Педагогическая мастерская
статья по истории (7, 8, 9 класс) на тему

Пайвина Оксана Леонидовна

Технология "Педагогическая мастерская"помогает ученикам приходить к построению и открытию знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса.

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого обучающегося, пробудить его инициативу? Эта проблема волнует сегодня, пожалуй, каждого учителя.

Одним из способов решения данной проблемы можно считать применение на уроке разнообразных педагогических технологий. Технология заключается в специально организованном педагогом- мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания.

Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное- не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.д.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия  работы и самого процесса познания. Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий –это альтернатива простой передачи информации.    

Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий это альтернатива простой передаче информации. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».

Если в традиционном обучении учитель дает знания, и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что обучающийся - «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдвижение ими своих гипотез, суждений.

Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания из книг - «носителей данной технологии» - российских и французских учителей:

 - учитель на уроке - не хозяин, хозяин - текст. Но обычно на эту функцию претендует учитель;

- задача учителя - не объяснять умело, четко и ясно материал, но создавать на уроке ситуации для поиска.

В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.

При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, панель, социализация, слово мастера и др.

Индукция.

        Системообразующим элементом  мастерских является проблемная ситуация-начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка. Французские учителя начало мастерской называют индуктором. С индуктора  начинается продумывание  учителем своей мастерской. Индуктор - индивидуальное задание, которое требует от каждого ребенка принятия независимого решения, своего видения проблемы.

        Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка. На данном этапе ученики выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных продуктов, на развитие известных положений, подтверждение высказанных идей и предложений), или связанные с организацией самого учебного процесса( планирование целей, определение этапов работы и др.)

        Социоконструкция.  Важнейший элемент технологии – групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе учеников).

Мастер может корректировать состав групп; мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа. На этом этапе могу применяться те же задания, что и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества  участников, размышляющих над проблемой. Продуктом работы в паре (группе) является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема и т.д.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков и т.д.) всему классу (устная презентация или вывешивание афиш в классе) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Разрыв-сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий.

Рефлексия- это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта  в результате преодоления его волевым усилием.

При использовании на уроке этой технологии целесообразно придерживаться следующих принципов и правил ведения мастерской:

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
 
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.
 
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
 
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
 
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
 
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не скор, Даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом -необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
 
Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
 
Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

На основе полученных теоретических знаний мною проведен урок по истории России в 9 классе.

Тема: Идеология и культура после Великой Отечественной войны.

Цели:

  1. Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии советской культуры после Вов.
  2. Развивать интеллектуальные умения, коммуникативные умения.
  3. Воспитание культуры общения, чувства гордости за отечественную историю.

 Оборудование:  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. « История России.XX-начало XXI века»: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2009 г., обучающий мультимедийный диск «История Росии.XX век», раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
  2. Формирование новых ЗУН

Сообщение темы, целей урока (Индукция)

На предыдущих уроках были изучены вопросы социально-экономического и политического развития советского общества в послевоенное десятилетие. Изучение новой темы начинается с постановки вопроса к обучающимся « О какой сфере жизни общества пойдет речь на уроке?» Обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока (конкретизируются с помощью мультимедийной  презентации)

Задача учителя – обратить внимание обучающихся на тему урока и подумать почему она сформулирована не как «Духовная жизнь», а «Идеология и культура».

Вопрос к обучающимся: «Вспомните и сформулируйте определение понятия «Идеология» (Самоконструкция)

Вопрос к обучающимся: «С чем у вас ассоциируется творческая деятельность?» ( ребята работают самостоятельно в тетрадях или устно, итогом работы обычно бывает слово «свобода»).

  Лист со словом «свобода» крепится на доске.

Вопрос к обучающимся: «Как проявился дух свободы в послевоенное десятилетие?» (способность принимать решения самостоятельно, ослабление тоталитарного режима и т.д.)

Всё это рождало надежду на полное освобождение от цензуры, исчезновение «железного занавеса». Но надеждам не суждено было сбыться ( на доску крепится лист со словами «Две правды» (правда партийных деятелей и творческой интеллигенции)

Обучающиеся делятся на группы по принадлежности к  кругу партийной номенклатуры ( идеологи) и представителей интеллигенции(Социоконструкция).

Дальнейшая работа проходит в группах.

Каждой группе предлагается изучить ряд документов (см. Приложения ), соответствующие пункты в §38 учебника (Социализация) 

Далее следуют ответы лидеров групп с использованием фото- и видео материалов ( группа идеологов в лице А.Жданова с критикой интеллигенции, опираясь на документы) (Афиширование)

В послевоенное десятилетие не все подвергались критике,  в этот период созданы многие яркие, самобытные произведения (примеры учителя, опираясь на материалы мултимедийного пособия «История России. 20 век»

Выступление группы интеллигенции, опровергающее наличие свободы в СССР в этот период, утверждение о присутствии в жизни интеллигенции госзаказа на определенную тему.

В ходе изучения обучающиеся увидели «две правды».  Какая из них прошла проверку временем? (Разрыв)

Произведения творческой интеллигенции послевоенного десятилетия являются на сегодняшний день достоянием мировой и отечественной культуры (звучит аудиозапись стихотворения А.Ахматовой «Мужество», произведения А.Хачатуряна, В.Мурадели и др.

  1. Заключительный этап (Рефлексия)

-Учитель ставит следующие вопросы: «Какие цели ставились в начале урока? Достигнуты ли они? Что нового сегодня вы узнали? Какие чувства испытали в процессе работы на уроке?»

-Подведение итогов работы на уроке

- Домашнее задание §38, проследить судьбу представителей творческой интеллигенции в последующие десятилетия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Педагогическая мастерская. Мастерская общения о ценности слова.

Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможно...