Рабочая программа История
рабочая программа по истории (10, 11 класс) на тему

Васютина Ирина Александровна

Рабочая программа для СПО по истории по профессиям "Повар. Кондитер", "Мастер общестроительных работ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_vasyutina.docx91.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Орловской области

БОУ ОО СПО «ГАЗУНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» Малоархангельский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Для профессии         08.01.07. Мастер общестроительных работ

                                   19.01.17. Повар, кондитер

2015г.

ОДОБРЕНА

Методической комиссии общеобразовательного цикла

____________________________

Председатель ЦК

__________ /_____________/

Протокол № ___

от «___»__________2015г.

Составлена в соответствии с

требованиями стандарта среднего общего образования по дисциплине

Зам. директора по УР и МР

______________ Л.В.Симонова

 «___»__________2015г.

Разработчик:

И.А.Васютина -  преподаватель Малоархангельского  филиала  БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Рецензент:

С.В.Манушина – преподаватель БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

В.С.Петухова  - преподаватель БОУ ОО СПО «Покровский техникум»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа учебной дисциплины «История» предназначена  для изучения истории  России в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

    При освоении профессий  СПО технического и социально-экономического профилей история изучается как базовый учебный предмет в объеме 228 аудиторных часов и 114 часов самостоятельной работы обучающихся.  

    Рабочая программа разработана на основе примерной  программы ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России  для профессий среднего профессионального образования от 2008 года.

    Программа ориентирована на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

    В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной  истории;

- периодизацию  отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной  истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

     Для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 6 семестре. Для профессии 19.01.17 Повар, кондитер промежуточная аттестация в форме экзамена во 2 семестре и дифференцированный зачет в 6 семестре.



Тематический план для профессии 19.01.17 Повар, кондитер.

Наименования разделов и тем

Максималь.

учебная

нагр. студ.

часы

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная

работа

студентов

всего

Лабораторные

занятия

Практические

занятия

Тема 1.Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

24

16

8

Тема 2.Русь в 13 -15 веке.

24

16

8

Тема 3.Россия в 16 веке.

9

6

3

Тема 4.Россия в 17 – 18 веке

         57

38

19

Тема 5.Россия в первой половине 19 века.

33

22

11

Тема 6.Россия во второй половине 19 века.

57

38

19

Тема 7.Россия в начале 20 века.

33

22

11

Тема 8.Революционные потрясения и противостояние в обществе 1917-1920 годы.

18

12

6

Тема 9.Россия, СССР в 1920-1930 годах.

27

18

9

Тема 10.СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

12

8

4

Тема 11Послевоенные годы 1945-1953.

21

14

7

Тема 12.СССР в середине 60 начале 80 годов.

9

6

3

Тема 13.Перестройка СССР 1985-1991 годы.

18

12

6

Итого

342

228

114

Тематический план для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

Наименования разделов и тем

Максималь.

учебная

нагр. студ.

часы

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная

работа

студентов

всего

Лабораторные

занятия

Практические

занятия

Тема 1.Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

24

16

8

Тема 2.Русь в 13 -15 веке.

24

16

8

Тема 3.Россия в 16 веке.

9

6

3

Тема 4.Россия в 17 – 18 веке

         57

38

19

Тема 5.Россия в первой половине 19 века.

33

22

11

Тема 6.Россия во второй половине 19 века.

57

38

19

Тема 7.Россия в начале 20 века.

33

22

11

Тема 8.Революционные потрясения и противостояние в обществе 1917-1920 годы.

18

12

6

Тема 9.Россия, СССР в 1920-1930 годах.

27

18

9

Тема 10.СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

12

8

4

Тема 11Послевоенные годы 1945-1953.

21

14

7

Тема 12.СССР в середине 60 начале 80 годов.

9

6

3

Тема 13.Перестройка СССР 1985-1991 годы.

18

12

6

Итого

342

228

114


 ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XVII ВЕКА

1.Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

1.1.Восточные славяне в VII—VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

1.2.Формирование основ государственности восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

1.3.Рождение Киевской Руси

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Знать: - предыстория, история, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, индоевропейцы.

