Исторический журнал – постерная технология.
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Сергазинова Рахима Павлихановна

Исторический журнал это – постерная технология. Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера. ). Сейчас под постерами понимают не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, тем или иным образом оформленные для использования в интерьере. Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. 

. Когда я начала работать , то столкнулась с такой трудностью, что современные дети привыкли видеть только яркие картинки и плакаты, карты их особо не интересуют. Тогда я начала искать как при помощи современных технологий научить детей видеть события прошлых лет, переживать эту эпоху.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_24.03.pptx1.96 МБ
Файл master_klass.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс. « Исторический журнал, как инструмент развития продуктивного творческого мышления обучающихся». Сергазинова Рахима Павлихановна Учитель истории и обществознания МОУ Варшавская СОШ 1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

«Исторический журнал, как инструмент развития продуктивного творческого мышления обучающихся». 9

Слайд 10

«Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Осуществляют верстку и презентацию» номера журнала . 10

Слайд 11

«Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т.п. 11

Слайд 12

«Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п. 12

Слайд 13

Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно», «Неизвестное об известном», «В зеркале юмора» и т.п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме. 13

Слайд 14

«Художники-оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редакторами» оформление обложки номера. 14

Слайд 15

Работа в группах. Создание журнала 15

Слайд 16

Исторический журнал – это « П остерная технология». Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster ) - обозначает плакат или афишу рекламного характера. 16

Слайд 17

17

Слайд 18

18

Слайд 19

1. Определение тематики постера . 2. Постановка задач. 3. Выбор материалов. 4. Создание творческого продукта 5. Презентация продукта. Алгоритм работы над постером 19

Слайд 20

Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг. Содержание постера расположение может изменяться. Правила создания постера . 20

Слайд 21

21

Слайд 22

Причины , цена и значение Великой Победы 22

Слайд 23

22 июня 1941 года на нашу страну напали немцы. Началась Великая Отечественная Война. С этого дня не осталось ни одного дома, ни одной семьи, кого бы обошла стороной большая беда. На фронт уходили сыновья, братья, отцы и деды. Многим из них не суждено было вернуться, многие были ранены, но даже те, кто вернулся живым и здоровым навсегда сохранили в памяти кровь своих однополчан. За годы тяжёлого испытания наш народ вынес всё. Женщины и дети старались помочь солдатам, работая на разных фабриках и изготавливая то детали для техники, то посуду, то другие необходимые вещи. Работа длилась без остановки, советские люди стояли у станка по 12, а то и 14 часов, и каждый стремился внести свой вклад в победу. 1941-1945 «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» 23 В час отчаяния наш народ держался вместе, даже собаки спасали раненых солдат! Медсёстры готовы были сами лечь под пули, только бы успеть спасти раненых. Но, к сожалению, сила фашистов была слишком свирепа. В боях были убиты миллионы, огромное количество людей было взято в плен, многих расстреляли там же. История помнит голод Ленинграда, оккупированного немцами почти на 3 года. Казалось, что мы не одолеем врага, и никто больше никогда не узнает, что были на земле такие люди – русские. Но эту войну мы выиграли, и быть по-другому не могло. Ведь наш народ не хотел этой крови, не жаждал войны, не стремился убивать. Мы защищали свою Родину, своих близких людей, свои дома и зелёные леса, свои тёплые реки. Именно поэтому мы победили: у нас за плечом стояла любовь, а у фашистского солдата слепая ненависть. И Величие той войны заключается в том, что советский человек боролся за жизнь тогда, как другие хотели невинных смертей.

Слайд 24

Из дневника Ф. Гальдера (до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии). 30.03.1941 г. 11.00 – Большое совещание у фюрера. Почти 2.5 – часовая речь… Наши задачи в отношении России – разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство… … Колониальные задачи ! Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления… речь идет о борьбе на уничтожение… Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдет к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции. Хроника событий Цели Германии: 24 Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС Г.Гиммлера , начало 1941 г. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их... Цели германии: уничтожить государство… Колониальные задачи! Борьба двух идеологий. Уничтожить целые народы.

