Технологическая карта урока "Причины вступления России в первую мировую войну"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Блудова Екатерина Давидовна

Готовая технологическая карта для проведения урока истории в 11 классе из раздела "Сложные темы по истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_vstupleniya_rossii_v_pervuyu_mirovuyu_voynu.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Блудова Екатерина Давидовна
  2. Место работы: МБОУ СОШ №47
  3. Предмет: история
  4. Класс: 9
  5. Тема  урока: «Причины вступления России в Первую мировую войну».
  6. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век.
  7. Тип урока: комбинированный. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели урока:

  • Образовательная: проанализировать причины и итоги первой мировой и гражданской войн; охарактеризовать основные события; дать оценку действиям участников войн.
  • Развивающая: развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие логического мышления во время работы с историческими документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
  • Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
  • Метапредметные:
  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  •  формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

  •   Предметные: 
  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Этап   урока

Формиреумые УУД

          Деятельность учителя/ используемые ЭОР

  Деятельность ученика

  1. Ориентировочно - мотивационный

1.Формирование мотива действий.

УУД:

Познавательные:

(умение строить логическую цепь размышлений);

Коммуникативные:

(умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации);

Личностные:

(Формирование учебной мотивации);

Напоминает учащимся , что на предыдущем уроке была изучена тема «международные отношения и геополитическое положение России в начале XXвека»

Дайте вспомним основные противоречия, которые сложились в мире в начале XX века

Используется входной контроль(тест) и взаимопроверка ( приложение №1)

   

1.Отвечают на вопрос

2.Выполняют тест и проверяют друг у друга

2.Актуализация знаний.

УУД:

Познавательные:

(Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта);

Регулятивные:

(осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог);

Коммуникативные:

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы)

1.Сообщает, что Указом Президента РФ с 2013года 1 августа считается днем памяти солдат погибших в Первой мировой войне

2. Затем звучит видеоролик «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).

3.Как вы думаете почему именно 1 августа ?

4. Как вы думаете какова тема нашего урока?

5. Формулируют и записывают тему

6. Прежде чем говорить о войне давайте вспомним алгоритм, которым мы пользуемся при изучении войн

 

 

1. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают

на вопрос,

аргументируют ответ

( 1-августа – начало Первой мировой войны).

2. Вспоминают алгоритм ( причины, повод, участники, цели сторон, основные этапы и события, результат и значение.

3. Построение учебной задачи

УУД:

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- строить понятные для соучастников высказывания;

Личностные:

- формирование учебной мотивации

1Предлагает учащимся предположить, какие задачи на данном уроке будут решаться

2.Высказывает гипотезу «Россия могла не участвовать в Первой мировой войне если бы не ее имперские амбиции»

 Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ

( Почему Россия вступила в войну; какие она преследовала цели; можно ли было избежать участия в войне, какие страны могли бы быть союзниками, а какие противниками России)

  1. Операционно - исполнительский

4. Решение учебной задачи

УУД:

Познавательные:

(овладение  способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию)

Личностные:

(формирование учебной мотивации;

проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.)

Коммуникативные:

(умение создавать устные  высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем  и со сверстниками;

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на поставленные вопросы

Вудро Вильсон – американский президент так определил причины войны

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война.   Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу»

Нам с вами предстоит понять что же это за причины и были ли они действительно объективными

2. В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. 

1. Ученики работаю в группах

2. Каждой группе предложен пакет с документами используя которые учащиеся смогут доказать и отстоять свою точку зрения.( приложение 2)

III.    Рефлексивно - оценочный

 5. Подведение предварительных итогов урока.

УУД

Познавательные:

(Осуществлять анализ  объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме);

Коммуникативные:

(Уметь формулировать собственное мнение и позицию);

Регулятивные:

(Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания);

1.Предлагает учащимся представить результаты своей работы

2. Предлагает учащимся опровергнуть или подтвердить гипотезу, высказанную в начале урока

3. Корректирует( при необходимости формулировки учащихся) и записываются причины участия России в войне:

 - Претендовала на свободный проход своего флота в Средиземное море, настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы.

- Расценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт. При этом ссылалась на то, что это посягает на её права в Азии по англо-русскому соглашению 1907года о распределении сфер влияния в этом регионе. Однако к началу Первой мировой войны эти разногласия с Германией были урегулированы Потсдамским соглашением 1911 года.

- Противодействовала германской гегемонии в Европе и австрийскому проникновению на Балканы.

- Настаивала на исключительном праве протектората над всеми славянскими народами; поддерживала на Балканах анти австрийские и анти турецкие настроения у сербов и болгар.

 

1. Ребята  представляют работу в группах.

 

 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор.

3. Определяют наиболее сложные моменты.

 

6. Итоговая самооценка

 УУД

Регулятивные  (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки).

1. Учитель предлагает  оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

 

1. Заполняют рефлексивную карту.

( приложение 3)

7. Домашнее задание

УУД:

Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

1.Составить таблицу Россия в Первой мировой войне

Дата

Событие

Значение

2. *Составить презентацию «Забытая война» ( 10-12 слайдов)

3.* Сочинение «Первая мировая война – выбор или предопределение России»

1. Записывают домашнее задание

Приложение №1 тест

1. Где накануне первой мировой войны столкнулись интересы России и Германии:

А) в Марокко;

Б) в Индии;

В) в Турции и Персии?

 

2. Укажите основную причину сближения России и Англии в начале ХХ в.:

А) усиление германского милитаризма в Европе;

Б) усиление зависимости Англии от поставок сырья и хлеба из России;

В) общие интересы на Ближнем и Среднем Востоке.

 

3. Какие цели ставила перед собой российская дипломатия, идя на сближение с Англией перед первой мировой войной:

А) открыть для России новые рынки сбыта в Англии и её колониях;

Б) привлечь на свою сторону сильного союзника в предстоящей войне с Германией;

В) противодействовать проникновению Австро-Венгрии на Балканы и в Турцию, а также устремлениям Японии на Дальнем Востоке?

 

4. Какой регион в начале ХХ в. получил название «пороховой погреб Европы»:

А) Балканы;

Б) Ближний Восток;

В) Германия и Австро-Венгрия?

 

5. С какой балканской страной накануне войны Россия считала себя связанной узами дружбы более, чем с другими:

А)с Сербией;

Б) с Грецией;

В) с Румынией;

Приложение 2

Конвенция 1901 г. между Россией и Англией по делам Персии, Афганистана и Тибета от 18/31 августа 1907 г.

С.-Петербург

Е, в. император всероссийский и е, в, король Соединенного Королевства Великобритании, Ирландии и британских территорий за морями, император Индии, воодушевленные искренним желанием уладить по взаимному согласию различные вопросы, касающиеся интересов их государств на Азиатском материке, решили заключить соглашения, предназначенные предупреждать всякий повод к недоразумениям между Россией и Великобританией в отношении сказанных вопросов, и назначили с этой целью своими соответственными уполномоченными, а именно:

е. в. император всероссийский;

…Александра Извольского, министра иностранных дел,

е, в, король Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии (…):

".Артура Никольского, своего чрезвычайного и полномочного посла при е. в, императоре всероссийском, которые, сообщив друг лругу свои полномочия, найденные в доброй и надлежащей форме, условились о нижеследующем:

А. Соглашение, касающееся Персии

Правительства России и Великобритании, взаимно обязавшись уважать целость и независимость Персии и желая искренне сохранения порядка на всем протяжении этой страны и ее мирного развития, равно как и постоянного установления одинаковых преимуществ для торговли и промышленности всех других народов, принимая во внимание, что каждое из них имеет по причинам географического и экономического свойства специальный интерес в поддержании мира и порядка в некоторых провинциях Персии, смежных или соседних с русской границей, с одной стороны, и с границами Афганистана и Белуджистана — с другой, и желая избежать всякого повода к столкновению между их взаимными интересами в персидских провинциях, о которых было упомянуто выше, согласились о нижеследующих положениях:

I. Великобритания обязуется не домогаться для самой себя и не поддерживать в пользу британских подданных, равно как и в пользу подданных третьих держав, каких-либо концессий политического или торгового свойства, как-то: концессии железнодорожные, банковские, телеграфные, дорожные, транспортные, страховые и т, д. — по ту сторону линии, идущей от Касри-Ширина через Исфаган, Иеэд, Хакк и оканчивающейся в точке на персидской границе при пересечении границ русской и афганской, и не противиться, ни прямо, ни косвенно, требованиям подобных концессий в этой области, поддерживаемым российским правительством. Считается конечно условленным, что местности, упомянутые выше, входят в область, где Великобритания обязуется не домогаться вышесказанных концессий.

II, Россия со своей стороны обязуется не домогаться для самой себя и не поддерживать в пользу российских подданных, равно как и в пользу подданных третьих держав, каких-либо концессий политического или торгового свойства, как-то: концессии железнодорожные, банковские, телеграфные, дорожные, транспортные, страховые и т, д. — по ту сторону линии, идущей от афганской фаницы через Газик, Бирджанд, Керман и оканчивающейся в Бендер-Аббасе, и не противиться, ни прямо, ни косвенно, требованиям подобных концессий в этой области, поддерживаемых британским правительством. Считается конечно условленным, что местности, упомянутые выше, входят в область, где Россия обязуется не домогаться выше сказанных концессий.

III, Россия обязуется со своей стороны не противиться, не уговорившись предварительно с Англией, тому, чтобы какие-нибудь концессии были выдаваемы британским подданным в областях Персии, расположенных между линиями, упомянутыми в статьях I и II.

Великобритания принимает тождественное обязательство в том, что касается концессий, могущих быть выданными русским подданным в тех же областях Персии,

Все концессии, существующие ныне в областях, указанных в статьях I и II, охраняются.

IV, Условлено, что доходы всех персидских таможен" за исключением таможен Фарсистана и Персидского залива, доходы, обеспечивающие погашение и проценты по займам, заключенным

правительством шаха в Учетно-ссудном банке Персии до дня подписания настоящего соглашения, будут обращаемы на тот жепредмет, что и в прошлом.

Равным образом условлено, что доходы персидских таможен Фарсистана и Персидского залива, равно как и доходы рыбных ловель на персидском побережье Каспийского моря, а также почт и телеграфов, будут обращаемы, как и в прошлом, на платежи по займам, заключенным правительством шаха у Персидского шахиншахского банка до дня подписания настоящего соглашения, В случае неисправностей в погашении или уплате процентов по персидским займам, заключенным в Учетно-ссудном банке Персии и в Персидском шахиншахском банке до дня подписания настоящего соглашения, если представится необходимость для России установить контроль над источниками доходов, обеспечивающими правильное поступление платежей по займам, заключенным в первом из сказанных банков, и расположенными в области, упомянутой в статье II настоящего соглашения, или же для Великобритании — установить контроль над источниками доходов, обеспечивающими правильное поступление платежей по займам, заключенным во втором из сказанных банков, и расположенными в области, упомяну-той в статье I настоящего соглашения, — правительства российское и английское обязуются войти предварительно в дружественный обмен мыслей в видах определения по взаимному согласию означенных мер контроля и избежания всякого вмешательства, которое не было бы согласно с принципами, служащими основанием настоящему соглашению.

Б. Конвенция, касающаяся Афганистана

Высокие договаривающиеся стороны в целях обеспечения совершенной безопасности на обоюдных границах Средней Азии и поддержания в этих областях прочного и продолжительного мира заключили следующую конвенцию:

Статья 1.

Правительство его британского величества объявляет, что оно не имеет намерения изменять политическое положение Афганистана.

