Практическая работа.Реформы П.А.Столыпина
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Дубинчина Людмила Николаевна
Практическая работа.Реформы П.А.Столыпина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformy_stolypina.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа. Реформы Столыпина.

Документ № 1. Из «Проекта основных положений по аграрному вопросу, внесённого в I Государственную думу трудовой группой 23 мая 1906 г. («Проект 104-х»)

1. Земельное законодательство должно стремиться к тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с её недрами и водами принадлежала бы всему народу, причём нужная земля для сельского хозяйства могла бы отдаваться в пользование тем, кто будет её обрабатывать своим трудом. Все граждане должны иметь равное право на такое пользование ею. 2. С этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в который должны войти все казённые, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и прочие частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму… 16. Заведование общенародным земельным фондом, за исключением земель, имеющих общенародное значение, должно быть возложено на местные самоуправления, избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием, которые в пределах, установленных законом, действуют самостоятельно.

Документ № 2. Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.

Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела… 1. Каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании. 3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые представлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование… 12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Документ № 3. Из речи П.А. Столыпина о земельном проекте и землеустройстве крестьян. 5 декабря 1908 г.

Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, наконец, может продать её. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении; он в полном смысле слова кузнец своего счастья. Но, вместе с тем, ни закон, ни государство не могут гарантировать его известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности.

Документ № 4. Выступления крестьян села Подберезья Свияжского уезда Казанской губернии.

Казань, 22 января. Известные беспорядки… произошли вследствие понуждения к выделу из общины тридцати домохозяев. Общество, не соглашаясь, требовало удаления станового пристава и земского начальника, прибывших с целью способствовать ускорению дела о выделе. Пристав и земский удалились, но через два дня прибыл исправник с 29 конными стражниками для уговора несогласных. После ареста шести крестьян ударили в набат. Поднялось почти всё село, вооружённое кольями. Убитых и раненых крестьян насчитывают около двадцати. Исправник убит. Арестовано свыше шестидесяти человек.

Документ № 5. Об учреждении военно-полевых судов (1906 г., августа 19).

1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, Генерал-губернатором, Главнокомандующим или облечённым их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого Военно-Полевому Суду, с применением в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами: 1)Военно-Полевой Суд учреждается… в составе Председателя и четырёх членов из офицеров от войска и флота. 2)Распоряжение…должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, передаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения. 3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток. 4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях… 5)Приговор… немедленно вступает в законную силу и… не позже суток, приводится в исполнение…

Документ № 6. Из работы А.В. Чаянова «Краткий курс кооперации».

Если мы внимательно вглядимся в то, как устроено крестьянское хозяйство, то увидим, что каждое из них легко может, сохраняя своё собственное семейное производство, выделить отдельные работы и соединить их сообща с соседями в общее большое дело. Крестьяне часть совместно покупают молотилку и устраивают общий обмолот, заводят сепараторы и маслобойку и совместно перерабатывают своё молоко и сливочное масло, совместно большими партиями продают лён и другие продукты своего хозяйства… Крестьянину нужны для его оборота деньги. Крестьяне объединяются в кредитное товарищество и совместно под круговую порукою занимают в банке несколько тысяч для выдачи… своим членам ссуду… Крестьяне не хотят более платить лавочнику высокие цены за малодоброкачественные товары, они желали бы покупать макулатуру прямо на фабриках, муку с мельниц, керосин из Бакинских нефтяных источников, - они учреждают потребительское общество, соединяя свои закупки. Таким образом,… благодаря кооперации мелкие разрозненные хозяйства объединились, стали сильны и получили все преимущества крупнейшего хозяйства. Этим и можно объяснить ту огромную экономическую силу, которая даёт крестьянству его кооперация.

Документ № 7. Из воспоминаний С.Е. Трубецкого

Смелая и в то же время осторожная земельная и крестьянская политика Столыпина только начинала давать свои положительные итоги. Число хуторских и отрубных хозяйств к началу войны, если не ошибаюсь, приближалась к миллиону. Цифра эта была огромна, но для безбрежных просторов России этого было совершенно недостаточно! Крепкий крестьянин-собственник, на которого сделал государственную ставку Столыпин, ещё недостаточно укрепился, а община защищалась своеобразными методами. На память мне приходит разговор мой – примерно в 1912 году – с несколькими очень хорошими стариками-крестьянами соседнего с нами села Васильевского. Я спросил их, не выделился ли кто-нибудь из общины, как это уже наблюдалось в соседних деревнях? – «Нет, - ответили старики, - никто не выделился». – «И ошибается, кто выделился!» - спокойно заметил хозяйственный старик Поликарп Паршин. – «Почему ошибается?» - спросил я. – «А потому, что палить его будем, - рассудительно сказал другой старик, Столяров. – Так уж решили – значит, не выделяйся!» и действительно в Васильевском до самой революции выделов на основании «закона 9-го ноября» не было…

Документ № 8. Из воспоминаний С.Ю. Витте.

… Как человек может проявить и развить не только свой труд, но и инициативу в своём труде, когда он знает, что обрабатываемая им земля через некоторое время может быть заменена другой (община), что плоды его трудов будут делиться не на основании общих законов и завещательных прав, а по обычаю (а часто обычай есть усмотрение), когда он может быть ответственен за налоги, не внесённые другими (круговая порука), когда его бытие находится не в рамках применителей законов (общая юрисдикция), а под благом попечительного усмотрения и благожелательной защиты маленького «батюшки», отца  земского начальника (ведь дворяне не выдумали же для себя такой сердечной работы), когда он не может ни передвигаться, ни оставлять своё, часто беднее птичьего гнезда, жилище без паспорта, выдача коего зависит от усмотрения, когда, одним словом, его быт в некоторой степени похож на быт домашнего животного, с тою разницей, что в жизни домашнего животного заинтересован владелец…

Вопросы и задания

  1. Я считаю, что правительство было недовольно «проектом 104-х», т.к….
  2. Я согласен (не согласен) с мнением Витте, т.к….
  3. Главный смысл земельной реформы состоял в…
  4. Главное отличие реформы от «проекта 104-х» состояло в…
  5. Главная идея Чаянова состоит в…
  6.  Идеи Чаянова отличаются от реформы Столыпина…
  7. Крестьяне сопротивлялись реформе, потому что…  Я вижу связь между этим сопротивлением и созданием военно-полевых судов в…
  8. Исходя из вышесказанного я делаю следующие выводы о реформах Столыпина…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть

Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

страница о П.А. Столыпине

данный материал пригодится при проведении урока истории в 9 класса по теме "Экономическое развитие России в 1906-1914 гг."...

Открытый урок "Деятельность П.А. Столыпина"

Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает уч-ся в более доступной  форме понять смысл реформ начала  20 века и саму личность Великого реформатора...

Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...

Контрольная работа "Реформы Александра II"

Контрольная работа с разным уровнем заданий по теме "Рефоррма Александра II"...