план-конспект "начало Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия по истории (9 класс) по теме

Бедоева Алана Таймуразовна

поурочный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_nachalo_vov.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Учитель: Бедоева Алана Таймуразовна  

Предмет: история

Класс: 9

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны

Учебник: "История России», А. А. Данилова, Л. Г.Косулина

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

обучающие:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.
  • Причинами неудач Красной Армии.
  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.
  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся логическое мышление.
  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  • Формировать представление об основных периодах войны.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Оборудование: компьютер, проектор, настенные карты "Великая Отечественная война", видеоматериал.

Форма проведения урока: индивидуальная и групповая формы работы, фронтальная беседа.

План урока:

  1. Трагическое начало.
  2. План Барбаросса.
  3. Соотношение сил.
  4. Мобилизация.
  5. Оборонительные сражения Красной Армии. Причины поражения Красной Армии.
  6. Битва за Москву.
  7. Блокада Ленинграда.

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»: фронтальная беседа с обучающимися о внешней политике на кануне ВОВ.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

 -3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

    Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

- Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

 - Какая тема нашего сегодняшнего урока?

«Начало Великой Отечественной войны»

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

Причины и начало войны.

  1. Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;
  2. По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;
  3. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

“Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - продолжал Молотов. – В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером...”. Молотов призвал к “отечественной войне за Родину, за честь, за свободу”. Свою речь он завершил знаменитыми словами: “наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Выводы.  

Учитель: Была объявлена всеобщая мобилизация. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана  Ставка главного командования (слайд). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников  (слайд).

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен  Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

просмотр  Видео «Начало ВОВ»

-предложение классу разделиться на три группы. Каждой группе раздать выписки из документов для обсуждения (сделать выводы о Советской армии, о первых дня ВОВ)

1) Из дневника убитого немецкого офицера: " 1 сентября. Неужели русские действительно

Собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие... 11 сентября. Безрассудное упрямство... 13 сентября. Дикие звери... 16 сентября. Это не люди, а черти... 27 октября. Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня... 28 Октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным человеком ".

2) Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А. С. Чуянова:

Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в "котел " продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают "подарки" в контейнерах на парашютах... Я был свидетелем того, как к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен... Теперь господство в воздухе принадлежало нам...

... На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс… надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму - любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты...

3) Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.

Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией... откроем ворота и выпустим безоружных людей... ...весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей, передадим район севернее Невы Финляндии.

Когда террор и голод в городе сделают свое дело

Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

-Блицкриг-молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

           План «Барбаросса» (слайд ).

  Учитель:  План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.

Работа по настенной карте «Великая Отечественная война Советского Союза».(Показываю на карте три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск).

 -Три мощные группы германских армий двинулись на восток.. Группа «Север» - на Ленинград; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

Соотношение сил.  (Слайд)

- Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».(Обсуждение).

        Германия, её союзники

            СССР

Солдаты и офицеры

         190 дивизий

       170 дивизий

Танки

         4,3 тыс.

        9,2 тыс.

Самолеты

         5 тыс.

        8,5 тыс.

Орудия и минометы

         48 тыс.

         47 тыс.

За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии.  Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков.  Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения  вглубь страны, наступление  постепенно замедлялось.

       - Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне). 

     Работа с учебником.

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

Рассказ учителя. Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов  приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К  середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Учитель: Запишите  в  тетради  основные  события  битвы  за  Москву (Слайд)

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

Блокада Ленинграда (слайд).

- В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой  (слайд). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

IV. Закрепление изученного материала

Тест. (Слайд)

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

VI. Итоги урока

- Итак,  перед  вами  в  начале  урока  был  поставлен  проблемный  вопрос.

Почему  Красная  Армия  потерпела  поражение  в  начале  войны? (Слайд )

-Просчеты  Сталина  и  его  окружения  в  оценке  военной  обстановки  и  сроках  начала  войны.

-Переоценка  значения  советско-германского  договора  о  ненападении.

-Войска  не  были  приведены  в  боевую  готовность.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

- Превосходство  гитлеровцев  в  живой  силе  и  технике  на  решающих  направлениях.

Объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: п.29

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...