Инновационные методики и технологии в изучении географии населения в курсах географии.
методическая разработка по географии по теме

Султангареев Эдуард Нурлыгаянович

С методической точки зрения, что касается школьного обучения  экономической географии, необходимо учесть, что знания о населении больше всего интересуют школьников. Исходя из этого, живой рассказ учителя и показ на основе мультимедийного средства обучения и компьютерной программы учебного материала о населении той или другой страны может сильнее всего заинтересовать школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

       Инновационные методики и технологии в изучении географии населения в курсах географии.    

Султангареев Эдуард Нурлыгаянович.

Должность : учитель первой классификационной категории.

Предметная область : география.

Выступают ученики с седьмого по девятые классы.

С методической точки зрения, что касается школьного обучения  экономической географии, необходимо учесть, что знания о населении больше всего интересуют школьников. Исходя из этого, живой рассказ учителя и показ на основе мультимедийного средства обучения и компьютерной программы учебного материала о населении той или другой страны может сильнее всего заинтересовать школьников.

Картины жизни населения разных стран, регионов, местностей, которые создает учитель на уроке, не могут, как правило, велики по объему, но составить их как надо очень трудно, они требуют большой и кропотливой работы. Готовых образцов картины жизни населения в разных странах и регионах в последнее время достаточно много. Поэтому в большинстве случаев учителю географии при проведении уроков экономической географии надо самому создавать и компоновать эти картины, используя мультимедийные средства обучения и компьютерные программы.

Образы жизни населения, его труда, материального быта должны соединяться на уроке с количественными показателями, которые характеризуют население различных стран. К этим количественным показателям относятся плотность населения, рост населения, состав населения, перемещение населения и т.д.

В обучении экономической географии нельзя забывать о населении и его особенностях при переходе от страны к стране и от района к району. При характеристике стран и регионов следует, поскольку позволяет время, отнюдь не злоупотребляя цифрами, использовать необходимые показатели, При этом надо учесть, что показатели населения могут быть положены на карту в виде картограмм или картодиаграмм. В картографическом виде на основе мультимедийного средства обучения эти показатели будут гораздо эффективнее. Показатель плотности населения исключительно важен для характеристики степени освоенности территории, равно как доля городского населения и для показа степени развития страны.

При выполнении практических работ по экономической географии в 9-х и 10-х классах для формирования умений работать с  демографическими показателями можно  использовать электронные таблицы и базы данных.

 Для работы со статистическими данными предлагается использовать MS Excel по нескольким причинам: во-первых, доступность этой программы большинству участников образовательного процесса; во-вторых, относительная простота использования; и в-третьих, её универсальные способности обрабатывать статистическую информацию достаточного уровня сложности, применения в обучении географии.

С цифровыми данными намного легче, если они представлены в обработанной форме в виде графиков, диаграмм и гистограмм. Именно эти возможность есть в MS Excel.

Следует отметить, что компьютер не является заменой калькулятора. Учащиеся не ведут арифметических расчётов, а описывают этот процесс  в среде электронной таблицы. Моментально полученные результаты по хорошо известным формулам позволяют сосредоточить внимание учащихся не на самом процессе их получения, а на анализе смысла полученных данных, причем не только числовых таблиц, но и автоматически построенных диаграмм, графиков и гистограмм.

Используя статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики, можно создать электронные таблицы для практической работы по географии в 9-м классе по теме «Определение плотности населения, доли городского и сельского населения. Сопоставление со средними показателями по России». Для оформления данной работы разработаны инструкционные карты, напечатанные в MS Word.

Вводятся формулы вычисления (плотности населения, естественного прироста, доли городского и сельского населения) и увеличивается число столбцов электронной таблицы.

Итогом  практической работы стала таблица демографических показателей, характеризующая основные показатели  размещения населения;  распечатанный отчёт графиков (круговые диаграммы, столбчатые и линейные графики, на которой отмечен ранжированный ряд городов с наибольшей  и наименьшей плотностью.

Аналогические использование электронных таблиц для обработки статистических данных в курсе «Экономическая и социальная география мира» (10-й класс) рассматривается на примере практической работы «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран Зарубежной Европы».

С помощью метода информационного моделирования продолжается обучение приёмам составления схем, систематизирующих таблиц, графиков, диаграмм, картосхем, отражающих особенности трудовых ресурсов стран Зарубежной Европы.

Литература:

1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Изд. подгот.  Л. М. Панчешниковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.

2. Завьялова Е.Б., Радищева Н.В. Экономическая география в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Велби; Изд-во Проспект, 2007.

3. Мир в цифрах – 2007: Карманный справочник / Пер.  англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.

4. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Татарстана. – Казань: КГПУ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в обучении в сочетании с инновационными методиками и технологиями

Методическая система "Проектно-исследовательская деятельность в обучении в сочетании с инновационными методиками и технологиями"...

Использование инновационных методик и технологий на уроках изобразительного искусства при обучении младших школьников

   Использование инновационных методик и технологийна уроках изобразительного искусствапри обучении младших школьников...

Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)

    В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах  говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...

Формирование познавательных УУД при изучении темы «Население» на уроках географии.

В статье говорится о роли УУД, в первую очередь познавательных УУД в географическом образовании и конкретно в изучении темы "Население" во всех классах....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

«Инновационные методики и технологии в обучении» на уроках технологии

Принцип исследования электрического освещения в помещении, расчет экономию электроэнергии от применения светодиодных ламп....

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"....