Формирование метапредметных умений через выполнение типовых задач на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал по истории на тему

Разрывина Наталия Анатольевна

Универсальные Учебные Действия  в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы. 

Достижение поставленных в ФГОС целей становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 604.09 КБ
Файл vystuplenie.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование метапредметных умений через выполнение типовых задач на уроках истории и обществознания Докладчик: преподаватель истории и обществознания 1 категории МОУ « Красногорская СОШ №1» Разрывина Наталия Анатольевна 28 апреля 2015г.

Слайд 4

Личностные УУД

Слайд 5

Задания, формирующие личностные УУД 5 класс история «Справедливость древних» 5 класс История Цель: развитие способности к анализу содержания законов древнего времени и аргументация их справедливости. Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы царя Хаммурапи. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.

Слайд 6

6 класс История «Актуальны ли моральные нормы 12 века для современного человека?» Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и аргументации актуальности их на сегодняшний день Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа Описание задания: учащиеся делятся на группы по 4–5 человек и на основании документа В. Мономаха «Поучение детям» выделяют моральные нормы, характерные для 12 века и сравнивают с сегодняшним днем № предложения в тексте Моральные нормы, характерные для 12 века Актуальность на сегодняшний день (да, нет)

Слайд 7

Критерии оценивания: - умение полно и адекватно характеризовать содержание материала - умение аргументировать свой ответ - последовательность

Слайд 8

Регулятивные УУД

Слайд 9

Задания, формирующие регулятивные УУД 6 класс Обществознание «Распорядок дня» Цель: формирование умения планировать свою деятельность в течение недели Форма выполнения задания: индивидуальная работа Описание задания: в рамках темы «Делу время, потехе час» учащимся предлагается составить график своей деятельности в течение дня и оформить его в виде таблицы. Мой распорядок дня Время суток Время Рабочий день Время Выходной день Утро День Вечер

Слайд 10

Жизненные задачи 5 класс Обществознание Тема « Все науки об обществе» Ситуация: Ты не знаешь, где и как найти дополнительную информацию об ученых, которые занимаются различными общественными науками. Роль: Ученик Результат: План, по которому нужно действовать, чтобы найти дополнительную информацию об ученых.

Слайд 11

Примерный алгоритм решения задачи: Шаг 1 (осмысли, что тебе нужно сделать) Что необходимо сделать – написать сообщение об ученых или определить науки и ученых в этих областях. Шаг 2 (собери информацию, нужную для решения). Вспомни, что такое «план действий». Составь его. Шаг 3 (придумай решение задачи) Оформи план в виде списка, схемы, рисунков или как то иначе.

Слайд 12

Познавательные УУД

Слайд 13

6 класс История Задание по установлению соответствий Цель: формирование познавательных действий на основе текста Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается на основе учебника выделить особенности системы земледелия славян и заполнить таблицу. Инструкция: Установите соответствия между системой земледелия и ее особенностями. Задания, формирующие познавательные УУД Система земледелия Особенности 1.Подсечно-огневая 2.Переложная. А – прекращение обработки земли на 20-30 лет для восстановления плодородия земли. Б – вырубка леса для подготовки участка В – распространенность в степной зоне Г – удобрение почвы золой

Слайд 14

Критерии оценивания:

Слайд 15

Жизненные задачи 5 класс Обществознание Тема «Наука о власти» «Все могут короли …» Ситуация: Один твой друг говорит, что монархия – очень хорошая форма правления. Другой друг ему возражает – ему больше нравится республика. Роль: Свидетель спора. Результат: Твоя точка зрения по этому вопросу, высказанная так, чтобы спор не перерос в конфликт.

Слайд 16

Примерный алгоритм решения этой жизненной задачи Шаг 1 (осмысли, что тебе нужно сделать). В чем заключается цель твоих действий в этой ситуации? Шаг 2 (собери информацию, нужную для решения). Найди из различных источников факты ,объясняющие преимущества монархии, и факты, объясняющие, чем хороша республиканская форма правления. Шаг 3 (придумай решение задачи). Какие варианты выхода из сложившийся ситуации ты предложишь спорщикам? Придумай слова, которые помогут твоим друзьям разрешить спор. Какие аргументы ты предложишь в защиту своей точки зрения?

Слайд 17

6 класс Обществознание Тема: Создание отношений между людьми Ситуация: Твои одноклассники отнимают деньги у малыша. Роль: Товарищ тех, кто отнимает деньги Результат: Твой способ предотвращения правонарушения. ф ормирующие коммуникативные УУД

Слайд 18

Критерии оценивания:



Предварительный просмотр:

      Универсальные Учебные Действия  в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы.  

     Достижение поставленных в ФГОС целей становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.      

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

- Личностные- Регулятивные- Познавательные- Коммуникативные

1. Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего  

В 5 классе :

Задание № 1: «Справедливость древних»

Цель: развитие способности к анализу содержания законов древнего времени и аргументация их справедливости.

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы царя Хаммурапи. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.

 В 6 классе по истории России :

 2  а »

№ предложения в тексте

Моральные нормы, характерные для 12 века

Актуальность на сегодняшний день (да, нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненная задача:

Ситуация: Твои одноклассники отнимают деньги у малыша.

Роль: Товарищ тех, кто отнимает деньги

Результат: Твой способ предотвращения правонарушения.

