Конспект урока Древнее Двуречье
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

конспект урока всоответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_direktoram_microsoft_office_word_3.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :        Древнее Двуречье (Междуречье)

Класс :    5

Предмет: история

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели :

Предметные:

  • познакомить учащихся с древней страной Двуречье;
  • познакомить обучающихся с географическим положением, природой и климатическими условиями Древнего Двуречья;
  • определить местоположение Древнего Двуречья на карте;
  • познакомить учащихся с основными занятиями жителей Древнего Двуречья;
  • познакомить учащихся с письменностью и религией  жителей Древнего Двуречья.;

Метапредметные

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
  • развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
  • способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.

Личностные

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас  в хорошем расположении. Желаю вам успехов и открытия новых знаний сегодня на уроке. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова Г. Р. Державина (записаны на доске):

Река времен в своем стремленье

Уносит  все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства  и царей.

Беседа:

  • Как вы понимаете слова поэта?
  • Как вы думаете, о чем эти слова?
  • А что такое история?

Действительно, на уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далекого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А что мы уже с вами изучили? Что мы уже с вами знаем?

Здороваются, проверяют готовность к уроку.

Высказывают предположения:

Что это слова об истории, о прошлом, что прошлое с течением времени забывается и лишь такая наука как история помогает нам знать о событиях прошлого. История – это наука о прошлом и настоящем человечества.

Мы уже изучили первобытность и одну из первых появившихся в истории цивилизаций Древний Египет.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Молодцы! Сегодня мы с вам отправимся  в новое путешествие по реке времени. Я предлагаю вам сегодня отправиться  в далекое путешествие и посетить новую страну – Древнее Двуречье. Согласны?

А что нам необходимо приобрести, чтобы отправиться в путешествие? Конечно же, билеты. Билет мы получим, если выполним задание:

Игра «Крестики -нолики» (работа в рабочих листах):

  1. Правителей Древнего Египта называли василевсами.
  2. Столицей Древнего Египта был город Мемфис.
  3. Самыми грамотными людьми в Древнем Египте были писцы.
  4. В Древнем Египте не существовало письменности.
  5. Материалом для письма в Древнем Египте служил папирус.
  6. Жрецы в Древнем Египте – это служители богов, только они могли разговаривать с божествами и ухаживать за ними.
  7. В Древнем Египте существовало только одно божество – Амон-Ра, которому поклонялись египтяне.
  8. В Древнем Египте возникли знания по математике, астрономии, , были составлен календарь и изобретены водяные часы.
  9. Храмы – жилища богов, в котором находились их статуи.

Сколько ноликов у вас получилось? Да, всего 3, а теперь соедините крестики так, чтобы получилась цифра. Какая цифра получилась? у кого получилась цифра 5 – ставьте себе 5 баллов – результат высветить на слайде.

Заполняют нужные клетки  в рабочем листе, если согласны с утверждением  ставят Х, не согласны – 0.

Проверяют результаты, оценивают свою деятельность.

  1. .Целеполагание

Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

Итак, с заданием вы справились, билет у нас на руках, пора собираться в путь. Что нам необходимо собрать в дорогу? Конечно же чемодан! Так, за окнами холодная осень. Я, пожалуй, возьму с собой теплую шапку, варежки, валенки (???)А вы? А куда мы вообще едем? Кто внимательно меня слушал в начале урока?

Верно! Запишите тему сегодняшнего урока  - Древнее Двуречье.

Так что нам нужно  знать, чтобы собрать чемодан?

Формулировка целей и задач урока через слова помощники:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ со страной Древнее Двуречье;

УЗНАТЬ, где находится эта страна;

ВЫЯСНИТЬ, каковы климатические условия Древнего Двуречья, ее природа;

ОПРЕДЕЛИТЬ, чем занимались жители этой страны;

ПРОЧИТАТЬ о религии и знаниях жителей этой страны.

Как только мы выполним все эти задачи, мы сможем собрать наш чемодан.

Высказывают гипотезы, формулируют тему, цели и задачи, записывают план урока.

  1. Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает своё задание.

Заполним декларации и получим визы.

1 группа: Географическое положение Древнего Двуречья, природа и климатические условия.

Задания:

  1. Прочтите пункт 1 параграфа 13 стр.65 – 66.
  2. Заполните пропуски в тексте:

Древнее Двуречье находится между двумя большими реками _______ и __________. Поэтому эту страну называют Двуречье или _____________________. Почвы здесь удивительно _____________, потому что рядом находятся ___________. Но в этой стране случаются частые ______________, поэтому наводнения разрушали постройки и хозяйство жителей. Чтобы наводнения не смывали посевы на полях жителям приходилось строить __________ насыпи по берегам рек.

