Отечественная война 1812 г. разработка урока
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Хилова Мария Борисовна

Разработка  расчитана на проведение урока по курсу История России в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отечественная война 181231 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

 Цель урока:

Раскрыть причины войны 1812г., показать её справедливый характер.

Задачи :

1. Раскрыть ход Отечественной войны 1812; выявить причины победы  России в этой войне, а также последствия этой  войны

2 Развитие мыслительных операций обучающихся; продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события, делать самостоятельные выводы

3. Способствовать развитию  чувства патриотизма и национальной гордости, формировать   негативное   отношение   к  войне   как средству     решения     проблем  исходя из общечеловеческих ценностей и норм.

Тип урока: изучение нового материала с привлечением информационно-коммуникационных и проблемно-поисковых технологий.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная (самостоятельная работа)

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый.

План урока:

1.  Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.

4.  Бородинское сражение.

5.  Тарутинский манёвр.

6.  Партизанское движение.

7.  Изгнание Наполеона из России

Оборудование урока:

Презентация по теме урока;

Карта «Отечественная война 1812 года»;

Документы;

Учебник: А.А. Данилов и др. « История России 19 век »

Основные  понятия и термины – Антифранцузская коалиция, Тильзитский мир, Отеч6ественная война, Багратионовы флеши, Тарутинский манёвр, партизанские отряды,  

Основные даты:

12 июня 1812 г. —вторжение наполеоновской армии вРоссию.

4—6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.

26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.

1 сентября 1812 г. — совет в Филях.

Начало сентября 1812 г. — вступление наполеоновской армии в Москву.

6 октября 1812 г. — уход французов из Москвы.

25 декабря 1812 г. — манифест об изгнании французской армии из России.

Персоналии: Александр I, М. И.Кутузов, Наполеон Бонапарт,

М. Б. Барклай-де-

Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давы-

дов, А. Фигнер, В. Кожина

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент -1 мин

Приветствие учеников. 

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

2. Актуализация знаний -4 мин.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с ходом Отечественной войны 1812г.  (слайд1)

Предлагаю вам ознакомиться с фрагментом из работы отечественного историка Е.В.Тарле в конце урока сделать вывод согласны ли вы с мнением автора о главной причине поражения наполеона в России.

«Конечно, коренной из его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покоряться завоевателю». (приложение 1)

 Приложение 1, слайд 3

Учитель выводит на доску поставленную проблему: «Каковы были причины поражения наполеоновской  армии в России?»

Вначале вспомним, какие события предшествовали Отечетвенной войне 1812г, какая ситуация сложилась в мире и нашем государстве накануне этой войны.

 

Запись темы в тетрадь.

Самостоятельно изучают документ, Выделяют главную,  по мнению автора,  причину поражения Наполеона – самоотверженность российского народа. 

При поддержке учителя формулируют для себя задачу в познавательной деятельности – выявить причины поражения наполеоновской армии в России.

Краткие ответы учащихся:

Завоевательные войны Наполеона,  образование наполеоновской империи, участие России в антифранцузской коалиции,  Тильзитский мирный договор, 1807г., разрыв России и Франции 1811

3.   Изучение нового материала - 35 мин.

Начало войны. Силы и планы сторон

На основе текста учебника рассмотрим силы и планы сторон.  Составим сравнительную таблицу.

Наполеон для похода в Россию создал «Великую армию»  - 600 тыс. человек

               - 1372 орудия

Русская армия 210 тыс. человек .

Разделена на три армии

-1-я Барклай де Толли

-2-я  П. И Багратион

-3-я А. П. Тормасов

Французский император не планировал захватить всю Россию. Рассчитывал разгромить русскую армию, заключить выгодный для Франции, но унизительный для России мирный договор

 (слайд  4,5) 

12 июня 1812 года французские войска вторглись на территорию  Российской империи (слайд 6)

Систематизируют информацию, составляют таблицу, делают сравнительный анализ военных планов.

Работают с исторической картой «Отечественная война 1812г., прослеживают  ход наполеоновского вторжения в пределы Российской империи в атласах

Смоленское сражение

Александра 1, человека далёкого от военных дел убедили сложить полномочия главнокомандующего. Общее руководство перешло к военному министру Барклаю де Толли Проводил тактику отступления и сохранения армии . 1-я и 2-я армии соединяются в районе г.Смоленска, нарушая планы противника – разбить по одиночке русскую армию близ границ. (слайд7)

В начале августа 1812г. Под смоленском  произошло крупное сражение. Город не удалось удержать, однако французы потеряли при этом 20 тыс. солдат. В Смоленске  французам достались обугленные руины, ни фуража , ни продовольствия противник не заполучил.

В рабочей тетради выполните задание

 4 -  отметьте  действия сторон  на контурной карте.

С помощью атласа, исторической карты обозначают военные действия сторон под Смоленском.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим.

Опираясь на текст п.3, найдите причины отстранения Барклая де Толли от командования объединёнными силами русской армии.

М.И. Кутузов Великий русский полководец

  • служил при Екатерине II, ПавлеI, АлександреI
  • 50 лет (из 67) провёл в походах
  • В августе 1812г.  назначен главнокомандующим русской армии
  • Поддержал план Барклая-де-Толли             ( слайд8 )
  • Объявил, что действия Барклая де Толли были верными, продолжил отступление вглубь Росси. Ближе к Москве.  

В чём,  по вашему, Кутузов считал правильность действий Барклая де Толли?

После самостоятельной работы с текстом учебника учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- неудачи первых недель войны

- предвзятое отношение к полководцу из-за шотландского происхождения

- желание народа видеть главнокомандующим  популярного  в народе Кутузова

Дают оценку действиям исторических личностей.

Краткие ответы учащихся:

-сохранение армии

-накапливание боевого опыта против сильного противника

-преодоление психологического давления «великой армии»

Бородинское сражение.

Перед началом сражения силы сторон были примерно равны.

Цели сторон:

 Франция – разгромить русскую армию, захватить Москву.

 Россия – подорвать наступательный порыв противника, обескровить врага, сделать дальнейшее наступление французов невозможным ( слайд 9)

-Началось с удара французов в район с.Бородино

-Главный удар на Багратионовы флеши (5ч)

-Жесточайшее сражение в районе командования Кутузова (до глубокой ночи)  Слайд 10

Итоги:

Русские -убиты 46тыс. из125

Французы-убиты 60тыс из134

Кутузов продолжил отступление

Отметим ход  бородинского сражения на схеме.

Используется  интерактивное наглядное пособие «История России 19 век»

Сражение не принесло успеха ни одной из сторон. К вечеру Наполеон приказывает отвести силы на исходные позиции, Кутузов – отступать к Москве.

Не смотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов принимает решение отступить, оставить Москву без боя,  сохранитьи русскую армию. Решение об оставлении Москвы было принято в простой русской избе.

(слайд 11, 12)

Изучают схему бородинского сражения.

Заполняют поочерёдно  интерактивную  карту на доске,  составляя легенду, и параллельно выстраивают схему  сражения на контурной карте в рабочей тетради.

Тарутинский манёвр

Пока Наполеон  ждал письма от Александра 1 с соглашением  на мирные переговоры, русская армия совершила отступление на восток, внезапно развернулась на юг и  стала лагерем у села Тарутина. Это перемещение перекрыло пути возможного наступления  неприятеля к Туле с её оружейными заводами и складами с продовольствием,  неприятель потерял русское войско.

 ( слайды 13,14 )

Продолжают заполнять контурную карту в рабочей тетради.  Показывают перемещение русских войск во время Тарутинского манёвра.

Партизанское движение

С первых же дней война носила всенародный – ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ характер. В городах шло ополчение, по всей России шёл сбор материальных ценностей. Партизанскому движению по инициативе Д.Давыдова было решено придать организованный характер. Широко известна деятельность партизанских отрядов, возглавляемых  такими руководителями как, Д.Давыдов, А.Фигнер, Г.Курин,  Василиса Кожина, и др.

Лишь за 1-й месяц войны неприятель от рук партизан потерял 30 тыс. (слайд15)

Гибель Великой армии.

Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире. Тщетно. В преддверии зимы решил выйти на не разорённый юг России.

6 октября французы покинули  Москву, но на их пути была уже окрепшая русская армия, партизанские отряды,  ранняя и суровая зима, и наконец сама  «великая армия»  превратилась в озлобленную неуправляемую толпу, брошенную собственным императором.  ( слайд16-20 )

В конце декабря 1812  генерал –фельдмаршал Кутузов докладывал царю : «Война окончилась за полным истреблением неприятеля»

Находят в атласах путь следования наполеоновских войск во время бегства из России.

4   Закрепление (рефлексия) 4 мин

В заключение вернемся к  вопросу, поставленному  в  начале  урока. Согласны ли вы, что главная причина поражения Наполеона – самоотверженность российского народа?  Какие ещё факторы способствовали победе России в войне?

Учащиеся высказывают свое мнение.

- главная причина победы- отечественный характер войны, патриотизм и самопожертвование народа

- умение стратегически верно выстроить действия армии со стороны военного руководства

5  Домашнее задание-1 мин.

 Запишите домашнее задание: §4, р\т №2, 3,6.

Выставляют оценки в дневник, записывают домашнее задание

Приложение 1

«Конечно, коренной из его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покоряться завоевателю».

Е.В.Тарле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"

конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....

Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"

Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Методическая разработка "«Отечественная война 1812 года по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» ( история, литература и французский язык) для учащихся 10 класса

Данный урок относится к  нестандартным урокам.Это метапредметный урок, урок  обобщения и систематизации знаний, урок – дискуссия с применением технологии  интегрированного и метап...