Примерные вопросы для обсуждения:

1.        Довольны ли вы результатом?

2.        Кто был лидером, а кто – ведомым?

3.        Правильно ли были распределены роли в группе?

4.        Легко ли было договариваться?

5.        Можете ли вы назвать себя коллективом?

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу обсуждения;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.

2.

Время суток

Время

Рабочий день

Время

Выходной день

Утро

 

 

 

 

День

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

жизненная задача в 5 кл. – обществознание тема «Все науки об обществе»

Ситуация: Ты не знаешь, где и как найти дополнительную информацию об ученых, которые занимаются различными общественными науками.

Роль: Ученик

Результат: План, по которому нужно действовать, чтобы найти дополнительную информацию об ученых.

Примерный алгоритм решения задачи:

Шаг 1 (осмысли,что тебе нужно сделать) Что необходимо сделать – написать сообщение об ученых или определить науки и ученых в этих областях.

Шаг 2 (собери информацию, нужную для решения). Вспомни, что такое «план действий». Составь его.

Шаг 3 (придумай решение задачи) Оформи план в виде списка, схемы, рисунков или как то иначе.

Критерии оценивания:

- умение аргументированно защитить свою позицию

3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Примерами формирования познавательных УУД могут быть следующие типовые задания:

Задание по установлению соответствий.

Цель: формирование познавательных действий на основе текста

 6 класс история - Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается на основе учебника и выделить особенности системы земледелия славян и заполнить таблицу.

Инструкция: Установите соответствия между системой земледелия и ее особенностями

          Критерии оценивания:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнение жизненных задач на уроках обществознания в 5 классе по теме «Наука о власти»:

Все могут короли…

Ситуация: Один твой друг говорит, что монархия – очень хорошая форма правления. Другой друг ему возражает – ему больше нравится республика.

Роль: Свидетель спора.

Результат: Твоя точка зрения по этому вопросу, высказанная так, чтобы спор не перерос в конфликт.

Примерный алгоритм решения этой жизненной задачи (может быть и совершенно другой алгоритм)

Шаг 1 (осмысли, что тебе нужно сделать). В чем заключается цель твоих действий в этой ситуации?

Шаг 2 (собери информацию, нужную для решения). Найди из различных источников факты ,объясняющие преимущества монархии, и факты, объясняющие, чем хороша республиканская форма правления.

Шаг 3 (придумай решение задачи). Какие варианты выхода из сложившийся ситуации ты предложишь спорщикам? Придумай слова, которые помогут твоим друзьям разрешить спор. Какие аргументы ты предложишь в защиту своей точки зрения?

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание материала;

- умение аргументировать свой ответ;

- последовательность

4. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основным критерием  сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе .

Примерами формирования коммуникативных УУД могут быть следующие типовые задания:

В 6 классе :

Задание «Журналист»

Цель: формирование коммуникативных действий по постановке вопросов.

Форма выполнения  задания:  индивидуальная или в групповая по 3–4 человека.

Инструкция: Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у древнерусского князя Ярослава Мудрого. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь.

Выполнение жизненных задач на уроках обществознания в 5 классе по теме «Наука о власти»:

Все могут короли…

Ситуация: Один твой друг говорит, что монархия – очень хорошая форма правления. Другой друг ему возражает – ему больше нравится республика.

Роль: Свидетель спора.

Результат: Твоя точка зрения по этому вопросу, высказанная так, чтобы спор не перерос в конфликт.

Примерный алгоритм решения этой жизненной задачи (может быть и совершенно другой алгоритм)

Шаг 1 (осмысли, что тебе нужно сделать). В чем заключается цель твоих действий в этой ситуации?

Шаг 2 (собери информацию, нужную для решения). Найди из различных источников факты ,объясняющие преимущества монархии, и факты, объясняющие, чем хороша республиканская форма правления.

Шаг 3 (придумай решение задачи). Какие варианты выхода из сложившийся ситуации ты предложишь спорщикам? Придумай слова, которые помогут твоим друзьям разрешить спор. Какие аргументы ты предложишь в защиту своей точки зрения?

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание материала;

- умение аргументировать свой ответ;

- последовательность

Хорошим подспорьем в развитии УУД  являются  рабочие тетради. Они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.

Это, например:

 1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

3) задания на анализ цифровой информации;

 4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;

5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.  

Таким образом, подобные типовые задачи   не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций. Иными словами, на уроках истории и обществознания должна присутствовать реальная жизнь, осмысление и понимание которой и является, в конечном счете, важнейшей целью курса.

в процессе выполнения таких заданий школьники накапливают опыт

решения четко и конкретно сформулированных задач. Не секрет, что в реальности ситуация принципиально иная: жизненные и

профессиональные задачи неизвестны заранее, никто не формулирует их в стандартной форме учебных задач. Более того, чаще всего эти задачи «замаскированы» множеством сопутствующих событий и фактов.

 Наша задача  научить ученика объективно оценивать

реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.  

Трудности:Во-первых, для использования всех приведенных выше методов обучения необходимо улучшать наглядно – техническую оснащенность кабинета, в классе нужны оборудованные зоны для проведения уроков и групповых форм работы.  

Во – вторых, первоначально учителю необходимо больше времени для подготовки к урокам.

В – третьих, нет универсального методического обеспечения для учителя по формированию УУД и контроля.

Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...