 год: начало. Судьба ге-нерала Павлова.

2.

Лекция с элементами беседы, прослушивание аудиматериа-лов, просмотр отрывков фильмов.

Найти в различ-ных источниках сведения о за-щите Брестской крепости.

4-5.

Смоленское сражение. Генерал Рокоссовский. Рядовые солдаты.

2.

Беседа, работа с источниками, документами. Экскурсия в краеведческий музей.

Найти сведения об участии членов семьи в войне.

6.

Фланги: Одесса, Таллин, Ленинград. «Штрафники».

1.

Мини-лекция. Работа с картой, документами. Прослушивание аудиоматериалов.

7.

Битва за Москву. Генерал Жуков. Рядовые солдаты.

1.

Лекция с элементами беседы. Прослушивание аудиоматериалов.

Мини-сочине-ние «Почему устояла столица».

8.

Ленинградская блокада. Блокадники.

1.

Беседа. Работа с источниками, прослушивание аудиоматериа-лов.

Найти стихи ленинградских поэтов о войне.

9.

1942: контрнасту-пление Красной Армии. Генерал Власов.

1.

Лекция, работа с картой. Работа с документами.

10.

Оккупация. Наши пленные. Сопротивление. Партизаны и подпольщики.

1.

Беседа. Работа с документами. Работа с Книгой памяти, с краеведческими материалами.

Выяснить, был ли кто-то из членов семьи в оккупации, записать рассказы.

11.

В советском тылу. Труженики тыла.

1.

Беседа. Работа с документами и источниками.

Выяснить, трудился ли кто-то из членов семьи в тылу, записать рассказы.

12-13.

Коренной перелом в войне. Советские маршалы и рядовые солдаты.

2.

Лекция. Беседа. Работа с картой, диаграммами, документами, прослушивание аудиоматериалов.

Тест.

15.

1944год. Выход к границе. Советская армия в Европе. А.И.Маринеско.

1.

Лекция, работа с картой.

16.

1945: победа. «Большая тройка».

1.

Лекция, работа с источниками, таблицами, прослушивание аудиоматериалов.

17.

Итоговый урок.

1.

Решение контрольного теста.

Литература.

  1. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия для школьников. М.: Олма-Пресс, 2001.
  2. Большая школьная энциклопедия «Руссика»: История России 20 век. М.: Олма-Пресс, 2002.
  3. Школьная энциклопедия История России ХХ в. М.: Олма-Пресс Образование, 2003.
  4. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. М.: Олма-Пресс, 1999.
  5. Военная история: Учебник/И.Е.Крупченко, М.Л.Альтговзен, М.П.Дорофеев и др. – М.: Воениздат, 1984.
  6. Вторая мировая война. Итоги и уроки. М.: Воениздат, 1985.
  7. Книга памяти мирных жителей. Смоленская область. Смоленск: Смядынь, 2005.
  8. Газета «Вести Привопья» 1992г., № 63,64,67,68.



Предварительный просмотр:

Жукова Елена  Борисовна

Учитель  истории, обществознания и экономики

МБОУ СШ№ 10 Г. Ярцево Смоленской области

Элективный курс

«Великая Отечественная война.

Люди и судьбы.»

Пояснительная записка.

     В последние годы  система ценностей нашего государства претерпевала значительные изменения, отношение к прошлому менялось в угоду политической конъюнктуре. Результатом этого стала потеря многих нравственных ориентиров, современную молодежь часто называют поколением «пепси».

     В настоящее время Российское государство озабочено поиском национальной идеи, которая способствовала бы объединению людей. Россиянам необходимо осознать место нашей страны, нашего народа в современном мире. Одной из основных составляющих возрождающейся системы ценностей является патриотизм. Воспитание истинных патриотов всегда было задачей исторического образования.

     Российская история содержит множество событий, которые внушают чувство гордости за свою страну, за свой народ. И не последнее место среди таких событий занимает Великая Отечественная война. Воспитывать молодежь необходимо на достойных примерах, подвиг нашего народа, спасшего человечество от фашизма, достоин того, чтобы о нем помнили.

     К сожалению, приходится констатировать, что Россия уже не является самой читающей страной в мире, молодежь не слишком увлекается чтением серьезной литературы. Наши фильмы о войне дети смотрят гораздо реже американских боевиков или комедий, и школьный учебник иногда является единственным источником, по которому молодое поколение узнает об одном из самых значимых событий ХХ века. А рамки школьной программы, как известно, ограничены. Поэтому более подробное знакомство учащихся с событиями не столь уж далекого прошлого, особенно в свете возрождения истинно российской системы ценностей, представляется особенно актуальным.

     Данный элективный курс включает материал, выходящий за рамки школьного учебника. Он содержит не только общие сведения о ходе войны, но и показывает, как эти события отражались на конкретных судьбах людей, от рядовых граждан до руководителей страны.

     Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-11  класса.

     Цели курса:

  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
  • заинтересовать учащихся изучением героических страниц истории;
  • развивать творческое и аналитическое мышление школьников;
  • расширить фактологический материал по курсу «История России».

