Конспект урока: "Древнее Двуречье".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Финченко Татьяна Александровна

Конспект урока истории Древнего мира. Урок - образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._drevnee_dvureche.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории Древнего мира.

Урок – образ.

Тема: «Древнее Двуречье».

Цели и задачи: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или проектор, современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», распечатанная карта Двуречья для каждого ученика, дневник путешественника и «письмо археолога».

Ход урока.

Этап урока,

ведущий метод

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.

 Сообщение темы, целей, плана урока.

 

  1. Микромодуль мотивационной беседы.

- Ребята, какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем городе?

- А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом?

- А ведь такое место есть?

Дети включаются в разговор с учителем и отвечают на его вопросы.

  1. Символ.

Во время работы с новым материалом идёт показ презентации по Древнему Двуречью.

Работа по карте.

Словарная работа.

- Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов:

- Сколько глаз у человека?

- Сколько ног у человека?

- Сколько туфелек было у Золушки?

- Самая плохая оценка?

Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной. Сегодня мы поговорим с вами об удивительной стране древности – Древнем Двуречье. Само название о многом говорит.

Сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, по ходу которого вы все станете исследователями. Вам выдадут карты, которыми можно пользоваться, отмечая всё самое необходимое. Ещё вы должны вести дневники путешествия, который будут прикреплены к карте.

Из дельты Нила, через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

- Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

- Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат?

- Где эти реки берут начало?

-Какая местность по берегам этих рек?

(Учитель начинает рассказ о Двуречье).

- В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится  на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. примерная дата возникновения государства – 7000 лет назад.

- О древнейшей истории Двуречья мы знаем очень мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц, подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

- На землях древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой.  Почему?

Вопрос: - Ребята, как связаны цифра 2 и Древняя Месопотамия?  

- Природа Южной Месопотамии.

- Вся Вавилония, подобно Египту, перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течёт из Евфрата в другую реку Тигр.  На ней находился город Нин. Из всех стран на свете, эта страна производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает в двести, а в хорошие годы – даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно,  но не станем останавливаться на этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии. Оливковое масло вавилоняне совсем не употребляют, а только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мёд…

-Ребята, посмотрите, загадочная цифра 2 проникла в земли Двуречья. Два красивых, богатых города – Вавилон и Нин (учитель ещё раз показывает транспаранты с названиями городов, предлагает детям записать их названия в дневники исследователей).

- Двуречье – страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

- Клинопись – вид письма Древнего Двуречья.

Два.

Два.

Два.

Два.

Дети рассматривают индивидуальные карты Двуречья и прикреплённые к ним дневники путешествия.

Дети слушают рассказ учителя и отвечают на поставленные им вопросы.

Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используя описания, сделанные Геродотом, который путешествовал по Древнему Двуречью, учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- Две реки – Тигр и Евфрат.

Дети слушают рассказ учителя.

Дети ведут записи в дневниках исследователей.

Дети делают эту запись в тетрадях – словарях.

IV Керн.

Учитель предлагает детям прочитать письмо. Подземные гробницы.

Работа с документом «Миф о потопе».

Вопросы к документу:

-Из-за чего возник потоп?

- Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе?

- Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

- Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ?

- Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нём отразилась природа страны? что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?

Дети читают письмо.

Дети читают документ, отвечают на вопросы.

V Встреча с персоной.

- У меня есть друг, который занимается археологией и изучает историю Древнего Двуречья. Он узнал, что мы с вами сегодня будем проходить его любимую тему, и передав мне письмо, попросил, чтобы мы ему ответили. Но когда я увидела его письмо, поняла, что оно не простое. Это настоящая загадка. Давайте попытаемся её разгадать.

- Ребята у вас есть ровно две минуты, чтобы прочитать письмо и ответить на него.

1. Специальными дамбами люди защищали  свои сады и огороды от разливов, где выращивали зелёный л.., ч.., о…цы. (Лук, чай, огурцы.)

2. В долинах рек водились дикие ль.., бег..оты. Там было множество птиц. Самая крупная из которых – стр.., при опасности прятала голову в землю. (Львы, бегемоты, страусы.)

3. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш….. давала до ста зёрен, а ф…….. пальма – до 50 плодов в год. (Пшеница, финиковая.)

4. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к…лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я….., пш….. . Вокруг селений зеленели ф…….. пальмы. (Каналы, ячмень, пшеница, финиковые.)

Дети делятся на группы по рядам, каждая получает конверт с «письмом археолога».

Дети работают с «письмом археолога».

VI Актуализация.

- Итак мои юные исследователи, вы поработали очень хорошо: никто из вас не получил оценку 2, ваши дневники пригодятся вам на наших следующих занятиях. Поэтому в качестве домашнего задания вам предстоит доработать ваш дневник и принести его на следующий урок.

VII Подведение итогов урока.

Учитель задаёт обобщающие вопросы по пройдённому материалу.

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Конспект урока "Древнее Двуречье" ФГОС

Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Древнее Двуречье"...

Конспект урока "Древнейшие государства Двуречья"

Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Древнейшие государства Двуречья. Древний Вавилон"...

Конспект урока Древнее Двуречье

конспект урока всоответствии с ФГОС...

конспект урока "Древнее Двуречье"

конспект урока по истории Древнего мира. С применением технологии РКМЧП...

Конспект урока "Древнее Двуречье". 5 класс.

конспект урока Древнее Двуречье. 5 класс. учебник Вигасин А.А....