Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Михайловская РВ (с) ОШ»

Разработка урока по теме

«Отечественная война 1812 года»

8 класс

Подготовила:

учитель истории

Табакаева Мария Вячеславна


Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

Задачи урока:

  1. сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне;
  2. развивать умение делать выводы и обобщать материал, закреплять навыки работы с картой, историческими источниками;
  3. воспитывать чувство патриотизма,  уважения к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся.

Оборудование:

  1. учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.
  2. учебная карта «Отечественная война 1812 г.»;
  3. школьный атлас по истории России. ХIХ в.;
  4. схема «Причины Отечественной войны 1812 г.»;
  5. таблица «Основные события Отечественной войны 1812».

Тип урока: урок изучения нового материала

Этапы урока:
Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.

Второй этап – изучение нового материала. материала / интервью: «Александр I и Наполеон», рассказ учителя, сообщения учащихся, заполнение схемы «Причины Отечественной войны 1812 г.», работа с исторической картой, таблицей «Основные этапы Отечественной войны 1812работа с документами./

Третий этап – закрепление
Четвертый этап – домашнее задание

План урока:
1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.
5. Завершение войны.

Ход урока.

В период подготовительного этапа учащимся целесообразно задать вопросы:
Что они знают о Наполеоне, какую политику он проводит на территории Европы, отношения Франции и России на кануне войны и подробнее о Тильзитском мирном договоре. Ставим цель урока.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский бог?

А.С.Пушкин.

В истории войны 1812 г. еще много спорных и неясных вопросов, с которыми мы познакомимся на уроке.

Итак, Россия и Франция готовятся к войне. Каковы причины войны? Понять, разобраться в обстановке накануне войны нам помогут император России - Александр I и император Франции – Наполеон Бонапарт.

Учитель:- Император, считаете ли Вы, что подписание Тильзитского мира 1807 г. явилось одной из причин войны с Францией?

Ученик: Александр I: Тильзитский мир, мирный договор с Францией был вынужденным соглашением. Да, Россия получила свободу действий в отношении Турции, Ирана и Швеции, но мы были вынуждены согласиться с завоеваниями Франции в Европе. Кроме того, Россия обязана был присоединиться к «континентальной блокаде» Англии. Однако, это больно ударило не только по Англии, но и по самой России. Россия понесла большой экономический ущерб. Авторитет России «падал» и страна оказалась в международной изоляции. Все это осложняло и обостряло отношения с Францией. Возникли неразрешимые противоречия между нашими странами, которые, возможно может решить только война.

Учитель:- Император, Вы – великий полководец. На завоеванной территории Вы распространяете буржуазные порядки, уничтожая феодальные пережитки. В то же время грабили древние города, отправляя ценности банков, музеев, дворцов и церквей обозами в Париж. Ваша армия из освободительной превращается в грабительскую и завоевательную. С чем Вы связываете такие перемены?

Ученик: Наполеон Бонапарт: «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Я не скрываю, что люблю власть, но люблю ее, как скрипач любит свою скрипку. Власть открывает огромные возможности. Подчинить мир - вот моя цель. Я – человек, призванный влиять на судьбы народов. Франция будет гордиться мной. И в этом мне поможет моя «великая» армия. Я верю в своих солдат, так как уверен, что «в ранце каждого солдата лежит жезл маршала».

Учащиеся делают выводы: определяют причины Отечественной войны 1812 г. и записывают в тетрадь/ работа со схемой «Причины Отечественной войны 1812 г.»/

Задание: определите по учебнику количественный состав двух противоборствующих армий и сделайте вывод.
Армия французов - 640 тыс. чел. Русская армия - 300 тыс. чел.
Вывод: двойное превосходство сил противника.
Задание: в атласе по карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих и направление, которое они защищают.
1 армия – М.Б. Барклай де Толи, направление Санкт-Петербург;
2 армия – П.Н. Багратион, направление Москва ;
3 армия – А.П. Тормасов, направление Киев.

Между командующими армий не было согласованности действий

Учащимся дается задание по ходу рассказа, составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».

Дата

Событие

12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

3 августа 1812 г.

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском.

4-6 августа 1812 г.

Поражение русских войск в битве за Смоленск. Предложение Наполеона Александру I о мире.

8 августа 1812 г.

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г.

Бородинское сражение.

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.

На рассвете 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Быстрое продвижение мощной французской армии изменило планы русского командования. Барклай де Толли принимает единственное правильное решение: отступать, любой ценой сохранить войска, не вступать в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Отступление велось с небольшими боями, которые сильно изматывали противника, причем каждый бой Наполеон принимал за начало генерального сражения.

Французская армия наступала, теряя солдат в результате быстрых маршей и стычек с партизанами. «Великая армия» таяла на глазах. К Смоленску подошло лишь 200тыс. человек.

3 августа армии Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском.

Вопрос классу: Какое значение имело это событие? /первоначальный план Наполеона был сорван/.