Правительство его британского величества обязуется, кроме того, осуществлять свое влияние в Афганистане только в миролюбивом смысле, и оно не примет само в Афганистане и не будет поощрять Афганистан принимать меры, угрожающие России.

Со своей стороны российское императорское правительство объявляет, что оно признает Афганистан находящимся вне сферы русского влияниям и оно обязуется пользоваться для всех своих политических сношений с Афганистаном посредничеством правительства его британского величества, оно обязуется также не посылать никаких агентов в Афганистан.

Статья 2.

Так как правительство его британского величества объявило в договоре, подписанном в Кабуле 21 марта 1905 г, что оно признает соглашение и обязательства, заключенные с покойным эмиром Абдур-Рахманом и что оно не имеет никакого намерения вмешиваться во внутреннее управление афганской территорией. Великобритания обязуется не присоединять или занимать, в противность сказанному договору, какой-либо части Афганистана и не вмешиваться во внутреннее управление этой страной, с оговоркой, что эмир выполнит обязательства, уже принятые им по отношению к правительству его британского величества в салу вышеупомянутого договора.

Статья 3.

Русские и афганские власти, особо к тому назначенные, на границе или в пограничных провинциях могут установить непосредственные взаимные сношения, чтобы улаживать местные вопросы неполитического характера.

Статья 4,

Правительства России и Великобритании объявляют, что они признают по отношению к Афганистану принцип торгового равноправия и соглашаются в том, что все облегчения, которые были или будут приобретены впредь для торговли и торговцев английских и англо-индийских, будут равным образом применяемы к торговле и торговцам русским. Если развитие торговли укажет на необходимость в торговых агентах, оба правительства условятся о мерах, какие следует принять, взяв, конечно, во внимание верховные права эмира.

Статья 5.

Настоящие соглашения войдут в силу лишь с момента, когда британское правительство заявит российскому правительству о согласии эмира на условия, выше постановленные,

В, Соглашение, касающееся Тибета

Правительства России и Великобритании, признавая сюзеренные права Китая над Тибетом и принимая во внимание, что вследствие своего географического положения Великобритания имеет специальный интерес в том, чтобы видеть существующий порядок внешних сношений Тибета сохраненным полностью, условились о нижеследующем соглашении:

Статья 1.

Обе высокие договаривающиеся стороны обязуются уважать территориальную целость Тибета и воздерживаться от всякого вмешательства в его внутреннее управление.

Статья 2,

Сообразуясь с признанным принципом сюзеренитета Китая над Тибетом, Россия и Великобритания обязуются сноситься с Тибетом только через посредство китайского правительства. Это обязательство не исключает, однако, непосредственных сношений английских коммерческих агентов с тибетскими властями, предусмотренных статьей 5 конвенции от 7 сентября

1904 года между Великобританией и Тибетом и подтвержденных конвенцией 27 апреля 1906 года между Великобританией и Китаем; оно не изменяет также обязательств, принятых на себя Великобританией и Китаем в силу статьи 1 скачанной конвенции 1906 года.

Считается конечно условленным, что буддисты, как русские, так и британские подданные, могут входить в непосредственные сношения, на почве исключительно религиозной, с далай-ламой и другими представителями буддизма в Тибете; правительства России и Великобритании обязуются, насколько от них будет зависеть, не допускать, чтобы эти сношения могли нарушить постановления настоящего соглашения.

Статья 3.

Российское и великобританское правительства обязуются, каждое за себя, не посылать представителей в Лхассу.

Статья 4.

Обе высокие стороны обязуются не домогаться или приобретать, ни за свой собственный счет, ни в пользу своих подданных, никаких концессий железнодорожных, дорожных, телеграфных и горных" ни других прав в Тибете.

Статья 5,

Оба правительства согласны в том, что никакая часть доходов Тибета, ни в натуре, ни деньгами, не может быть заложена или предоставлена как России и Великобритании, так и их подданным.

