Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Жукова Галина Александровна

Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.s._hrushchev_-_vzlet_i_padenie.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему:

« Никита Сергеевич  Хрущёв: взлёт и падение».

Задачи урока:

  1. Показать учащимся всю сложность неординарной личности Н.С. Хрущёва и его времени.
  2. Помочь учащимся разобраться в причинах противоречивости  взглядов и действий Хрущёва.
  3. Учить понимать людей в совокупности с их временем.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, слайды, материалы с текстами, раздаточный материал с тестами, у учащихся  раздаточный материал с текстами ,который они должны будут зачитать или рассказать своими словами в нужный момент, портрет Н.С. Хрущёва.

На доске: дата и тема урока. Курсивом выделен текст, который  был дан  учащимся заранее для предварительной подготовки. В конце конспекта  дан список слайдов, которые будут использованы на уроке.

План  урока:

  1. История делает правильный выбор. Хрущев приходит к власти, как предтеча Нового времени.
  2. Почему именно Никита Хрущев решился выступить с разоблачением культа личности Сталина?
  3. Социальная направленность и противоречивость политики Хрущева.
  4. Исчез ли сталинизм из нашей жизни?

Ход урока. Вводное слово учителя.

Сегодня мы подводим итоги очень непростого периода нашей истории, периода правления Н.С. Хрущёва (1953-1964годы). Этот период получил название «оттепели», которой не суждено было превратиться в весну. Очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Как будто чья-то рука  начисто вырвала целую главу из нашей летописи. Почти 20 лет на имени Хрущёва лежало табу. Молодые поколения не видели его портретов, а ведь он  правил нашей страной  более 10 лет. Конечно, Хрущёв – личность неоднозначная, противоречивая. Недаром  скульптор Эрнст Неизвестный создал на могиле  Никиты Сергеевича памятник – бронзовая голова на туловище, половина которого  из белого, а другая из чёрного мрамора – символ противоречивости личности этого человека и его «оттепели».

Сегодня мы попробуем понять на примере Н.С. Хрущёва и его деятельности, горькие уроки  нашего времени (слайд №1 – портрет Н.С.).

Итак, Н.С. появился на политическом Олимпе сразу после смерти  Сталина ( слайд №2, члены партии у гроба Сталина). Он не скрывал своих претензий на власть, хотя были и другие претенденты, и  всё это   оттого, чтобы власть не досталась Берии – главному подручному Сталина. Впоследствии Хрущёв вспоминал (рассказывает или читает ученик):

«Стоим возле мёртвого тела, почти не разговариваем, каждый о своём думает. Потом стали разъезжаться. Первыми уехали Маленков с Берией. Потом Молотов с  Кагановичем. Тут Микоян и говорит мне: « Берия в Москву поехал власть брать.  А  я  ему:  «Пока эта сволочь сидит, никто из нас  не может чувствовать себя спокойно» И крепко мне тогда запало в душу сознание, что первым делом надо убрать  Берию»

Не сразу и не просто шёл Хрущёв к власти. Уже на другой день после смерти Сталина возникла идея коллективного руководства. Партийная власть будет у Хрущёва, а государственная – у Маленкова;  (слайд № 4). Хрущёв и Маленков объединяются, чтобы свалить Берию. Им  на помощь приходят генералы Жуков Георгий Константинович и Москаленко  Кирилл Семёнович (слайд №5) Им  удаётся арестовать Берию, который  вскоре был расстрелян. Однако борьба за власть продолжалась. Началось противостояние бывших заговорщиков.  Против   Хрущёва  объединяются  Маленков  и  Булганин       (слайд № 6), но Хрущёву  удаётся от них избавиться. В конечном итоге Хрущёву удаётся сосредоточить в своих руках всю полноту власти: и партийную и государственную.

Как могло случиться, что после смерти Сталина к управлению страной  придёт именно Хрущёв – могильщик его культа. Вроде бы Сталин сделал всё, чтобы «очистить» партию от любых своих противников – как подлинных, так и мнимых. Сталин мало кому доверял. В последние годы он подверг опале  Молотова и Микояна (слайд № 6). Похоже, он готовил к отстрелу очередную партию своих соратников. Но Хрущёва  Сталин  ни в чём не подозревал. Хрущёву удалось  выглядеть человеком вполне ручным, без амбиций – ходил в украинской косоворотке, мог сплясать гопака, однако. уже тогда Хрущёв затаил в себе протест, который и  выплеснулся  на другой день после смерти Сталина.

История сделала правильный  выбор и Хрущёв пришёл к власти. Как надежда народа, как предтеча Нового времени. А что он получил в наследство?

Рассказ ученика. Хрущёв получил обнищавшую полуразрушенную деревню, технически отсталую промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изоляцию от внешнего мира. Страна ждала перемен, перемен радикальных, и Хрущёв стал надеждой на перемены к лучшему.

Наступил 1956 год. XX съезд партии  ( слайд № 8). Хрущёв выступает с докладом     « О культе личности Сталина» (далее читает ученик). Доклад читался при гробовом молчании зала. Некоторых выносили в обмороке. Людей поражали даже не факты  репрессий ( о них почти все делегаты знали) – никто не мог предположить масштабов   злодеяний. Хрущёв рассказал в докладе  о гибели выдающихся полководцев и руководителей партии, замученных в сталинских застенках, о самоубийстве  Орджоникидзе, затравленного Сталиным, намекнул на причастность Сталина к убийству С.М. Кирова.  Он  обвинил Сталина в поражении наших войск  в первые годы войны, в провале Киевской операции и многом другом.