- основные этапы предыстории народов России.

- особенности социального расслоения.

 - праславяне.

- происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племена и их соседи.

Уметь: - характеризовать пути движения славян, занятия и общественный строй у восточных славян.

- используя историческую карту показывать расселение союзов племен и  характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей.

- устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян.

- объяснять сущность «военной демократии».

- характеризовать языческую культуру

 

1.4.Крещение Руси

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

 Знать: - христианская культура и языческие традиции.

культура, житие, икона, фреска, миниатюра.

- памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные).

- основные литературные жанры, раскрывать их содержание

- особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.

Уметь: выявлять особенности древнерусской культуры.

- определить влияние Византии на культуру Древней Руси.

- определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.

 - доказать присутствие языческого элемента в современной культуре.

- участвовать в разработке и презентации проекта по теме.

1.5.Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

 Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Знать: - внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.  Русская Правда.

междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина;

- основные положения Русской Правды

Уметь: - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников.

- разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола 

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов по одной из тем:

«Варяги в истории Древней Руси».

«Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности».

«Князь и вече в Древней Руси».

«Князь и дружина в Древней Руси».

«Кочевники в истории Древней Руси: война и мир».

«Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория».

«Характер международных связей и отношений Киевской Руси».

 «Борьба русского народа с иноземными агрессорами в XIII в.».

«Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого».

«Владимир Мономах и его время».

«Город и горожане в Древней Руси».

Составление политического портрета:

«Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа».

2. Русь в 13 – 15 веке

2.1.Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Знать: - междоусобица,  особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха,

- борьба с половецкими вторжениями неравенство русского обществаXI  – первой четверти XII в.

- возникновение феодальной земельной собственности.

- власть и церковь.

- основные категории населения Киевской Руси

Уметь: - выявлять различия между видами земельной собственности, выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности

2.2.Борьба Руси с иноземными завоевателями

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Знать:  обстоятельства образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.

проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); определить причины поражения русских земель.

Уметь: - выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев..

- характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада.

-определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества.

- выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.

- высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации.

2.3.Русь на пути к возрождению

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

2.4.От Руси к России

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Знать: - особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

 - этапы объединения земель вокруг Москвы.

- причины возвышения Москвы.

- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные);

Уметь: - характеризовать этапы объединительного процесса.

 - анализировать деятельность московских князей    (их взаимоотношения с соседними княжествами,  с Золотой Ордой, с Литвой).

- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских  государствах, выявлять черты сходства и различия.

- Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение реферата на одну из предложенных тем:

«Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь».

«Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси».

«Новгородская республика в  XI-XIIIвв.».

«Общественный строй Древней Руси.»

«Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий».

«Русь и наследие Византии».

«Человек Древней Руси в повседневной жизни».

«Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи».

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

Составление политических портретов:

«Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа».

«Александр Невский – государственный лидер и полководец».

«Дмитрий Донской – государственный деятель и полководец».

«Иван III и его роль в российской истории».

3. Россия в 16 веке

3.1.Россия в царствование Ивана Грозного

Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

3.2.Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Знать: - особенности установления царской власти.

- реформы середины XVI в.

- создание органов сословно-представительной монархии.

- опричнина: причины, последствия.

основные направления внешней политикиИвана Грозного

Уметь: - определять характер политического курса Избранной рады.

- характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия).

- определять основные задачи внешнейполитики;

- проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны

- характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс.

- характеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова.

 Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение творческих заданий по темам:

«Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия».

«Освоение Сибири. Характер русской колонизации».

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами.

Составление политических портретов:

 «Иван Грозный – человек и политический деятель».

 

4. Россия в 17 веке

4.1.Смута в России начала XVII в.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

Знать: Смутное время, интервенция, семибоярщина.

- институт самозванчества.