Слайд 25

Дорога к победе Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неутомим. Дело идет… о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение . Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу… Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко – фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма… В этой освободительной войне мы не будем одиноки… Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера…Все силы народа – на разгром врага! Вперед за нашу победу! 1418 дней и ночей наш народ шел к Победе…Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки «Страданья»…. Но наш народ выстоял и победил!!! 25

Слайд 26

С военным грузом на плечах, В поту до мыла. И тяжелел за шагом шаг, А вьюга выла. И на ходу дремал солдат, От ран ли бредил, Коль падал, падал не назад Лицом к Победе!!! 26

Слайд 27

– Героизм и сплоченность народа . – Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев . – Единство фронта и тыла - Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей . – Героическая борьба партизанских соединений и подполья. – Жестко-централизованная экономика СССР . – Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта . 27 Все эти факторы неминуемо привели к Подписанию АКТА о безоговорочной капитуляции Германии В ночь с 8 на 9 мая 1945г. В предместье Берлина маршалом Жуковым (СССР) , К.Спаатсом (США),маршалом А.У.Теддером (Великобритания),генералом Ж.М. де Латром де Тассиньи (Франция). Германию представлял фельдмаршал В.Кейтель . Великая Отечественная Война окончилась. К причинам победы СССР над фашистской Германией можно отнести:

Слайд 28

И нтервью с очевидцем событий Рыбиным П.Ф. Сам Павел Фёдорович говорит, что родился в рубашке, ведь на войну из его семьи ушли четверо родных братьев, а вернулся только он и младший брат, но видимо так судьба распорядилась. Ранений за все бои получал немного, хотя, скорее всего он их просто не помнит, ведь даже серьезное ранение глаза, осколком от разорвавшегося снаряда, он называет пустяком, по сравнению с теми, что ему пришлось видеть у своих однополчан. И не без слез и волнений вспоминает ветеран случай, когда заехав в Днепропетровск, было ясно, что там побывали немцы... Всюду повешенные на столбах русские, горелые дома и тот тяжелый, невыносимо скорбный дух. 28

Слайд 29

Напутствие школьникам от Рыбина П.Ф. 29

Слайд 30

Кроссворд По горизонтали : 2 . Главнокомандующий партизанским движением. 4 . Разведчик партизанского отряда под командованием Медведева, совер­шивший ряд успешных операций по уничтожению высокопоставленных гит­леровских чиновников на оккупированных территориях. 5 . Командир партизанского соединения, действовавшего на территории Украины совершившего Карпатский рейд, — бойцы называли его «Дед»; дважды рой Советского Союза. 8 . Член диверсионной группы, схвачена и после пыток казнена гитлеровцами в деревне Петрищево. 9. Командующий 62-й армией, защищавшей Сталинград. 10 . Была создана в течение 1941-1942 г, была названа антигитлеровской. По вертикали : 1 . На этот город, по мнению советского командования, немецко-фашистские войска начнут наступление весной 1942 г. 3. Командир одного из партизанских соединений, действующего на территории Украины, Белоруссии. 6. Город, в котором действовала подпольная организация «Молодая гвардия». 7. Премьер-министр Великобритании, заявивший 22 июня 1941 г. о поддержке России в войне с Германией. Это интересно 30

Слайд 31

31 Большое всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле.

Слайд 1. В одной древней притче говорится:" Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.   Видит: идет человек и ведет за собой ребенка .

Слайд 2. 

 -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно!- удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево ,посади плодовое дерево. (Слайд 3)

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. (Слайд 4)

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. (Слайд 5)

-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?

-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.(слайд 6)

Видит: летит ребенок , а за ним -его Учитель.

Они приблизились к старику ,опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя   и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья..."

 Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.Чтобы научиться летать  я ищу пути сотрудничества со своими учениками. Учу учась, воспитываю воспитываясь

Работа с залом. .(слайд 7)

Как правило жизнь ЧЕЛОВЕКА сравнивают с деревом. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себя деревом...Дерево тянется к солнцу, оно тянется корнями в глубь Земли, пьет воду, дышит, радуется ветру .У дерева есть тепло, свой характер. У дерева есть душа.

Открывайте глаза.

Подобно дереву растут наши дети. Дети впитывают все , что их окружает.21 век – век информации. Интернет, тв, различные гаджеты , многочисленные молодежные субкультуры, оказывают на них огромное влияние, соответственно и меняются ценности, стили и методы воспитания.   К сожалению мы редко видим когда ребенок с увлечением читает и удовольствием посещает библиотеку . Решение этих проблем я вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников.

Один из таких методов   Я предлагаю детям на уроке создать свой постер - исторический журнал . Тема мастер- класса : Исторический журнал, как инструмент развития продуктивного  творческого мышления обучающихся. .(слайд 8)

Ученики делятся на Малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале».

Можно выделить следующие группы учеников:

1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Осуществляют верстку и  презентацию» номера журнала.(слайд 9.)

2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т.п.(слайд 10)

3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п.( слайд11)

4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно», «Неизвестное об известном», «В зеркале юмора» и т.п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме. (слайд 12)

5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редакторами» оформление обложки номера.(слайд 13)

После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют верстку и «презентацию» журнала.

 Я предлагаю участникам разделиться  на соответствующие группы и создать 1 номер исторического журнала  ( время работы 15 минут).

Оборудование : фломастеры, листы белой бумаги А4, цветная бумага, клей,  маркеры, картинки.

Затем презентация журнала

Во время работы творческой группы, работа с залом.

Исторический журнал это – постерная технология. Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера.  (слайд 14). Сейчас под постерами понимают не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, тем или иным образом оформленные для использования в интерьере. Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. ( слайд  15)

( слайд 16) . Когда я начала работать , то столкнулась с такой трудностью, что современные дети привыкли видеть только яркие картинки и плакаты, карты их особо не интересуют. Тогда я начала искать как при помощи современных технологий научить детей видеть события прошлых лет, переживать эту эпоху.

 В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д. Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Результатом работы становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях: Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознанияПринципы и правила работы в творческой группе:

 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

 3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника группы создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил (реализуется в праве участников творческой группы (далее «творцов») самостоятельно определять объем своей работы; не участвовать в работе на стадии «предъявления продукта», в праве действовать по своему усмотрению).

5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в творческой группе атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает группа, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности руководителя, руководителя как авторитета на всех этапах создания постера. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Учитель не ставит вопросы и не отвечает на них.

 Алгоритм работы над постером  (слайд 17)

Определение тематики постера. 2. Постановка задач. 3. Выбор материалов.  4. Создание творческого продукта 5. Презентация продукта.

Правила создания постера . (слайд 18)

Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг. Содержание постера (расположение может изменяться)

Представление группы работы, показ слайдов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-исторический журнал в 10 классе «Но выстоял великий наш солдат, и выстоял бессмертный Сталинград»

Данное мероприятие посвящено 70-ти летию Сталинградской битвы. Можно проводить классах среднего и старшего звена. Целью является развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, а ...

Программа Факультативного курса По истории «Исторический журнал»

Программа факультатива «исторический журнал» по содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – гру...

Литературно-исторический журнал «Подвигу твоему, Ленинград!»

Цели мероприятия: — формирование чувство патриотизма, уважения к истории города...

Семинар "Постерная технология"

Новые образовательные технологии сегодня являются одним из способов интеллектуального и нравственного развития обучающихся. Главная идея современного процесса образования - это гуманизация образ...

"Создание здоровьесозидающей среды в урочной и внеурочной деятельности посредством использования постерной технологии"

Целью настоящих рекомендаций является оказание методической помощи учителям истории и обществознания, работающим в школе, для использования на уроках и во внеурочной деятельности. В рекомендациях обоз...

Постерная технология на уроках истории

Постерная технология на уроках истории...