Как решился Хрущёв выступить с подобным докладом, зная, что большинство делегатов будет против разоблачения?  Откуда черпал мужество и уверенность в правоте своего дела?

Читает ученик. Это был редчайший случай в истории, когда политический  руководитель  поставил на карту  не только  личную власть, но и свою жизнь во имя общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни  одного деятеля, который  решился бы выступить с подобным докладом.  Это мог сделать только Хрущёв, сделать  так эмоционально, так необдуманно. Надо обладать натурой Хрущёва – быть отчаянным до авантюризма (слайд №8). Надо было пройти  через испытания страданием,  страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг.

Старшее поколение хорошо помнят эту характерную личность В ту пору  Хрущёву было 60 лет. Но выглядел он очень крепким, подвижным и до озорства весёлым. Началось освоение целины, пронеслась кукурузная эпопея, перестраивалось управление  экономикой – создавались Совнархозы. Его экономическая политика носила ярко выраженный социальный характер. Самым большим его достижением было жилищное строительство. За годы его правления  каждый десятый справил новоселье. В советский быт стали входить холодильники, телевизоры, автомобили. Были повышены пенсии, а пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55  - для женщин. Сократился рабочий день, были отменены  государственные займы. А, главное, за годы его правления было амнистировано до 20 млн. заключённых.

Либерализация коснулась и духовной жизни общества. Первыми на перемены откликнулись литераторы. Увеличилось количество журналов. Появились новые имена в литературе, которые не могли быть опубликованы в сталинские времена. Например,  имя Александра  Исаевича  Солженицына , который  написал роман «Один день Ивана Денисовича» о жизни заключённых в ГУЛАГе. Роман принёс  Солженицину мировую известность. С 1957 года встречи Хрущёва с деятелями культуры стали постоянными. На этих встречах Хрущёв  выступал в роли высшего судьи, хотя ни в искусстве, ни в  литературе ничего не понимал.  Критерием  его оценок была «партийность». Это вызывало возмущение  интеллигенции и отталкивало её от власти.

 Хрущёв с юности не привык ни с кем советоваться. Долгое время он работал политработником в Красной Армии, а для политработника главное – уметь убеждать, агитировать, а не выявлять мнение других людей. Он считал нормальным, что небольшая  группа людей, и прежде всего он сам, решают все вопросы общества по своему усмотрению. Отсюда и причины того, что, хотя реформы и давали некоторый эффект, но зачастую приводили к  итогу, совершенно противоположном ожидаемому.

Работа с тестами.

Каждому выдаётся  материал, где ученики  должны будут сопоставить написанное  в правом столбце  с написанным в левом. Ответы записать цифрами. Через 5 минут ответы сверяются вслух.

Подводим итоги.

Вопрос. Почему при всём своём желании осчастливить свой народ,  реформы Хрущёва не принесли успеха? В чём причина провала реформ?

Ответ.

  1. Само общество не было готово к переменам.
  2. Реформы осуществлялись на той же административной основе. Власть по-прежнему не прислушивалась к мнению народа, сама решала, что народу нужно, а что – нет.
  3. Провалы реформ произошли по вине Хрущёва и его окружения. Хрущёв не устоял перед соблазном воспевания собственной личности. Прилипалы буквально топили его в море лести и восхвалений.
  4. Хрущёв пребывал в уверенности в преимуществах социалистического образа жизни, а так же в том, что без руководства коммунистической партии страна не выживет. Он не понимал, что, обновляя социализм, он продолжает строить дом на песке, и, что такой дом рано или поздно рухнет

Вопрос. В чём же главная заслуга  Н.С.Хрущёва?

Ответ. В разоблачении культа личности   Сталина, в том, что народ  вдохнул глоток свободы, и с этого момента общество стало созревать для дальнейших перемен. Хрущёв, уходя, оставил страну в гораздо лучшем состоянии, чем принял от Сталина.

Вопрос. Исчез ли сталинизм из нашей жизни?

Ответ. Считается, что главная заслуга Хрущёва – это разгром сталинизма.

Вопрос. Но можно ли считать, что со сталинизмом у нас покончено?

Многие политики  считают, что сталинизм до конца не уничтожен.

У власти остались политики тех же взглядов по отношению к народу. До сих пор власть не признала и не осудила преступления коммунистического режима. Официальная политика России по отношению к большевикам невнятна и лицемерна.

Так, в чём же главная заслуга Н.С.Хрущёва?

В разоблачении культа личности Сталина, в том, что народ вдохнул глоток свободы и с этого момента общество стало созревать для дальнейших перемен.

Перечень слайдов:

  1. Портрет Н.С. Хрущёва.
  2. Члены партии у гроба Сталина.
  3. Портрет Берии.
  4. Берия и Маленков уезжают первыми.
  5. Молотов, Каганович  уезжают следом.
  6. Портрет  А. Микояна.
  7. Хрущёв и Маленков объединяются против  Берии.
  8. Генералы Жуков и  Москаленко арестовывают Берию.
  9. Маленков и Булганин против Хрущёва.
  10. Хрущёв читает доклад  на  ХХ съезде  партии.
  11. Киров и Орджоникидзе  (упоминаются в докладе)
  12. Буйный темперамент Н.С.  (несколько снимков)
  13. Обложка книги  А.И. Солженицина «Один день из жизни Ивана

    .   Денисовича».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...

конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"

Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....

План урока по истории (10 класс) по теме: Иван III.

Урок дает возможность понять как происходило образование единого государства, как рождалось русское самодержавие....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

Презентация к  уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...