Вначале августа /4-6 августа/ под Смоленском произошло крупное сражение. Город удержать не удалось, однако здесь Наполеон потерял около 20 тыс. солдат. Русские войска и население покинули город, и противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража/корм для лошадей/ французам захватить не удалось.

Вопрос классу: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?

/Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер/.

Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая–де Толли.

Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова.

Сообщение:
«Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.
Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом».

А в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение.

В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.

Силы, к этому времени почти сравнялись: враг имел 132-тысячную армию, русские- 132 тыс. при большей артиллерии.

Бородинское сражение.
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты
1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона.
2. Смоленские дороги: старую и новую.
3. Села – Семеновское, Шевардино.
4. Батарею Раевского.
5.Багратионовы флеши.

Рассказ учителя:

26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника.

Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву/работа с учебной картой/. Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/.Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.

Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.

Кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию французов.

Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.

Кутузов дал приказ отступить к Москве.

Количество потерь было велико. У французов поло около 600 тыс. человек, в русской армии- 44 тыс. Позже, Наполеон, оценивая эту победу, сказал: «Самое страшное из всех сражений это, то, что я дал под Москвой. Французы в нем показали достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.

Учащимся предлагается проблемное задание: Бородино – это победа или поражение?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников:

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой

Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.

Кутузов отступал к Москве, Наполеон шел по пятам.

1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России.

Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает решение – оставить Москву. Это было единственно верное решение, чтобы спасти Россию. 2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя. Вслед за ней двинулось население.

Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем – в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона – разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.

Результатом разбоя стало резкое падение дисциплины, обычно очень высокой во французской армии. Солдаты не слушались не только офицеров, но и генералов. Кроме того прибавилась еще одна проблема: обострились национальные отношения «Великой армии». Немцы враждовали с поляками, итальянцы с хорватами.

Вопрос классу: На что рассчитывал Наполеон в эти дни?

Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже ни на Милан, ни на Рим.

В тот же день запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца.Наполеон понял, что Москва – это ловушка, которую заманил его Кутузов. И чем дольше он буде оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов. А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. /работа с учебной картой/.

Французы были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу. Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды. /Денис Васильевич Давыдов; Александр Фигнер; Герасим Курин и Василиса Кожина/ Война приобретала народный характер.

Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии.

Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.

В конце декабря 1812г. генерал- фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».25 декабря 1812 г. Александр I издал Манифест об изгнании врага и окончании войны.

Закрепление:

Вопрос: И все же, кто помог победить России в этой войне (начало урока слайд):

  1. остервенение народа?
  2. Барклай?
  3. зима?
  4. русский бог?

Выскажите свое мнение

Вывод: Война закончилась разгромом войск завоевателей. В войне проявился героизм русского народа, его патриотизм. Это чувство скрытого патриотизма живет в каждом человеке и сам человек не всегда предполагает его. Но приходит час испытаний и человек, движимый первым порывом сердца, поступает так, как требует долг, зов предков, память. Это и есть патриотизм.

Домашнее задание: параграф 4 определите характер войны (ответ обоснуйте)

Хронологическая таблица «Основные событии Отечественной войны 1812 года»

Дата

Событие

Хронологическая таблица «Основные событии Отечественной войны 1812 года»

Дата

Событие


Александр I:

Тильзитский мир, мирный договор с Францией был вынужденным соглашением. Да, Россия получила свободу действий в отношении Турции, Ирана и Швеции, но мы были вынуждены согласиться с завоеваниями Франции в Европе. Кроме того, Россия обязана был присоединиться к «континентальной блокаде» Англии. Однако, это больно ударило не только по Англии, но и по самой России. Россия понесла большой экономический ущерб. Авторитет России «падал» и страна оказалась в международной изоляции. Все это осложняло и обостряло отношения с Францией. Возникли неразрешимые противоречия между нашими странами, которые, возможно может решить только война.

Наполеон Бонапарт:

 «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Я не скрываю, что люблю власть, но люблю ее, как скрипач любит свою скрипку. Власть открывает огромные возможности. Подчинить мир - вот моя цель. Я – человек, призванный влиять на судьбы народов. Франция будет гордиться мной. И в этом мне поможет моя «великая» армия. Я верю в своих солдат, так как уверен, что «в ранце каждого солдата лежит жезл маршала».


Михаил Илларионович Кутузов

был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.
Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом».


Мнения современников о Бородинском сражении

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой
 

Вопрос: Бородино – это победа или поражение?

Мнения современников о Бородинском сражении

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой
 

Вопрос: Бородино – это победа или поражение?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Урок мужества "Отечественная война 1812 года»

Задачи:- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к ...

Разработка урока по теме "Война 1812 года"

Урок с использованием парной работы и ЭОР....

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Презентация к уроку "Великая Отечественная война 1812 года" 10 класс

Презентация к уроку "Великая Отечтсетвенная война 1812 года" 10 класс...