Г Приложение к соглашению между Россией и Великобританией, касающемуся Тибета

Великобритания вновь подтверждает декларацию, подписанную его превосходительством вице-королем и генерал-губернатором Индии и приложенную к ратификации конвенции 7 сентября 1904 гола, постановляющую, что занятие долины Чумби британскими силами прекратится по уплате трех ежегодных взносов вознаграждения в 20 500 рупий под условием, чтобы рынки, упомянутые во 2-й статье сказанной конвенции, были действительно открыты в течение уже трех лет и чтобы тибетские власти за этот период строго сообразовались во всех отношениях с постановлениями означенной конвенции 1904 года. Считается конечно условленным, что если занятие долины Чумби британскими силами не прекратится по какой бы то ни было причине ко времени, предусмотренному вышеприведенной декларацией, правительства российское и британское войдут в дружеский обмен взглядов по сему предмету.

Настоящая конвенция будет ратифицирована, и ратификации ее будут обменены в С, — Петербурге, как только это будет возможно.

В удостоверение чего соответственные уполномоченные подписали настоящую конвенцию и приложили к ней свои печати. Учинено в С.-Петербурге, в двойном экземпляре, 18/31 августа

1907 года.

Подписали:

Извольский Никольсон

Секретный протокол между Россией и Германией по балтийскому вопросу от 16/29 октября 1907 г.

Санкт — Петербург

Оба императорские правительства России и Германии, сознавая наличие полной общности интересов в их политике в области Балтийского моря и желая укрепить соответствующим соглашением многовековые узы традиционной дружбы и добрососедских отношений, соединяющих их государства, заявляют в настоящем протоколе, что их общая политика в этих местах имеет целью сохранение ныне существующего территориального разграничения.

В соответствии с этим основным принципом их политики оба императорские правительства намерены неуклонно сохранять в неприкосновенности права е. в. императора всероссийского и е, в. императора Германии, короля Пруссии, на их континентальные и островные владения, расположенные в указанных областях.

Два других прибрежных государства Балтики, а именно Швеция и Дания, могут быть допущены к заключению специальных соглашений с обеими империями о признании их территориальной неприкосновенности и об упрочении таким путем общего сохранения status quo в бассейне Балтийского моря.

Оба императорские правительства согласны оставить настоящий протокол секретным до того момента, когда, по предварительному соглашению, они найдут удобным опубликовать его или сообщить его другим правительствам.

Учинено в С.-Петербурге в двух экземплярах 16/29 октября 1907 г.

Подписали:

Губастое фон Шён

Соглашение между Россией и Германией по персидским делам (Потсдамское соглашение) от 6/19 августа 1911 г.

Санкт — Петербург

Правительства русское и германское исходя из принципа равноправия в отношении торговли всех наций в Персии, имея в виду, с одной стороны, что у России имеются в этой стране специальные интересы и что, с другой стороны, Германия преследует там лишь коммерческие цели, вошли в соглашение относительно следующих пунктов:

Статья I.

Императорское германское правительство заявляет, что оно не имеет намерения ни добиваться для себя самого, ни поддерживать домогательств со стороны германских или иностранных подданных концессий железнодорожных, дорожных, навигационных и телеграфных к северу от линии, идущей от Касри-Ширина, пролегающей через Исфагань, Иеэд и Хакк и кончающейся на афганской границе на широте Гязика.

