Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе.
статья по истории на тему
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями. Использование новых образовательных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Учитель должен считаться с тем, что новые образовательные технологии прочно вошли в жизнь.
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются педагоги в школе - низкая мотивация у учащихся к получению знаний. Возникает необходимость повышения эффективности учебного процесса. Большую роль в этом играют новые образовательные технологии. Современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый под ход к процессу обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivanova_o.a.docx | 49.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Лёвина пос. Черновский муниципального района Волжский
Самарской области
Направление работы: современные образовательные технологии в решении проблемы повышения качества образования.
Тема. Использование новых образовательных технологий в
образовательном процессе.
Автор:
Иванова Оксана Анатольевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ им. В.Д.Лёвина
пос. Чёрновский
м. р. Волжский Самарской области
2016 г.
Содержание:
Введение __________________________________________________ 3
Глава 1. Информационно-коммуникативные технологии _______5
Глава 2. Технология модульного и блочно-модульного обучения_ 8
Глава 3. Технология дистанционного обучения ________________ 9
Заключение _______________________________________________11
Литература _______________________________________________12
Введение.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями. Использование новых образовательных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Учитель должен считаться с тем, что новые образовательные технологии прочно вошли в жизнь.
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются педагоги в школе - низкая мотивация у учащихся к получению знаний. Возникает необходимость повышения эффективности учебного процесса. Большую роль в этом играют новые образовательные технологии. Современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый под ход к процессу обучения.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.
Актуальность темы данной работы определяется необходимостью реформирования современного образовательного пространства и включением современных образовательных технологий в педагогический процесс.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать современные образовательные технологии.
Задача работы: рассмотреть использование современных образовательных технологий как один из критериев успешности учителя.
Современный педагог, как я считаю, просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Я регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету история и обществознания более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности в обучении детей я считаю важным внедрение в процесс образования интегрированных вариантов различных образовательных технологий. Интеграция образовательных технологий – довольно трудный процесс. Стараюсь органично сочетать интегрируемые технологии друг с другом, перестраиваться в соответствии со своими функциями, содержанием, целями и задачами.
Основная цель, которую я ставлю перед собой при изучении и внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий – эффективное сочетание традиционных и инновационных методов обучения.
В своей работе использую следующие современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, технологию модульного и блочно-модульного обучения, метод проекта, технология дистанционного обучения.
Глава 1. Информационно-коммуникативные технологии.
Добиться качественно высокого уровня эффективности уроков в процессе обучения позволяют информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Изучая принципы работы данной технологии на курсах повышения квалификации и в процессе самообразования, я пришла к выводу, что проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности. Разнообразная подача иллюстрированного материала поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Благодаря использованию информационно – коммуникативных технологий на уроке информация представляется динамичной: видеоряд, звуковой ряд повышают эффективность усвоения материала. Можно организовать любую виртуальную экскурсию по музею (например, на уроках истории при изучении культурологических тем, на уроках обществознания при изучении темы «Искусство» и др.), создать необходимый психологический и эмоциональный настрой перед изучением исторических тем и разделов. Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания даёт положительную мотивацию, создание условий для получения учебной информации с различных источников, повышение уровня наглядности, производительности урока, выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации.
Использование информационных технологий в процессе обучения обеспечивает каждому ученику собственную траекторию самообучения, способствует эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяет реализовать личностно – ориентированный подход к деятельности учащегося.
Это одна из технологий, которая способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту успеваемости учащихся, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, позволяет учащимся проявить себя в новой роли – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Я использую ИКТ на уроках истории и обществознания для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; онлайн-тесты, презентации. Часто использую анимации, тренажеры, так как считаю, что эти приемы делают обучение более наглядным, понятным и запоминающим.
Активно использую интерактивную доску для уроков – игр, уроков – путешествий, во внеурочной деятельности. При изучении нового материала использую демонстрационно – энциклопедические программы (например «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Хочу всё знать» и т.д.). Использую презентации Power Point на разные темы.
Использование ИКТ на уроках повышает эффективность и результативность учебного процесса, мотивацию, уровень информированности и подготовки учащихся.
Внедрение в процесс обучения электронных и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.п. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся в информационных технологиях, ИКТ можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации.
Результатами данной технологии являются:
- на 12-15% повысились результаты выполнения практических и лабораторных работ (работа с документами, эссе, таблицы, рабочие листы);
- усвоение сложных тем курса повысилось на 10-15%;
- в работу включаются даже слабоуспевающие ученики;
- на 40% повысился объем выполненной на уроке работы;
- на 15% повысилось количество учащихся, которые свои устные выступления (доклады, сообщения) сопровождают презентацией;
- увеличился процент выполняемых заданий в тестах на 5% по теме «Культура»;
- увеличилось число участников и победителей в викторинах, олимпиадах:
- 4 победителя во всероссийской дистанционной олимпиаде по истории проекта «Инфоурок»;
- 10 участников всероссийских предметных соревнований «Сириус»;
- 17 победителей во II общероссийской олимпиаде школьников по Светской этике; по основам православной культуры
- 1 победитель во всероссийской дистанционной олимпиаде по обществознанию проекта «Инфоурок»;
- повышается эффективность учебного процесса, его динамичность, урок становится более наглядным, что позволяет поддерживать внимание учащихся (Запись в журнале работы с интерактивным оборудованием);
- повышается мотивация в процессе урока.
Использование интерактивных технологий на уроках показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу, высказывать собственное мнение.
Глава 2. Технология модульного и блочно-модульного обучения.
Модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Модуль - учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий. Содержание обучения при использовании модульной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения; модули позволяют перевести обучение на объект - субъектную основу; обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом; наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.
Преимущества модульного обучения состоят в расширении компетентности учащихся в области изучения дисциплины; снижении стрессовой ситуации во время контроля, как для учеников, так и для преподавателя; обучение становится личностно-ориентированным; обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа, как учеников, так и преподавателя.
Технологию модульного обучения целесообразно использовать на уроках истории и обществознания в старших классах, так как исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%, что означает в основном самостоятельную работу учащихся, направленную практическую деятельность. Данную технологию также возможно использовать при разработке программ внеурочной деятельности, где каждый из разделов - модулей возможно изучать отдельно. Учащиеся старших классов могут принимать участие в разработке модулей по отдельным темам под руководством учителя.
Результатами данной технологии являются:
Разработка программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для 1-4 классов, «Растим патриотов» для 5-6 классов с применением модульных технологий.
Глава 3. Технология дистанционного обучения.
В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Наиболее широко и полно используются возможности информационных технологий в системе дистанционного образования, учитывая, что одной из основных задач общеобразовательной системы является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию.
Дистанционная работа стимулирует познавательную деятельность учащихся. Дистанционное обучение для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры.
Мною создан свой сайт (Web-адрес сайта в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/oksana-anatolevna-ivanova-shelashnikova), где есть страничка «Дистанционное обучение». На этой странице есть материалы для повторения по пройденным темам, тесты, в том числе и онлайн тестирование. Для кого этого не достаточно, есть страница с темами видеоуроков. На сайте вывешиваются задания, которые ребята выполняют и отправляют преподавателю. Можно задать вопрос, в том числе и связаться с учителем по скайпу, по электронной почте. Для того, чтобы учиться, достаточно иметь доступ к Internet. Например, обучение возможно и во время болезни. Ученик получает задание, краткое содержание пройденных тем, творческие задания, а так же проходит тестирование по теме.
Наиболее распространены две формы дистанционных занятий:
1) on-line: режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте;
2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется. Например, можно заниматься каждый день, пройти занятие в течение дня маленькими порциями и даже изучить весь курс за пару недель перед экзаменами. Ученик получает объективную оценку за свои знания. Сегодня, в эпоху сверхскоростных технологий и тотальной нехватки времени, общение через Internet зачастую оказывается эффективнее очного контакта на уроке. К примеру, преподаватель, получая вопросы по электронной почте, может ответить на них в удобное для себя время. Экономия времени, средств, возможность получать полноценную подготовку, оперативная связь с преподавателем – все это делает дистанционное образование привлекательным для многих. К тому же, это бесплатные занятия.
Цель педагога — поддержать, учеников в их стремлении осваивать интернет и применять его для пользы обучения, а также раскрытия и реализации творческого потенциала моих учеников. «Виртуальный кабинет истории и обществознания» берёт на себя часть функций реального образовательного процесса, помогает делать его эффективнее. На сайте мною размещены материалы дистанционных уроков, задания для болеющих учеников, итоги (оценки) работ школьников, проблемные вопросы, информация для родителей и т. п. Пользователи виртуального кабинета могут разместить и обсудить на нём свои вопросы, творческие работы, работать над совместными проектами, использовать сайт как инструмент своего образования или педагогической деятельности. Сайт на данный момент имеет не столь впечатлительный дизайн, но у него есть одно ценное качество — он помогает реальному образованию, отражает его специфику, результаты, проблемы. Там почти всегда есть коммуникации, творчество и личностная ориентация на пользователей.
На сайте размещён дистанционный курс «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию» и рассчитан на весь учебный год. Данный курс предназначен не только для учащихся 9, 11 класса, курсом могут пользоваться и обучающиеся 8-10 классов. В 2015-2016 учебном году обучение проходят 1 ученик по курсу «история» и 10 учеников по курсу «обществознание». Основой для информационного наполнения курса явились собственные наработки, демоверсии ЕГЭ и ОГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Темы занятий представлены в соответствии со спецификацией КИМов Единого государственного экзамена.
В 2011-2012 учебном году мною осуществлялся процесс обучения ребёнка – инвалида с использованием дистанционных образовательных технологий.
Большим достижением для ученицы 9 класса в 2011-12 уч. г. Являлось то, что она стала участником областного сетевого командного проекта «Энциклопедия Самарской губернии», посвященного 160-летию Самарской губернии.
Заключение.
В заключении хочется отметить, что деятельность педагогического коллектива школы, обеспечивающая системное использование современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания, является одним из основных факторов, способствующих формированию у обучающихся исследовательских и коммуникативных компетентностей; креативных и организаторских способностей; мотивации к активной познавательной деятельности.
Таким образом, мой практический опыт показывает, что хорошо продуманная и четко выстроенная технологизация всей деятельности педагога позволяет сделать образовательный процесс результативным и эффективным.
Литература:
- Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы//ИЯШ. — 2002, — № 4.
- Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668.
- Соловьева Л. Д. Компьютерные технологии для учителей. — СПб: BHV, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении
О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...
Новые формы организации образовательного процесса
Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многим...
ФГОС. Предпосылки к новым подходам организации образовательного процесса
ФГОС. Предпосылки к новым подходам организации образовательного процесса...
Новые подходы в образовательном процессе в условиях ФГОС.
ФГОС требуют новые методы преподавания. В данной статье говорится о причинах внедрения новых методов, о способах формимирования УУД на уроках английского языка....
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения
Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий
Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...
Использование современного оборудования в образовательном процессе как необходимое условие внедрения нового ФГОС
Основная цель перехода на стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные националь...