- восстание под руководством

- польско-шведская интервенция.

- народные ополчения.

Уметь: выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества).

- характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II.

- сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы.

-определять последствия и историческое значение Смуты.

4.2.Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Знать: - особенности укрепления центральной власти.

- становление абсолютизма.

- церковный раскол. Старообрядчество.

- рост территории.

-народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина

Уметь: - излагать и характеризовать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления.

рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны.

- характеризовать правление Федора Алексеевича, регентство Софьи Алексеевны

 - называть основные направления внешней политики

- определять итоги внешней политики России ХVII в.

4.3.Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

Знать: - развитие культуры народов России.

- усиление светских элементов в русской культуре.

- государство и церковь. Ереси.

Уметь: - называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику.

- выявлять особенности культурного развития России в XVII в..

- характеризовать достижения русской культуры.

- определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.

участвовать в разработке и презентации группового проекта по теме

 

4.4.Россия в период реформ Петра I

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

Знать: - основные события Северной войны и ее итоги, реформы проводимые Петром 1, социальные слои населения России  в этот период, экономическое развитие России. Особенности российской промышленности

- изменения в социальной сфере. Политика государства в отношении дворянства, «крестьянская» политика.

- реформа системы государственного управления

Уметь: - излагать содержание реформ Петра I.

- выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционализма, меркантилизма,

- характеризовать реформы Петра I(по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию);

- выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма.

4.5.Причины дворцовых переворотов.

Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Знать: - выявлять причины дворцовых переворотов;

-  особенности царствования Екатерины I, Петра 2, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям;

- основные события внутренней и внешней политики периода;

Уметь: - разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина,  участвовать в разработке групповых проектов по теме

4.6.Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Знать: - «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества.

- Превращение дворянства в господствующее сословие в ХУШ в.

- содержание реформ Екатерины П.

 задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»;

- преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II;

-  причины укрепления крепостничества

основные движения: астраханское восстание, восстание под руководством К. Булавина, движения работных людей, крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

Уметь: - показывать на карте районы, затронутые восстанием;

- излагать в хронологической последовательности события социальных движений.

выявлять причины народных движенийXVIII в., выявлять причинно-следственные связи между народными движениями XVII и XVIII вв.;

- характеризовать народные движения XVIII в. (выявлять причины, социальный состав, требования повстанцев, причины поражения, итоги и последствия)

4.6.Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Знать: - просвещение в России, достижения архитектуры и искусства.

- культура народов России XVIII в. и ее связи с европейской и мировой культурой.

Уметь: называть достижения русской культуры XVIII в., давать им краткую характеристику.

выявлять особенности культурного развития России в XVIII в.;

- характеризовать роль М.В. Ломоносова и его вклад в науку и культуру России.

- определить влияние европейских стран на развитие российской культуры.

участвовать в разработке и презентации групповых проектов

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Подготовка сообщений по темам:

«Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты».

 «Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви».

«Воссоединение России и Украины».

«Восстание под предводительством С. Разина».

«Государственное устройство России в XVII в.».

Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:

«Наука побеждать» А.В.Суворов.

«Полководческое искусство  П.А.Румянцева»

«Флотоводец Ф.Ф.Ушаков»

«М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки»

«Путешествия XVIII века»

«Русская архитектура XVIII века»

«Русские просветители»

Выполнение рефератов по темам:

 «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

«Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в».

«Россия в конце ХVIII в. Павел I».

«Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

«Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков».

5. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ

5.1.Россия в первой половине XIX столетия

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

5.2.Власть и реформы в первой половине XIX в.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Знать: - Негласный комитет.

- особенности сословной политики (меры в отношении крестьянства).

- проекты М. М. Сперанского.

Уметь: - характеризовать государственные реформы Александра I;

- раскрывать понятие «аракчеевщина».
выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти XIX в..

- выявлять причины восстания декабристов.

- характеризовать основные направления
внутренней 
политики АлександраI.

- иметь и аргументировано высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ

5.3.Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Знать: - усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I.

- социально – экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика).

- «династический кризис»;

Уметь:  выявлять влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России;

- характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии;

- теория «официальной народности» С.С. Уварова, знать и объяснять  основные идеи.

5.4.Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Знать: - основные особенности восточного направления во внешней политике России.

- Кавказская война, крымская война.

Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны.

- рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в.

- определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны

5.5.Крымская война и крах «Венской системы».

Знать: - причины, этапы и итоги участия России в крымской войне, причины краха «Венской системы»

Уметь: излагать в хронологической последовательности и с использованием карты событий Отечественной войны 1812 г.

- определять основные направления внешней политики России первой четверти ХIХ в.

5.6.Интеллектуальная и художественная жизнь России

первой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования.

Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Место России в мировой художественной культуре.

Основные понятия: многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».

Знать: - особенности развития Российской культуры первой половины ХIХ в.

- обращение к национальным истокам.

Уметь: называть и давать оценку достижениям русской культуры первой половины XIX в.

- выявлять особенности культурного развития России в первой половине XIXв.

- определять влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры.

участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов по темам:

«Реформы Александра I».

«Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи».

«Крымская война и ее значение для Росси».

«Реформы Александра II и их значение».

«Роль России в освобождении балканских народов от османского ига».

Выполнение презентаций с использованием ТСО:

«Герои Отечественной войны 1812г».

«Повседневная жизнь дворян в России XIX в».

«Повседневная жизнь крестьян в России XIX в».

«Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в».

«Русская классика»

Написать эссе по теме:

«Александр I-  благословенный».

«Александр II – освободитель».

«Александр III – миротворец».

6. Россия во второй половине 19 века

6.1.Россия в эпоху великих реформ Александра II

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Знать: - предпосылки отмены крепостного права; излагать причины; называть альтернативные варианты отмены; знать основные положения реформы,

 особенности социально- экономического развития России после  реформы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия.

 Уметь: - излагать содержание либеральных реформ Александра II., выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II; - определить причины, ход реформ; высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России, называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значение.

6.2.Пореформенная Россия

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства.

Общественное движение: спад и новый подъем.

Знать: - особенности развития капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве, основные направления Александра 3.

Уметь: - выявить экономические и социально-политические изменения в России после реформ

- высказывать оценочные суждения об уровне социально-экономического развития государства, о степени отставания от европейских государств.

6.3.Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия.

Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе

образования: училища, школы, гимназии, университеты.

Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Основные понятия: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет.

Знать: - дату войны, её причины и характер; знать карту; называть полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского м\д; научные достижения и открытия российских ученых, особенности развития Российской культуры второй половины ХIХ в.

Уметь: - называть и давать оценку достижениям русской культуры второй половины XIX в, характеризовать развитие системы образования, выявлять особенности культурного развития России во второй половине XIX в., определять влияние реформ и контрреформ на развитие российской культуры, участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка презентаций по темам:

«Русско – турецкая война».

«Художественная культура в конце 19 века».

«Архитектура в конце 19 века».

Написание эссе по теме:

«Реформа 1861 года – спасение или фарс?»

7. Россия в начале XX в.

7.1.Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.

Российская правовая система. Свод законов Российской империи.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. 7.2.Русско – японская война.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Знать: систему управления Российской империи, объяснять функции и полномочия всех органов власти;

- реформы С. Ю. Витте, определять, насколько они повлияли на промышленное развитие страны

Уметь: излагать ход военных действий по карте.

- определять основные направления и задачи внешней политики России в начале XX в.;

 - характеризовать русско-японскую войну 1904—1905 гг. по плану.

7.3.Первая мировая война

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

Россия в Первой мировой войне

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

Знать: основные сражения на западном фронте; знать отношение к войне русского общества.

Уметь работать с поставленной  познавательной задачей, уметь работать с историческими источниками.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами урока.

Подготовка творческих работ по теме:

«Русско – японская война 1904-1905 года».