Статья II,

Со своей стороны русское правительство, имея в виду получить от персидского правительства концессию на создание сети железных дорог на севере Персии, обязуется Б числе прочих испросить концессию на постройку пути, который должен исходить из Тегерана и окончиться в Ханекене для смычки на турецко-персидской границе означенной сети с линией Садид-же — Ханекен, как только эта ветвь Кония-Багдадской железной дороги будет окончена. Раз эта концессия будет получена, работы по постройке означенной линии должны быть начаты не позже как через два года после окончания Садидже-Хане-кенской ветки И окончены в течение четырех лет. Русское правительство представляет себе определить в свое время окончательное направление означенной линии, считаясь с пожеланиями германского правительства по этому предмету. Оба правительства облегчат международное сообщение на линии Ханекен — Тегеран, а также на линии Ханекен — Багдад, избегая всяких мер, которые могли б препятствовать ему, как, например, установления транзитных пошлин или применения дифференциального тарифного обложения. Если по истечении двух лет с момента, когда Сад идже-Ханеке некая ветка Кония-Багдадской железной дороги будет закончена, не будет преступлено к постройке линии Ханекен — Тегеран, русское правительство уведомит германское правительство, что оно отказывается от концессии, относящейся к этой последней линии. Германское правительство в этом случае будет вольно домогаться со своей стороны этой концессии.

Статья III,

Признавая общее важное значение, которое имело бы для международной торговли осуществление Багдадской железной дороги, русское правительство обязуется не принимать мер, направленных к тому, чтобы воспрепятствовать постройке ее или помешать участию иностранных капиталов в этом предприятии при условии, разумеется, что это не повлечет за собой для России никакой жертвы денежного или экономического свойства.

Статья IV.

Русское правительство будет вправе поручить осуществление проекта железнодорожной линии, имеющей связать се сеть в Персии с линией Садидже — Ханекен, иностранной финансовой группе по своему выбору вместо того чтоб озаботиться самому ее постройкой.

Статья V

Независимо от того, каким образом постройка означенной линии будет осуществлена, русское правительство предоставляет себе право на всякое участие в работах, какое оно могло бы пожелать, а равно право выкупить означенную железную дорогу по иене действительных затрат, понесенных строителем. Высокие договаривающиеся стороны обязуются, кроме того, предоставить друг другу участие во всех привилегиях — тарифных и иных, которые одна из них могла бы получить в отношении этой линии.

Во всяком случае остальные постановления настоящего соглашения останутся в силе.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, получившие надлежащие полномочия от своих правительств, подписали это соглашение и приложили свои печати.

С.-Петербург, 6/19 августа 1911 г.

Подписали:

Нератов

Ф. Пуртолес

Министр иностранных дел России С. Д Сазонов — российскому посланнику в Белграде Гартвику, 7/24 июня 1914 г

Телеграмма № 1351

Доверительно

Сообщается в Цетинье

Последние события в Австрии, вызвавшие столь резкое обострение антисербского настроения, побуждают нас советовать сербскому правительству с крайней осторожностью относиться к вопросам, способным еще более усилить его и создать опасное положение.

Ввиду этого полагаем, что было бы желательно повременить с переговорами о сербо-черногорском сближении, которое уже обратило на себя внимание австро-венгерского и даже германского правительств.

Прошу Вас доверительно сообщить наше мнение Пашичу.

Сазонов

Телеграмма сербского регента королевича Александра Николаю Нот 24июля 1914 г.

Вчера вечером австро-венгерское правительство передало сербскому правительству ноту относительно покушения в Сараеве. Сербия в сознании своих международных обязательств заявила с первых дней ужасного преступления, что она осуждает это злодеяние и готова открыть следствие на своей территории в том случае, если Дело, которое ведется австро-венгерскими властями, докажет соучастие некоторых ее подданных- Но требования, заключенные в ноте австро-венгерского правительства, несовместимы с достоинством Сербии как независимого государства и излишне для нее унизительны. Требуется, между прочим, в категорической форме от нас декларация правительства в официальной газете, приказ короля по армии, в котором мы осуждали бы враждебный дух против Австро-Венгрии и вместе с тем высказали бы себе самим упреки за преступное попустительство по отношению к коварным проискам, далее нам ставят условием присутствие австро-венгерских чиновников в Сербии как для совместного участия с нашими в следствии, так и для наблюдения за выполнением остальных мероприятий, указанных в ноте. Нам лают 48-часовой срок для принятия всего, в противном случае австро-венгерская миссия выедет из Белграда, Мы готовы принять те требования Австро-Венгрии, которые совместимы с положением независимого государства, а также и те, кои ваше величество, по ознакомлении с ними, посоветуете нам принять; мы строго накажем всех тех, участие коих в покушении будет доказано. Среди условий находятся и такие, которые требуют перемен в нашем законодательстве, и для сего нам необходимо время. Срок назначен слишком краткий. Австро-венгерская армия сосредоточивается около нашей границы и может нас атаковать по истечении срока. Мы не можем защищаться. Посему молим ваше величество оказать нам помощь возможно скорее. Ваше величество дало нам столько доказательств своего драгоценного благоволения, и мы твердо надеемся, что этот призыв найдет отклик в его славянском и благородном сердце. Я являюсь выразителем чувств сербского народа, который в эти трудные времена молит ваше величество принять участие в судьбах Сербии.

