Петровские преобразования в области культуры. Ассамблеи при Петре I.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Сульберекова Вера Алексеевна

Урок посвящен ассамблеям при Петре I. « Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава». Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Не вызывает сомнений, что Петр знал об ассамблеях еще до своей поездки во Францию. Вторая поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою роль в введении данной формы в культурную жизнь русского общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: Петровские преобразования в области культуры.

Ассамблеи при Петре I.

Цель: ознакомление учащихся с ролью ассамблей в развитии культуры в России.

Задачи:

 1.Ознакомить учащихся со значением понятия «ассамблея».

2. Формировать у учащихся решать проблемные вопросы.

3. Развивать эстетические навыки, уважение к прошлому; прививать любовь     к Родине.

Оборудование:

1. репродукции картин, посвященных эпохе Петра I;

3. раздаточный материал - тексты Именного указа «Об учреждении ассамблей», Указа «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем»;

4. фрагменты из книги «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению»;

5. м/медиа проектор.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Форма урока: Урок – путешествие.

Вид урока: проблемно-диалогический урок.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация «Петровские преобразования в области культуры при Петре I», учебник по истории России для 7 класса.

Темы обсуждения:                                                                                                            

1. Ассамблея.                                                                                                                             

2. «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению».                               

3. «Модельное агентство».                                                                                                   

4. Хуртуях тас (Национально – региональный компонент).

Работа по теме.

1.Обсуждения в группах.
2.Краткие выступления.
3.Краткие выводы
. (Оформляются учителем и двумя «знатоками» - учениками в форме презентации.   Возможно по заготовленным  заранее шаблонам)

Опережающее задание: 

1 ученик  сообщение «Хуртуях тас». В ней он должен отразить основные достижения в письменности и скульптуре в Хакасии при Петре I.                      4 ученика готовят сценки.

? А.С. Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Предлагаю вам разобраться в этом самим. Итак, мы начинаем.

                  Один современник Петра вскоре после его смерти писал: «На что в России ни взгляни, всё его имеет началом, и чтобы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».

Проблемный вопрос урока мы сможем дать: Петровские реформы в культуре – благо или зло для России?

Тип урока: урок – путешествие.


                                                        ХОД УРОКА
I.Организационный момент. 
    Прозвенел звонок.  Все готовы на урок?

II. Постановка темы, целей и задач. 

-Ребята,  какое прозвище получил Пётр I в истории России? (Пётр Великий)
- Почему Петра  I называют необычным царём? ( Не любил безделья, освоил 14 ремёсел и др.)

III. Актуализация знаний.

 Выбор темы обсуждения.

 Выбор «Мудреца и Почемучки».

IV. Повторение.

Какие преобразование произошли при Петре I?

Станции.


I станция – Ассамблея при Петре I


Ведущий: Сегодня мы пригласили на наш урок Мудреца, чтобы он рассказал нам о петровских ассамблеях.

Почемучка: А, что такое асса-, асса -, ассамблея?

 Мудрец: Давайте, обратимся к самому Петру Первому!

Ведущий: У вас на столах есть текст Именного указа « Об учреждении ассамблей». Что же в нем сказано?

Учащиеся озвучивают: « Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава».

Мудрец: Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Не вызывает сомнений, что Петр знал об ассамблеях еще до своей поездки во Францию. Вторая поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою роль в введении данной формы в культурную жизнь русского общества.

Почемучка: Где же и когда проводились эти ассамблеи?

Мудрец: Проводились они дважды в неделю, в холодное время года ассамблеи по очереди принимали все важные петербургские вельможи. Летом же сам царь часто устраивал приемы в Летнем саду. Начинались ассамблеи обычно в четыре-пять часов дня и заканчивались в десять вечера. Праздник завершался прекрасным фейерверком. Иногда, впрочем, развеселившийся государь приказывал дамам через генерал - полицеймейстера, оставаться и долее положенного часа, и, разумеется, никто не дерзал нарушить этого приказания, и волей-неволей все должны были танцевать до тех пор, пока это было угодно государю.

Ученик -2: Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках о том развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми. Ассамблеи проходили в домах петровских сподвижников, иностранных дипломатов и московских вельмож.

Ведущий: Нужно добавить, что Петр сам составил своеобразную инструкцию проведения ассамблей и поведения на них. Вслед за Указом «Об ассамблеях» появляется указ « О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем».
Почемучка: Чем же, все – таки, занимались на этих ассамблеях, и почему Петр I выбрал именно эту форму западноевропейского досуга?