  1. Рассмотрите карту в атласе стр 8, найдите реки Тигр и Евфрат, найдите страну, которая расположена между ними, как она называется?
  2. Покажите на большой карте все, что нашли в атласе.

2 группа Жизнь и основные занятия жителей Древнего Междуречья

Задания:

  1. Прочтите пункт 2 параграфа 13,  стр 66 -67.
  2. заполните пропуски в таблице

Народ создавший первые государства в Древнем Двуречье.

Селения шумеров, располагающиеся на берегу рек.

Самые крупные города Древнего Двуречья

Все постройки в Древнем Двуречье делались из

Глиняные кирпичи делали так:

Слова для справок: сушили на солнце, Ур и Урук, глиняных кирпичей,города, шумеры

3 группа Религия Древнего Двуречья.

Задание

  1. прочтите п3 параграфа 13 стр. 67
  2. приведите в соответствие карточки/
  3. разместите карточки на доске в правильном порядке.
  4. Расскажите, что вы узнали о религии Древнего Двуречья.

храм, Шамаш, Син, Эа, Иштар, жрецы, знания Древнего Двуречья;

ступенчатая башня, бог Солнца, бог Луны.бог Воды, богиня плодородия и любви, беседовали с богами, наблюдения за движениями солнца и луны,  календарь, предсказание судьбы, 60 – священное число, ча – 60 минут, окружность – 360 градусов.

4 группа Письменность и знания Древнего Двуречья

  1. Историческая задача:  Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы  - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников и профессии их отцов. Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени ? (писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью)
  2. Прочтите п 4 параграфа 13 стр 67 – 68.
  3. Ответьте на вопросы: Почему в Древнем Двуречье было сложно научиться писать? Кого,  как и чему обучали в школе?

Через 7-10 минут группы отчитываются по своим заданиям. По ходу их выступления. Общие, главные моменты появляются на доске и слайдах.

Во время выступления группы, класс работает с определенным заданием по рабочему листу. После выступления группы делается обобщение по заданию и самопроверка обучающимися, выставление баллов.

Выполняют задания, отчитываются, рассказывают о полученных знаниях.

Каждый учащийся в ходе отчетов групп выполняет задания в рабочих листах. После сверки, оценивает себя.

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию

  1. Проводится игра, которая одновременно заменит физминутку

Условие игры. Учитель зачитывает утверждение, если дети согласны – хлопают, не согласны – топают:

  1. Двуречье иначе называется Междуречье (Да).
  2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет)
  3. Ур и Урук – это название рек (Нет).
  4. Бога Солнца звали Шамаш (Да)
  5. К богине Иштар обращались с просьбами об урожае и детях, (да)
  6. Клинопись – это узоры на посуде(нет)
  7. Жители Древнего Двуречья писали на папирусе (нет)
  8. Дерево в Двуречье было очень дорогим, а потому жилища строили из глиняных кирпичей (да)
  9. Благоприятными условиями для земледелия в Двуречье были плодородные почвы(да)
  10. Неблагоприятными условиями для земледелия в Двуречье были частые разливы рек и наводнения (да)

Если время позволит – можно решить историческую загадку из учебника стр 69

Возвращаемся к целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Обсуждаем по порядку, что узнали, что выяснили и т.п. по ходу обсуждения на слайде появляются  карта, изображение города, клинопись и т.п.

Так что же мы возьмем с собой в чемодан? (летние вещи т.п.)

В конце высвечивается надпись: Добро пожаловать в Древнее Двуречье!

Итак, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Это государство мы с вами будем еще изучать дальше после каникул.

Оценочные характеристики, выставление отметок (активно работавшим детям, остальные получат отметки после проверки рабочих листов).

Обсуждение баллов, которые дети поставили себе сами.

Выполняют упражнения.

Выдвигают версии.

  1. Итог урока (Рефлексия деятельности).

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

В рабочих листах:

Закончите следующие предложения :

  • На сегодняшнем уроке я понял(а), узнал(а)…………..
  • Особенно мне понравилось…….
  • Меня удивило ……….

Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Оценивают свою деятельность.

Домашнее задание

прочитать параграф 13, выучить и знать сл.слова. По желанию составить кроссворд по параграфу. найти сходства и различия Древних цивилизаций Египет и Двуречье.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Конспект урока: "Древнее Двуречье".

Конспект урока истории Древнего мира. Урок - образ....

Конспект урока "Древнее Двуречье" ФГОС

Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Древнее Двуречье"...

Конспект урока "Древнейшие государства Двуречья"

Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейшие государства Двуречья. Древний Вавилон"...

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...

конспект урока "Древнее Двуречье"

конспект урока по истории Древнего мира. С применением технологии РКМЧП...

Конспект урока "Древнее Двуречье". 5 класс.

конспект урока Древнее Двуречье. 5 класс. учебник Вигасин А.А....