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
  • познакомить школьников с судьбами исторических личностей, сыгравших в войне заметную роль;
  • связать события войны с историей своего города, своей семьи.

     В данном курсе используются различные формы и методы работы с учащимися: лекции, беседы, дискуссии, подготовка сообщений, работа с документами. Особую роль в ходе обучения играют прослушивание аудиоматериалов, просмотр фрагментов кинофильмов, что способствует большей эмоциональности восприятия материала. Немаловажную роль играет обращение к краеведческому материалу и посещение местного музея.

     В ходе обучения учащимся предлагается провести небольшую исследовательскую работу показывающую участие их семьи в Великой Отечественной войне, написать несколько мини-сочинений, в конце курса проводится тестирование.

    В результате изучения курса:

Учащиеся должны знать:

  • важнейшие даты Великой Отечественной войны;
  • места, ход и результаты важнейших событий Великой Отечественной войны;
  • причинно – следственные связи этих событий;
  • названия самых крупных военных операций;
  • имена наиболее известных полководцев;
  • даты и события Великой Отечественной войны, связанные с историей родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими документами, касающимися Великой Отечественной войны;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  • характеризовать исторических личностей, сыгравших значительную роль в Великой Отечественной войне;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки событий;
  • выражать и отстаивать свою точку зрения на события Великой Отечественной войны.

     Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Учебно-тематический план.

уро-ка

Тема занятия

Кол-

во

часов

Формы и методы обучения

Формы заданий и контроля

1.

Наша страна накануне войны. Сталин и Гитлер. Рихард Зорге.

1.

Лекция с элементами беседы, работа с диаграммами и документами.

Мини-сочине-ние «Был ли СССР готов к войне».

2-3.

Роковой 1941 год: начало. Судьба ге-нерала Павлова.

2.

Лекция с элементами беседы, прослушивание аудиматериа-лов, просмотр отрывков фильмов.

Найти в различ-ных источниках сведения о за-щите Брестской крепости.

4-5.

Смоленское сражение. Генерал Рокоссовский. Рядовые солдаты.

2.

Беседа, работа с источниками, документами. Экскурсия в краеведческий музей.

Найти сведения об участии членов семьи в войне.

6.

Фланги: Одесса, Таллин, Ленинград. «Штрафники».

1.

Мини-лекция. Работа с картой, документами. Прослушивание аудиоматериалов.

7.

Битва за Москву. Генерал Жуков. Рядовые солдаты.

1.

Лекция с элементами беседы. Прослушивание аудиоматериалов.

Мини-сочине-ние «Почему устояла столица».

8.

Ленинградская блокада. Блокадники.

1.

Беседа. Работа с источниками, прослушивание аудиоматериа-лов.

Найти стихи ленинградских поэтов о войне.

9.

1942: контрнасту-пление Красной Армии. Генерал Власов.

1.

Лекция, работа с картой. Работа с документами.

10.

Оккупация. Наши пленные. Сопротивление. Партизаны и подпольщики.

1.

Беседа. Работа с документами. Работа с Книгой памяти, с краеведческими материалами.

Выяснить, был ли кто-то из членов семьи в оккупации, записать рассказы.

11.

В советском тылу. Труженики тыла.

1.

Беседа. Работа с документами и источниками.

Выяснить, трудился ли кто-то из членов семьи в тылу, записать рассказы.

12-13.

Коренной перелом в войне. Советские маршалы и рядовые солдаты.

2.

Лекция. Беседа. Работа с картой, диаграммами, документами, прослушивание аудиоматериалов.

Тест.

15.

1944год. Выход к границе. Советская армия в Европе. А.И.Маринеско.

1.

Лекция, работа с картой.

16.

1945: победа. «Большая тройка».

1.

Лекция, работа с источниками, таблицами, прослушивание аудиоматериалов.

17.

Итоговый урок.

1.

Решение контрольного теста.

Литература.

  1. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия для школьников. М.: Олма-Пресс, 2001.
  2. Большая школьная энциклопедия «Руссика»: История России 20 век. М.: Олма-Пресс, 2002.
  3. Школьная энциклопедия История России ХХ в. М.: Олма-Пресс Образование, 2003.
  4. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. М.: Олма-Пресс, 1999.
  5. Военная история: Учебник/И.Е.Крупченко, М.Л.Альтговзен, М.П.Дорофеев и др. – М.: Воениздат, 1984.
  6. Вторая мировая война. Итоги и уроки. М.: Воениздат, 1985.
  7. Книга памяти мирных жителей. Смоленская область. Смоленск: Смядынь, 2005.
  8. Газета «Вести Привопья» 1992г., № 63,64,67,68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Презентация.Часть 1.Часть 2.«Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

У князя Сергея Григорьевича Волконского были две жизни, две эпохи - одна гражданская, другая военная, и более яркого контраста между ними трудно себе представить - князя и каторжника. С одной стороны...

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...