Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении
материал по психологии по теме

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении Педагог—психолог МОУ «Гимназия № 1 » Сергеева Тамара Федоровна

Слайд 2

Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог. В.П. Тихомиров

Слайд 3

« Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом». ( А. Дистервег ) «Знать на зубок ещё не значит знать» (М.Монтень) «На готовых истинах формируется догматически окаменевший интеллект» ( Э.В. Ильенков) «Великая цель образования – это не знания, а действия» ( Г.Спенсер) «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель - это указать дорожки». ( Ричард Олдигтон) «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег ) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». ( Л.Н.Толстой) «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». ( А. Дистервег) «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» ( Т. Эдисон)

Слайд 4

Высказывания известных людей убедительно показывают : цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные , а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся , использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Слайд 5

Что такое модерация ? Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать . Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты , направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Слайд 6

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Ученик перестает быть объектом обучения , занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером , что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Слайд 7

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока .

Слайд 8

«Принципы и фазы модерации» Принципы модерации: - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части); - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока); - комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Слайд 10

Фазы (этапы) модерации: инициация (начало урока, знакомство); вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); формировани е ожиданий учеников (планирование эффектов урока); интерактивная лекц ия (передача и объяснение информации); проработка содержания тем ы (групповая работа обучающихся); подведение итогов (рефлексия, оценка урока); Эмоциональная разрядка (разминки).

Слайд 11

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО: эффективное взаимодействие ( И нтеракция) участников группового процесса; упорядоченный обмен информацией ( К оммуникация) между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса ( В изуализация); М отивация всех участников образовательного процесса; М ониторинг образовательного процесса; Р ефлексия педагога и обучающихся; А нализ деятельности участников и оценка результатов.

Слайд 12

Интеракция Интеракция- основополагающий процесс. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации , нет и ожидаемых эффектов. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции : учитель – ученик, ученик – ученик , учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. Учитель – ученик Ученик – ученик Учитель – малая группа Учитель – класс Малая группа – малая группа Малая группа – класс Ученик-маллая группа Ученик - класс

Слайд 13

Коммуникация Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации , удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Слайд 14

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи , как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс. Разрабатывая план урока важно помнить о значении модальностей (репрезентативных систем) для качественного восприятия информации. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.

Слайд 15

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способам и. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все сорок пять минут урока. Говоря о невербальном общении, надо сказать, что и учитель, внимательно наблюдая за учащимися, может видеть и понимать о происходящем в голове обучающегося намного больше, чем о том будет сказано вслух. Эта дополнительная информация позволяет более эффективно строить отношения с обучающимся, а понимание и проницательность ценятся детьми не меньше, чем взрослыми.

Слайд 16

Визуализация Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность , который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

Слайд 17

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе . Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний .

Слайд 18

Мотивация Поддержание тонуса , развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

Слайд 19

Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал . Это убедительно показывают уже ставшие привычными для школ уроки самоуправления. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием.

Слайд 20

Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого . Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели .

Слайд 21

Использование в каждой части урока игровых методов обучения , позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми .

Слайд 22

Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучени я.

Слайд 23

Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя , поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие , позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Слайд 24

Мониторинг образовательного процесса Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректи в по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики. .

Слайд 25

Мониторинг образовательного процесса. Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока. Для этого, особенно на первых порах внедрения новой технологии, педагог может вести специальный журнал , с помощью которого можно сверять запланированные показатели с реальным состоянием дел. Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом. Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны , позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых , будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.

Слайд 26

Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. У читывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся , педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу. При мониторинге первой стадии развития группы – формирования – педагогу важно не допустить застревания группы на этом этапе. Если учитель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе – успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества – это успех и ребят и учителя!

Слайд 28

Методика Всего приняли участие низкий уровень,% средний уровень,% высокий уровень,% Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 10-х классах 88 17% 71% 12% Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах 99 20% 18% 62% Методика 2."Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах 17 25% 46% 29% Методика "Изучение мотивации обучения у младших школьников" М.Р.Гинзбурга в 4-х классах 70 1% 21% 78% Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах 70 3% 65% 32% Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах 88 61% 39% Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах 17 16% 64% 16% Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах 88 21% 71% 8% Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 4-х классах 72 4% 7% 89% Методика "Выявление удовлетворенности родителей образованием" в 4-х классах 59 4% 96% Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах 81 24% 22% 54% Методика "Выявление удовлетворенности родителей образованием" в 9-х классах 63 14% 26% 60% Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах 16 38% 31% 31% Методика "Выявление удовлетворенности родителей образованием" в 11-х классах 15 19% 27% 54% Сводный оценочный лист мониторинга надпредметных компетенций за 2010-2011 учебный год ( ШСОКО )

Слайд 29

Рефлексия Рефлексия – осмыслени е новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы , корректир овка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования. Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

Слайд 30

Урок закончен , надо подвести итоги , обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся . Учителю этот эмоциональный баромет р точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз .

Слайд 31

«Эффекты применения технологии модерации» Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихс я, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Учитель в этом случае только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели. Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе , значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Слайд 32

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у школьников навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, не снижая, а усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды. Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами. Развитие диалога и полилога, организация обратной связи обеспечивает активное включение в образовательный процесс всех обучающихся, создает условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний

Слайд 33

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения. Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Слайд 34

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала. Обучение в сотрудничестве , обучение действием, рефлексия , глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний , обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Слайд 35

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя , своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей . Рефлексия взаимоотношений с внешним мир ом позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.

Слайд 36

Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувстви я обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся .

Слайд 37

Технология модерации предоставляет педагогу инструменты эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития. Применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым , позволяет педагогу профессионально управлять процессами , происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. Новые роли учителя - консультанта, наставника, старшего более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися определяет возрастание доверия к учителю , повышение его авторитета и уважения у обучающихся.

Слайд 38

Таким образом , полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков , привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: Контрольные, тесты для участников образовательного процесса.

По теме:методические разработки, презентации и конспекты уроковКонтрольная работа №5 по немецкому языкуМожно использовать в качестве контрольной работы в 5 классе . Годовая конт...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...

«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»

Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...

Что нового ждёт участников образовательного процесса в новом 2021-2022 учебном году

Нововедения, которые коснутся участников образовательного процесса...