Конспект урока по теме: "Столетняя война".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Худяева Александра Николаевна

Конспект урока открытия новых знаний по теме: "Столетняя война"- 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.odt57.26 КБ

Предварительный просмотр:

Автор : Худяева Александра Николаевна

Наименование учебника, автор (ы) учебника: История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Тема урока: Столетняя война

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:

  1. Сформировать знания о причинах, характере, основных этапах Столетней войны,  об организации феодального войска ;
  2. Тренировать умения работать с текстом, картой;
  3. Тренировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать свою деятельность;
  4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения.

Демонстрационный материал: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», слайд с гербами Англии и Франции  XIV в., эталоны.

Раздаточный материал: карточки с вопросами и дополнительным материалом, контурные карты «История средних веков» 6 класс.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята, начнем урок. В начале урока прочитаю вам стихотворение, а вы определите: о чем пойдет речь  на нашем уроке:

Сто лет побед не видела Франция

Сто лет страну лихорадит война

Сто лет земля кровоточит под пальцами

Сто лет Лаура от гари черна

Сто лет народ наш и воин ,и мученик

Вторит рыданьям монахинь и дев

Сто лет нас топчут английские лучники

Лилию мнет геральдический лев

Сто лет побед не видела Франция

 (о войне между Англией и Францией)

- Правильно. Я надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы больше узнаете об истории этих стран.

- На уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- С чего начнете работу? (с повторения)

Повторение проводится фронтально. В процессе работы на доске фиксируются необходимые эталоны: общие черты  в развитии Англии и Франции в XIII – XIVв.в., термины, сравнительная таблица: «Генеральные штаты во Франции и английский парламент».

- Назовите общие черты  в развитии Англии и Франции в XIII – XIVв.в.

(эталон: 1. Шел процесс объединения страны; 2. Рост городов и торговли как предпосылка централизации государства; 3.Поддержка власти короля горожанами и рыцарями; 4. Обострение борьбы крестьян с феодалами, что вынудило господствующие классы укрепить центральную власть; 5.Наличие представительного органа при короле)

- Определите о чем идет речь: 1. Высшее сословно-представительное собрание, которое состояло из депутатов трех сословий, главная функция которого – разрешение введения налогов. (эталон: Генеральные штаты).

2. название этого совета от французского «говорить», а его функции: создание законов, разрешение налогов и контроль за их использованием. (эталон: Парламент).

- давайте сравним представительные органы Англии и Франции (на интерактивной доске таблица без ответов и эталон).

Вопросы для сравнения

Генеральные штаты

Парламент

1. Дата первого созыва

1302 г.

1265 г.

2. Кто и с какой целью созывал

Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы

Граф Симон де Монфор, для укрепления своей власти, ослабления власти короля и баронов

3. Устройство

Созывал король, заседания сословий проходили отдельно, для окончательного решения собирались вместе (духовенство и дворяне имели 2 голоса против 1)

Палата лордов (духовенство, дворянство)-назначались монархом; палата общин (горожане, рыцари)-избирались

4. Какие слои населения были представлены

Духовенство, дворяне, горожане

Духовенство, светские феодалы, рыцари, горожане

5. Для чего собирались

разрешение введения налогов

создание законов, разрешение налогов и контроль за их использованием

6. Историческое значение

Возникновение сословно-представительной монархии- централизованного государства. Из-за разногласий между сословиями слабо влияли на государственные дела

Возникновение сословно-представительной монархии- централизованного государства. Ограничивал стремление баронов править страной

- Что вы сейчас повторили?

- Какое следующее задание я вам предложу выполнить? (пробное задание)

-С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (чтобы понять, что мы не знаем)

- Вам надо ответить на следующий вопрос: Охарактеризуйте Столетнюю войну.

Вопрос записывается на доске до урока:

Охарактеризуйте Столетнюю войну.

- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу охарактеризовать столетнюю войну)

- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не уверены, что правильно охарактеризовали столетнюю войну)

3. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос вы должны были ответить? (Охарактеризуйте Столетнюю войну)

-Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем в чем причины, повод, основные события и итоги войны)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-История Англии и Франции тесно связана. В XIV в. Между этими странами началась длительная война, которая продолжалась с перерывами более ста лет. Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Охарактеризовать Столетнюю войну)

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Столетняя война)

Тема фиксируется на доске.