Александр

Особый журнал Совета министров России 11/24 июля 1914 г.

По заявлению министра иностранных дел о последних выступлениях австро-венгерского правительства в отношении Сербии.

Министр иностранных дел довел до сведения Совета министров, что согласно полученным им сведениям и сделанному австро-венгерским послом при императорском дворе сообщению австро-венгерское правительство обратилось к сербскому правительству с требованиями, являющимися, по существу, для Сербского коро-левства как суверенного государства совершенно неприемлемыми и изложенными в ультимативной форме, причем сербскому правительству назначен для ответа срок, истекающий завтра, 12/25 июля, в 6 часов вечера. Таким образом, предвидя, что Сербия обратится к нам за советом, а быть может, и за помощью, настоит (так в документе. — В. Ш.) надобность ныне же подготовиться к тому ответу, который может быть нами дан Сербии.

Обсудив изъясненное заявление гофмейстера Сазонова в связи с доложенными совету министрами военным, морским и финансов сведениями о современной политической и военной обстановке, Совет министров положил:

I. Одобрить предположение министра иностранных дел снестись с кабинетами великих держав в целях побуждения австро-венгерского правительства к предоставлению Сербии некоторой отсрочки в деле ответа на предъявленные ей австро-венгерским правительством ультимативные требования, дабы дать тем возможность правительствам великих держав исследовать и изучить документы по поводу совершившегося в Сараево злодеяния, которыми австро-венгерское правительство располагает и которые оно готово по удостоверению австро-венгерского посла, сообщить российскому правительству.

II. Одобрить предположение министра иностранных дел посоветовать сербскому правительству на случай, если положение Сербии таково, что она собственными силами не может защищаться против возможного вооруженного наступления Австро-Венгрии, не противодействовать вооруженному вторжению на сербскую территорию, если таковое вторжение последует, изаявить, что Сербия уступает силе и вручает свою судьбу решению великих держав.

III. Предоставить военному и морскому министрам, по принадлежности, испросить высочайшее вашего императорского величества соизволение на объявление в зависимости от хода дел мобилизации четырех военных округов — Киевского, Одесского, Московского и Казанского, Балтийского и Черноморского флотов,

IV Предоставить военному министру незамедлительно ускорить пополнение запасов материальной части армии.

V. Предоставить министру финансов принять меры к безотлагательному уменьшению принадлежащих финансовому ведомству сумм, находящихся в Германии и Австро-Венгрии.

О таковых своих заключениях Совет министров всеподданнейшим долгом почитает довести до вашего императорского величества сведения.

И. Горемыкин. В, Саблер. В. Сухомлинов. И. Григорович.

П. Харитонов. А. Кривошеий. С. Сезонов. Н. Маклаков.

С. Тимашев П. Барк. А. Веревкин. П. Думитрашко. В. Шевяков.

И. д. упр. делами Сов, мин. И. Лодыженский. Помета Николая II: "Согласен".

Красное Село" 12/25 июля 1914 г

Министр иностранных дел России С Д Сазонов — поверенному в делах России в Берлине Броневскому, 15/28 июля 1914 г.