Подготовка сообщений по писателям и поэтам  «серебряного века».

8. Революционные потрясения и противостояние в обществе 1917-1920 годы.

8.1.Февральская революция в России

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Знать особенности событий февраля 1917г.;

Уметь составлять тезисы лекции

8.2.Приход большевиков к власти в России

Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

Знать особенности политической тактики большевиков, особенности гражданской войны, особенности развития страны этого периода;

Уметь работать с различными источниками информации, составлять тезисный план.

Основные понятия: монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика,  тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

Выполнение групповых проектов по темам:

«Гражданская   война глазами «красных» и «белых»

9. Россия, СССР в 1920-1930 годах.

9.1.Строительство социализма в СССР:

модернизация на почве традиционализма

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

9.2.Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности.  Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. 9.3.Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Знать:  предпосылки и причины образования СССР, характеризовать выбор путей объединения, варианты создания единого государства, определять их принципиальное различие; называть основные направления науки и культуры; Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Уметь: определять причины недовольства населения политикой большевиков после завершения Гражданской войны;  сравнивать политику НЭПа с политикой военного коммунизма, оформить ответ в виде таблицы; характеризовать противоречия НЭПа - высказывать оценочные суждения,  приводить примеры выдающихся достижений российской науки изучаемого периода, определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров художественной культуры,  участвовать в разработке презентации проекта по теме.

Основные понятия: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

Эссе по теме «НЭП – шаг вперед или назад?»

10. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

10.1.СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Знать о роли СССР в разгроме фашизма; особенности борьбы советского народа против оккупантов; ход и значение конференций, основные понятия данного раздела.

Уметь выявлять причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать исторические факты, работать с дополнительной литературой.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

Подготовка реферата по теме:

«Орловщина в годы Великой Отечественной войны».

11. Послевоенные годы 1945-1953.

11.1.СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этнокультурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

11.2.Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Знать реформы хрущевского времени; особенности преобразований в экономике; особенности внешней политики СССР; особенности данного периода.

Уметь сопоставлять и сравнивать материал, свободно высказываться, проводить исследовательскую работу,  раскрывать особенности происходящих процессов.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

Эссе «Оттепель – это уже весна или еще зима?»

12. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

12.1.Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

12.2.Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

12.3.Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Знать: основные направления теории развитого социализма, положения реформы Брежневской эпохи, особенности внешней политики того времени.

Уметь: выявлять причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать исторические факты, работать с дополнительной литературой

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

13. Перестройка СССР 1985-1991 годы.

13.1.Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

13.2.Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

13.3Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Знать особенности перестройки; причины распада СССР; особенности внешней политики СССР; особенности перехода к рыночной экономике; особенности российского общества;  ситуацию в стране в этот период.

Уметь выявлять причинно – следственные связи, уметь  работать с историческими источниками, проводить исследовательскую работу.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

Работа с конспектами уроков.

Перечень литературы, информационных источников и средств обучения

Основные источники:

1.В.И.Буганов,  П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. « История России XVII – XIX века» 2 часть учебник для 10 класса М. « Просвещение» 2013 г.

2.А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко «История России 20 –начало 21 века»  учебник для 11 класса М.»Просвещение» 2014год

3.Сахаров А.Н., В.И.Буганов  « История России с древнейших времен до конца ХVI1 века» - 1 часть, учебник для 10 класса. М « Просвещение» 2013 г.

Электронные пособия

 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2000.

2. История Отечества. 882—1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Современный гуманитарный университет. — М., 2002.

3. Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. — М., 2000.

4. Энциклопедия истории России. 862—1917. Мультимедийная программа. — Коминфо, 1997-2001.

Интернет ресурсы:

1. http://www.istorya.ru

 2. http://www.bibliotekar.ru

 3. http://www.ronl. ru

4. http:// ru.wikipedia.org

 5. http://student. ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа история 5 класс

Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...

Рабочая программа "История" 6 класс

Рабочая программа "История" 6 класс...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...