Мудрец: Ответом может служить характеристика ассамблеи, данная В. О. Ключевским. Это «и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин». Обычно для ассамблеи "очищались" четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Если в доме не находилось четырех подходящих комнат, ассамблею могли проводить и в одной, и тогда, как свидетельствовал современник, возникали неудобства: "В комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе не уместная при дамах и музыке". Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась и приобретала права гражданства самая распространенная форма общения — разговор.

Ведущий: Петр I придавал ассамблеям значение школы светскою воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.

(Разыгрывается сценка)      

1 –ый: газета «Ведомости» ныне сообщает: «В Петербурге повелением его императорского величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. А в штурманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют». А этот указ касается недорослей дворянских, чтоб по воле государственной запрещать им жениться, коли грамоте не обучены будут.

2 – ой: А государь-то наш нередко веселит народ торжествами, в которых сам участвует. Бывает у многих подданных своих на крестинах и похоронах. В день пишет до 20 писем и производит множество работ столярных, токарных, резных.)

Почемучка: Как жили русская женщина и молодые дворяне до Петра?

Мудрец: Ответить на этот вопрос я вызываю одну свидетельницу - Александру Яковлеву, которая расскажет об изменениях положения  женщин.

Яковлева: Как жила русская женщина до Петра? По нормам «Домостроя»! То есть, полная власть мужчины в семье, имущественное и юридическое бесправие, многочисленные ограничения. С реформами императора женщина, наконец, вышла из терема. Вместе с мужчинами мы стали появляться на празднествах, ассамблеях, могли сопровождать мужей за границу. На смену устаревшим телогреям пришли наряды по французской моде. Кроме того, император внес изменения и в старинный обычай заключения брака. Ведь раньше, до Петра, жених видел невесту впервые только за свадебным столом - их судьбу решали родители. Теперь наступили новые времена - молодежь встречалась на вечеринках, ассамблеях, а невеста, которой не понравился жених, могла расторгнуть договор. За это мы благодарны нашему благодетелю, Петру Алексеевичу!

- Молодой дворянин Репнин: Мы, наоборот, не довольны. Мои родители люди богатые и знатные. Жили мы спокойно и размеренно в своем имении. Да настало время Петра. Пришлось мне облачиться в офицерский мундир и нести службу в казарме. Но это только половина беды. Вышел указ - обязан недоросль учиться. А кто не хочет учиться, нельзя было жениться! Вот и прячемся от курьеров. За что и получил прозвище «нетчик» (от слова «нет», т.е. отсутствует). Совсем замучил нас.


Мудрец: Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они "так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество". На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Обычно на ассамблеях танцы открывались Полонезом, за ним Менуэтом, танец Контрданс, танец Англез, Аллеманд, которые отличались живостью и картинностью движений.

Почемучка: Как я поняла, ассамблеи продолжались довольно долго. Неужели, им не хотелось пить, есть, или это запрещалось?

Мудрец: Петровские ассамблеи впервые обратились к трапезе для создания «фона», что придавало еде значение культурной акции. На петровских ассамблеях чай, кофе, мед, варенье разносили между танцами, играми, беседой. Напитки и сласти являлись только атрибутом и рассматривались как сопутствующие элементы речевой и игровой деятельности. Именно на ассамблеях еда стала особым ритуалом, требующим определенных норм и правил поведения. Если устраивался ужин для гостей, то дамы должны были сидеть вместе с мужчинами «вперемежку». Согласно регламенту ассамблей, ужин не входил в их программу, но в домах богатых петровских сподвижников его часто устраивали по привычке традиционного русского гостеприимства. Однако это было скорее исключение, чем правило.


Почемучка: Все ясно! Не просто так Петр I ввел ассамблеи. Они имели важное значение! 

Мудрец: Совершенно верно. Проведение ассамблей стало, по замыслу царя, настоящей школой светских манер, даже светского образа жизни. Для молодых людей была издана книга "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению", которая излагала правила поведения в обществе. Книга пользовалась в Петербурге большой популярностью, и уже при жизни Петра переиздавалась три раза. 

