Применение инновационных методик и технологий в образовании.
статья по истории на тему

Бойкова Елена Валерьевна

Данная статья посвящена тому, как с помощью инновационных методик и технологий привить детям любовь к своему предмету, сделать урок действительно интересным и результативным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_tehnologii.odt28.72 КБ
Office presentation icon kultura_stran_halifata.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационных методик и технологий в образовании.

Время идет, все вокруг меняется и преподавание в школах также должно меняться и соответствовать потребностям наших детей. Именно поэтому так актуален вопрос внедрения инновационных технологий  и методик в образование.

Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки. “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире, ему научиться необходимо”.

Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни.

Перед учителем стоит вопрос: «Как же проводить урок, чтобы выполнить эту задачу?»

На мой взгляд, в первую очередь необходимо делать упор на личную заинтересованность ученика. Как писал И. В. Гёте, «научиться можно только тому, что любишь». Поэтому одной из задач учителя должно быть обеспечение положительной мотивации ученика. А для этого нужна вовлеченность школьника в процесс. Перечислю некоторые из актуальных приемов:

-метод «круглого стола», основная цель которого закрепить полученные знания, восполнить пробелы, научиться решать проблемные вопросы,  получить навыки культуры дискуссии;

            -диспуты, способствующие приобретению умения формировать и отстаивать собственную позицию, укрепляют ораторские навыки и умение общаться с аудиторией, формируют командный дух и лидерские качества ;

              -мозговой штурм, используемый для поиска необычных решений, позволяющий сформировать новаторский подход к решению проблем ;

              - деловые и ролевые игры. В данном случае общение,происходящее в процессе совместного усвоения знаний, имитирует и воспроизводит общение людей в реальной изучаемой деятельности, что позволяет приобрести умения и навыки сотрудничества. ;

              -сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

              -тренинги, мастер классы. Здесь предусматривается самостоятельная работа в небольших группах, который позволяет проводить обмен опытом и мнениями. 

Причем главные принципы, которыми должен при этом руководствоваться преподаватель:

1. Занятие – это не монотонная лекция, а общая работа и взаимодействие учеников друг с другом и преподавателем.

2. Все ученики равны, независимо от социального статуса,возраста, опыта, места работы.

3. Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

  1. Ни в коем случае не поддавать критике личность, подвергнуться критике может только сама идея.

          Таким образом, данные методики позволяют ученикам не только закрепить знания, но и приобрести навыки, которые пригодятся в будущем.

          Следует еще добавить такие методы обучения, как урок на выезде (например, урок истории в Эрмитаже), экскурсия, викторина, урок исторических загадок в группах, урок-экскурсия, на котором ученики сами проводят экскурсии по фотографиям, любые творческие задания (например, интервью с историческим героем, написание сообщения в газету о восстании от лица современника) и любые другие задания, вовлекающие ученика в процесс обучения.

          И наконец, необходимо уделить внимание применению компьютерных технологий на уроках. В условиях информатизации общества этот вопрос особо важен. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют ИТ. Так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного исторического материала. Приобщение школьников к ИТ является важнейшим направлением в решении задачи информатизации в современной школе и повышения профессиональной подготовки.

        Примеров использования компьютерных технологий можно привести множество. Например, подготовка учебных пособий, использование интернет-поиска, создание сайта для совместной работы учителя и учеников и, конечно, изучение нового материала. Изучение новой темы пройдет более успешно при использовании различных наглядных материалов. Одним из лучших вариантов, на мой взгляд, является презентация с включением фотографий, схем, видеоматериала.

         В качестве примера могу привести уроки истории и обществознания, проводимые мною в 5-11 классах. Я провела эксперимент. В первый раз мной был проведен урок  в виде рассказа учителя с применением иллюстративного материала, и последующей самостоятельной работой детей с контурными картами. Во второй раз на уроке были использованы презентация, короткие видеоролики, а в конце работа в группах и самостоятельный поиск некоторых понятий  в интернете. Был сделан вывод, что во втором случае активность детей была высокой на протяжении всех 45 минут. После этого ученикам было предложено выбрать урок, который понравился больше. Ответ был однозначным второй.