Телеграмма № 1539

Сообщается в Вену, Париж, Лондон, Рим Вследствие объявления Австриек) войны Сербии нами завтра объявлена мобилизация в Одесском, Киевском, Московском и Казанском округах. Доводя до сведения германского правительства, подтвердите об отсутствии у России каких-либо наступательных намерений против Германии. Наш посол в Вене пока не отзывается со своего поста.

Сазонов

Вильгельм II— Николаю II, 15/28 июля 1914 г.

Телеграмма

С глубочайшим сожалением я узнал о впечатлении, произведенном в твоей стране выступлением Австрии против Сербии, Недобросовестная агитация, которая велась в Сербии в продолжение многих лет, завершилась гнусным преступлением, жертвой которого пал эрцгерцог Франц-Фердинанд. Состояние умов, приведшее сербов к убийству их собственного короля и его жены, все еще господствует в стране. Без сомнения, ты согласишься со мной, что наши общие интересы, твои и мои, как и интересы всех монархов, требуют, чтобы все липа, нравственно ответственные за это подлое убийство, понесли заслуженное наказание. В данном случае политика не играет никакой роли.

С другой стороны, я вполне понимаю, как трудно тебе и твоему правительству противостоять силе общественного мнения. Поэтому, принимая во внимание сердечную и нежную дружбу, издавна связывающую нас крепкими узами, я употребляю все свое влияние, чтобы побудить австрийцев действовать со всей прямотой для достижения удовлетворительного соглашения с тобой. Я твёрдо надеюсь, что ты придёшь мне на помощь в моих усилиях сгладить затруднения, которые могут ещё возникнуть.

Твой искренний и преданный друг и кузен

Вилли

 Николай II— Вильгельму Ц 17/30июля 1914 г.

Дорогой Вилли,

Посылаю к тебе Татищева с этим письмом. Он будет в состоянии дать тебе более подробные объяснения, чем я могу это сделать в этих строках. Мнение России следующее: убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены — гнусное преступление, совершенное отдельными сербами. Но где доказательства, что сербское правительство причастно к этому преступлению? Увы, мы знаем из многих фактов, что часто нельзя относиться с доверием к результатам следствия и заключениям трибуналов, в особенности если к делу примешиваются политические соображения (дело Фридъюнга и Прохаски 2–3 гола тому назад). Вместо того чтобы доказать Европе или дать ей возможность убедиться, предоставив другим странам время разобраться во всем следственном материале, Австрия дала Сербии 48-часовой срок и затем объявила ей войну

Вся Россия и многие вне ее считают ответ Сербии удовлетворительным: невозможно ожидать, чтобы независимое государство пошло дальше в подчинении требованиям другого правительства. Карательные экспедиции предпринимаются только в своем собственном государстве или в колониях.

Поэтому война эта вызвала такое глубокое негодование в моей стране, и будет трудно успокоить здесь воинственное настроение. Чем дольше Австрия будет продолжать свои агрессивные действия, тем серьезнее окажется положение. К тебе, ее союзнику, я обращаюсь как к посреднику в деле сохранения мира.

Ники

Приложение №3 Рефлексивная карта ученика

Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке

1. Работа в классе: (поставить «+» или « - »)

- отвечал на вопросы учителя

- дополнял ответы других учеников

- рецензировал ответы других

- выполнял задания

- другое ( что?)

2. Работа в группе: (поставить «+» или « - »)

- выполнял практическую работу

-  участвовал в обсуждении проблемы

- доказывал свою точку зрения

- другое ( что?)

3. Для меня не было подходящего задания

4. За урок я бы себе поставил оценку………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в первой мировой войне

Методическая разработка урока с использованием ИКТ...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Россия в Первой мировой войне. Презентация

Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...

Участие России в первой мировой войне

Участие России в первой мировой войне....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

Технологическая карта в формате требований ФГОС. Первая мировая война. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме "Первая мировая война". Тип урока:комбинированный. Урок-проект. Педагогическая технология: проектная деятельность, технология критического мышления....