Ведущий: Хочу добавить: После 1727 года в целостном виде их уже не устраивали в России, но отдельные их разновидности продолжали сохраняться и развиваться. Например, танцы стали одним из самых распространенных видов деятельности. Угощение стало неотъемлемой частью любой досуговой формы. Оно выступало как отдельным видом деятельности, так и составляющим элементом в их функционировании. Ассамблеи выработали в обществе потребность к публичному проведению досуга, сформировали интерес и привили вкус к светской жизни, смягчили и отшлифовали нравы русских людей. Традиция ассамблей продолжилась и после смерти Петра I. Они стали предшественниками великолепных балов, которыми славилась российская столица в XVIII и XIX веках.

Ведущий: Я предлагаю вам, ребята, ознакомиться с некоторыми фрагментами из книги "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению".


II станция – «Юности Честное зерцало»

 Ведущий: Пётр I стремился привить господам  хорошие манеры, как вести себя в ассамблеях. По его указу перевели с немецкого языка книгу «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”. По ней усваивались правила приличия. По этой книжке дети дворян и купцов не одно десятилетие познавали правила поведения в обществе, умение вести себя на людях.

Работа с текстами

(Учащиеся разбирают тексты и читают по очереди)

1 текст

- Если родители или кто из старших позовёт, нужно тотчас отозваться и спросить: «Что изволите, государь батюшка или государыня матушка?» Нельзя спрашивать: «Что? Чего? Чего хочешь?»

2 текст

- Мальчик должен быть учтив и вежлив, не драчлив.

3 текст

-Здороваться надо, не доходя до знакомого три шага и шляпу приятным образом сняв.

4 текст

 -Вежливых ценят и говорят: «Он молодец и смиренный кавалер». Грубиянам же говорят: Он и есть спесивый болван».

5 текст

-Если случится в кругу друзей стоять и беседовать, или разговаривать, сидя за столом, или же с кем – либо танцевать, то никому нельзя плевать.

6 текст

- Неприлично в носу пальцем ковырять или платком нос чистить, особенно при посторонних людях.

7 текст

- Сидя за столом, следует соблюдать следующие правила: во – первых, надо обрезать ногти, чтобы не выглядели они, словно бархатом обшитые.

8 текст

- Руки надо вымыть и сидеть прямо. Первым еду с блюда не хватать. Есть надо то, что перед тобой лежит. Когда ешь, не чавкай как свинья, головы не чеши. Не  проглотя куска, не говори.

9 текст

Зубы надо чистить не ножом, а зубочисткою, прикрыв рот рукой.

10 текст

 Около своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь есть, умой руки и лицо и выполощи рот.

Работа с историческим документом.

(Стр. 144 – 145)

Из указа Петра I (1700 год)

1. Бояром и окольничим , дворяном московским, людем боярским на Москве и в городах носить платья венгерские, кафтаны…  

Чтоб впредь с сего Его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать… 60 рублей  с человека…

Юности честное зерцало

5. Не прилично им (детям0 руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

Вопросы к документу

  • Какие правила и обычаи описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?
  • Как детям следовало относится к своим родителям и взрослым?


III станция – «Модельное агентство»


Ведущий: Нравились первому императору России различные преобразования. Не обошел он своим вниманием и моду.                                   Знатные люди стали одеваться по – другому.

С завоеванием выхода к Балтийскому морю активизировалась внешняя торговля с Россией, укрепились ее культурные связи с более развитыми странами Европы.

Поэтому из стран Европы были введены камзолы, чулки, башмаки, галстуки, корсеты, драгоценные кольца, перстни.

Мы предлагаем вам познакомиться с костюмами, в которых предписывалось быть на ассамблее или посмотрим петербургскую моду в коллекции модельера.

(демонстрируются слайды).

Рассмотрим для примера костюм знатного боярина с боярыней времен 17 века: длинная бесформенная верхняя одежда, скрывающая фигуру. У боярина - длинная борода и весь вид не очень-то располагающий.

Но как резко все меняется при Петре I: на манер стран Западной Европы кардинально меняется внешний облик российской знати.

1. Женское платье стало более изящным и изысканным, появились веера и другие аксессуары.

2. В мужской одежде, прежде всего, отказались от длинных кафтанов, а ввели ношение европейской одежды - камзолов, чулок, галстуков и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              3. Кроме того, дворяне и бояре должны были сбрить бороды. Для Петра борода стала символом косности, старины в худшем смысле этого слова.  За ослушание им грозил либо большой штраф, либо ссылка.

Ведущий: Что же касается стремления императора переодеть русского человека в иноземное платье, давайте заслушаем интересные записки писателя - хорвата Юрия Крижанича: «Русаки носят тесную и длинную - до пят, до каблуков - верхнюю одежду и имеют вид будто мешками обшитых». На этой одежде не было карманов, «всякие добрые вещи» закладывали за голенища сапог. Особенно неудобными были рукава. Длинные и узкие, они, по выражению Крижанича, «тако стаскают руки», что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Полы платья до пят мешали «ногам течь» (ходить), а всадник в таком одеянии казался на лошади «пнем», привязанным к седлу. Вот почему Петр Великий ратует за короткое и удобное платье, не мешавшее работе, движениям.

Все эти преобразования отражены в нашей новой коллекции. (По ходу рассказа учащиеся демонстрируют наряды боярина и боярыни в 17 веке, дворянина и дворянки в 18 веке.)

Кроссворд на корабле.

Вопросы кроссворда:

1. (Парик).

2.  (Камзол).

3. (Чулок).

4. (Галстук).

5.  (Веер).

6. К концу его правления стали выпускать фарфор. (Фарфор).

7.  (Башмак)

8.  (Корсет)

9. (Кольцо)

10. (Перстень)

11. (Фейерверк)

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже дома, в Хакасии.

IV станция. Хакасия.

-Что же было сделано в Хакасии при Петре I?

Сообщение о Хуртуях тас».

О Хуртуйах тас

До XVIII века территория Хакасии была изучена учёными слабо. Пётр I направлял в Сибирь экспедиции. Одну из таких экспедиций возглавил доктор медицины Д.Г. Мессершмидт. Он родился в Германии. Был приглашён Петром I  на службу.  Так Мессершмидт стал первым открывателем для науки енисейской письменности VII – XIII вв. Около Абаканского острога он раскопал курган – древнее захоронение. Этим Мессершмидт положил начало развитию археологической науки в Сибири. Им дано яркое описание древней статуи Хуртуях тас на Малой Еси. Документ подтверждающий это открытие.                              

Документ.

               « Статуя Куртуях (хак. Хуртуях тас) высечена из серого песчаника и вкопана в землю в косом направлении.  Сзади, на спине, можно было видеть спускающуюся чёрную косу, подобно тем, какие носят и до сего дня калмыцкие и татарские (т.е. хакасские – П.Ч.) женщины. Кроме этого на камне нельзя было заметить никакой надписи. Мы наблюдали за тем, как татары – язычники из Есь – Бельтыра клали многочисленные поклоны перед этим  камнем, причём каждый  объезжал камень три раза. После такой церемонии татары приносили в жертву камню часть своей провизии или клали её у пьедестала в траве, чтобы статуя могла» воспользоваться провизией по своему желанию. Они отвечали, что слышали  от предков, что Куртуях была некогда знатной матроной, которая обращена в камень Кайра – ханом или всемогущим богом, в воспоминание чего ей и воздаются ещё подобные почести».

(«История Хакасии». Стр. 97 – 98)

Закрепление.

Учащиеся должны найти ошибки в тексте.

Работа с учебником.

1-й учащийся:

  • Петр I ввел новое летосчисление - не от сотворения мира, как было раньше, а от дня восшествия на престол династии Романовых (Рождества христова). Поэтому вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, а с 1 марта (1 января). На Новый год ввели традицию украшать дома сухой травой (еловыми ветками), ветками березы (вешали игрушки и ленты).

(Стр.142)

2 - й учащийся:

А также был создан первый в России общедоступный театр, для него в Петербурге на окраине города было построено специальное помещение. (Помещение на Красной площади, где было многолюдно).

(Стр.142)

3 -й учащийся:

На манер стран Западной Европы Петр 1 ввел новые формы развлечений: праздники с фейерверками и маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, которые стали устраивать в крестьянских  домах (знати). Особенностью этих собраний стало то, что женщинам было туда появляться запрещено (Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми).  

(Стр.142)

4-й учащийся:

Вечер проходил в беседах, обсуждении новостей, танцах. Но кушать на таких мероприятиях было запрещено. (На петровских ассамблеях чай, кофе, мед, варенье разносили между танцами, играми, беседой. Напитки и сласти являлись только атрибутом и рассматривались как сопутствующие элементы речевой и игровой деятельности).

Для того чтобы люди знали правила поведения в ассамблеях, на приемах и в других общественных местах, вышло в свет специальное пособие с правилами хорошего тона, которое называлось “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов” (Перевели с немецкого языка книгу).