          Таким образом, в школе необходимо использование различных интерактивных методик для вовлечения школьников в процесс урока. В качестве наглядного примера предлагаю разработку урока в 6 классе на основе презентации.

Приложение к презентации

«Культура Халифата».

Изучение нового материала.

                1) рассказ учителя:

( сл. 3)  В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.

( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
мусульманские школы — медресе.

( сл. 5) Запишем термины

  • Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
  • Мечеть – мусульманский храм
  • Медресе мусульманская школа

( сл. 6)

-  Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

( сл. 7)

- У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?

-  В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан  « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.

( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться  арабскими, и их счет проникли в Европу

( сл. 9)  В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

( сл. 10- 11)  Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных  трудов по
истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др.
аль - Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

( сл. 12)

 - Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей

( сл. 13) 

- А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов?

- Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

( сл. 14 - 15)

- Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

( сл. 16-17)

- Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

( сл. 18)  

- Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

( сл. 21)  Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22)  - вид дворца

( сл. 23) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями

( сл. 24)  Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

( сл. 25)  По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

( сл. 26)  Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

                        2) самостоятельная работа

  • Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»

1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.

2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.

3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.

4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

5)  Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

  • Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока « Культура стран халифата» История Средних веков 6 класс

Слайд 2

Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культура халифата. План:

Слайд 3

Образование В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Арабский халифат в 631 г.

Слайд 4

Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе. Образование Медресе в Бухаре

Слайд 5

Запишем определения Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда. Мечеть – мусульманский храм

Слайд 6

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Образование Арабские поэты прославляют халифа

Слайд 7

В VIII — IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Наука Харун ар-Рашид

Слайд 8

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу Наука Арабские математики

Слайд 9

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории . Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Наука

Слайд 10

Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Наука Аль – Бируни

Слайд 11

Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Аль – Бируни Наука

Слайд 12

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей Наука

Слайд 13

В большом почете у арабов была география . Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия Наука Арабские путешественники

Слайд 14

Успешно развивалась медицина . В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов Наука Ибн Сина ( Авиценна)

Слайд 15

Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Наука Ибн Сина ( Авиценна)

Слайд 16

Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Литература

Слайд 17

Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь» вобравший в себя предания и легенды многих народов. Литература

Слайд 18

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову Литература

Слайд 19

Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях. Литература

Слайд 20

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Литература Фирдоуси читает поэму « Шахнаме»

Слайд 21

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. Искусство Дворец Альгамбра

Слайд 22

Искусство Дворец Альгамбра

Слайд 23

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями Искусство

Слайд 24

Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Искусство

Слайд 25

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана Искусство

Слайд 26

Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Искусство

Слайд 27

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Искусство

Слайд 28

Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?» Значение культуры халифата

Слайд 29

Вопросы на стр.90 Подведём итог урока:

Слайд 30

Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно Домашнее задание:

Слайд 31

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%E0%E1%F1%EA%E8%E9_%F5%E0%EB%E8%F4%E0%F2 http://images.rambler.ru/srch?query=%D0%90%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0 В работе использованы: http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%A4%D0%B8%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%B8 Материал разработан учителем истории МОУ « ООШ с.Кувыка» Садырбаевой А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в обучении в сочетании с инновационными методиками и технологиями

Методическая система "Проектно-исследовательская деятельность в обучении в сочетании с инновационными методиками и технологиями"...

Инновационные методики и технологии в изучении географии населения в курсах географии.

С методической точки зрения, что касается школьного обучения  экономической географии, необходимо учесть, что знания о населении больше всего интересуют школьников. Исходя из этого, живой рассказ...

Использование инновационных методик и технологий на уроках изобразительного искусства при обучении младших школьников

   Использование инновационных методик и технологийна уроках изобразительного искусствапри обучении младших школьников...

Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)

    В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах  говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

«Инновационные методики и технологии в обучении» на уроках технологии

Принцип исследования электрического освещения в помещении, расчет экономию электроэнергии от применения светодиодных ламп....

Инновационные методики в системе общего образования по предмету ОБЖ

Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения у учащихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в системе общего образования....