VII.  Подведение итогов. Рефлексия.

Ведущий: Какой теперь ответ на проблемный вопрос урока мы сможем дать: Петровские реформы в культуре (именно этике в светском обществе) – благо или зло для России?                                                                                             

Какие наши гипотезы подтвердились? Какие оказались ошибочными и почему?                                                                                                                                    - Что особенно запомнилось из материала урока?  Какие чувства вызвал у Вас этот урок?  (Учитель высказывает собственное мнение.)

Примерные ответы обучающихся:

Учение 1: Реформы Петра в культуре привели к большим достижениям в развитии русского общества. Россия намного продвинулась в развитии образования, науки, художественной культуры. Пётр I начал европеизацию русского общества, тем самым поставил Россию на европейский путь развития и выдвинул её в число передовых стран Европы. В то же время его реформы имели и отрицательные последствия: проводились сверху, насильственным путём, нарушалась самобытность русского народа, его традиций, обычаев. Но в целом, Петровские реформы в культуре имели положительное значение для дальнейшего развития, процветания России, поэтому я считаю, что это благо.

Ученик 2: Подтвердились гипотезы, что в большей части реформы Петра в культуре в большей части добро, частично зло, что они способствовали ее развитию и возвышению, подъёму международного авторитета России.

Ученик 3:Ошибочные оказались односторонние гипотезы о том, что петровские реформы в духовной сфере огромное зло для Руси, которое свернуло Россию с правильного пути развития; что Пётр I разрушил самобытность России.

Ученик 4: Пётр I и его преобразования сыграли большую роль  в развитии  общества России. В то время роль России возросла на международной арене.  «Ближние и дальние государства стали рассматривать её как великую державу». Поэтому я считаю, что это благо.

Ведущий: Таким образом, мы разрешили проблему нашего урока. И можем сказать, что Петровские реформы в культуре в целом привели к положительным изменениям, расцвету русской культуры по сравнению с предыдущим развитием, и, следовательно, являются благом для России.

Молодцы ребята, спасибо всем за активное участие в обсуждении сегодняшней темы. А теперь, пора выставлять оценки за проделанную работу. Оценки выставляются в журнал и дневники.

        Ведущий: Вывод: Великий преобразователь Петр I, Пётр Алексеевич Романов, затронул  все стороны жизни русского народа, всё старался улучить или изменить! Один современник Петра вскоре после его смерти писал: «На что в России ни взгляни, всё его имеет началом, и чтобы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».

              Как видите, ребята, его дела живут и в настоящее время. Он учит нас, как защищать дорогую нашу Родину, как вести себя в обществе.

            Проекты - рефераты  на темы:

1. Какова цена петровских реформ?

2. Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?

3. Чему учит история петровской эпохи?

4. Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

5. «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня? 

Домашнее задание (2 мин.)

Вам домашнее задание: по желанию вы можете нарисовать рисунок ассамблеи, создать эскиз костюма или написать эссе. «Как я оцениваю правление Петра I?», в котором вы дадите свою оценку деятельности Петра I, выявив как положительные, так и отрицательные стороны политики для России.

(Раздать листочки с д/з).

Молодцы ребята, спасибо всем за активное участие в обсуждении сегодняшней темы. А теперь, пора выставлять оценки за проделанную работу. Оценки выставляются в журнал и дневники.

Оценки:

 Куйлиев Хосият –

Псарёва Виктория-

Радионова Валентина –

Тохтобин Павел –

 Чебодаева Алина –

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Педпосылки петровских преобразований"

Методическая разработка урока создана для изучения истории России в 10 классе в рамках технологии "Критическое мышление"....

конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

Конспект урока истории для 7 класса "Преобразования в области культуры в эпоху Петра I"

Урок  открытия нового знания  с использованием технологии критического мышления...

Конспект урока истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе «Ассамблеи при Петре I» с презентацией

Реформы Петра I  коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были преобразования в быту и культуре. Тема нашего урока: « Ассамблеи при Петре I». Название говорит само за себя...

Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»

В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....

Выступление Молчановой В.И. на тему «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»

Выступление Молчановой В.И. на тему «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»...

Технологическая карта урока по теме "Преобразования в области культуры и быта в Петровскую эпоху"

Урок по курсу История России для 8 класса имеет основной целью развить навыки функциональной грамотности - научить выделять характерные черты преобразований в области культуры и быта с использованием ...