- Что вы должны выяснить, чтобы охарактеризовать войну? (причины, повод, хронологические рамки, воюющие стороны, характеристика армий воюющих стран, основные события, итоги войны).

-Какие средства вы будете использовать для достижения цели? (карта, учебник, дополнительный материал)

-Работать вы будете работать по вариантам (1,2).

Задание 1варианту.

  1. Какие отношения были между Англией и Францией в XI-XIII в.в.. (учебник с. 148-149 п.2 и карта с. 149). Какая  территория  почему  Англии и Франции в XIV в.  была спорная и почему ?(учебник с. 161 п.1 и карта с. 164 и дополнительный материал)

«Филипп II  сделал попытку присоединить Фландрию (в этой области успешно развивались ремесло и торговля), которая являлась союзником Англии. Филиппу IV удалось  захватить  эту область, но высокие налоги и постоянные грабежи солдат вызвали у местного населения волну сопротивления. В 1302 г. у г. Куртре рыцарское войско короля было разгромлено крестьянами и ремесленниками. Часть Фландрии была утеряна французским королем. Города Фландрии стремились развивать торговлю и экономические связи с Англией: Фландрия была основным покупателем английской шерсти, а Англия нуждалась в готовых фландрских сукнах».

Четко сформулируйте три причины Столетней войны.

  1. Определите повод к Столетней войне, изучив учебник с. 161 п.1 и схему

Король Англии  __    родственники_____                     король Франции

Эдуард III  __           династические споры ___     Филипп Валуа                                      

3. Сравните армии Англии и Франции. Какая армия была сильнее? Почему? (учебник с.161 п.2) .

4.Прочитайте с. 162-163 п.3 и охарактеризуйте 1 этап столетней войны 1337-1360 г.г. (отметьте на контурной карте «Англия и Франция в Столетней войне»). Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?

5.Определите условия договора в Бретиньи и сделайте вывод (учебник с.163 п.4 1-ый абзац)

Задание 2 варианту.

  1. Прочитайте п.4 с.163-165 и определите: как была реорганизована французская армия, и как это повлияло на итоги 2-го этапа войны.
  2. Изучите на карте с. 164 и отметьте на контурной карте: на севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна, но Аквитания частично была отвоёвана французами.

3. Прочитайте  п.5 с.165-166  и п. 6  с.166 (два абзаца), п. 7-8, дополнительный материал и охарактеризуйте 3 и 4 этапы войны 1415 – 1424 г.г.   Отметьте места сражений на контурной карте «Англия и Франция в Столетней войне».

 «В 1415 году боевые действия возобновились.   У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер».

4. Почему даже после гибели народной героини Жанны Д.Арк Франция одерживала победы? Какой вклад в победу внес простой народ?

Рабочий лист

Хронологические рамки Столетней войны

Причины Столетней войны

Повод к столетней войне.

Характеристика армий

Английская армия

Французская армия

Основные события Столетней войны

дата

событие

итог

Итоги войны.

-Посмотрите на задания, и скажите по какому плану вы будете работать? (мы будем читать текст учебника, дополнительный материал с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию).

5. Реализация построенного проекта.

Класс работает самостоятельно, заполняют рабочие листы.

6.Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

На интерактивной доске:

Хронологические рамки Столетней войны

Причины Столетней войны

Повод к столетней войне.

Характеристика армий

Английская армия

Французская армия

Основные события Столетней войны

дата

событие

итог

Итоги войны.

Каждый вариант фронтально озвучивает выполнение задания. Происходит обсуждение выполненных заданий, уточнение (учащиеся проверяют и заполняют рабочий лист, фиксируется на доске)

-Вы достигли поставленной цели?

-Вы справились с затруднением?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Я предлагаю вам поработать самостоятельно.  У каждого из вас карточка с вопросами, ответьте на них.

  1. Назовите территории, из-за которых соперничали Англия и Франция накануне Столетней войны.  
  2. Почему феодалы Англии и Франции были заинтересованы в войне?
  3. Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?
  4. Почему на  втором этапе войны французы одерживали победы?

1. Аквитания, Фландрия.

2. Война – источник обогащения.

3. Во французской армии отмечалась недисциплинированность и разобщенность в действиях.

4. Благодаря реорганизации французской армии (увеличение отрядов наемников, строительство военного флота, создание сильной артиллерии).

 После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, исправляются ошибки.

-Сделайте вывод: почему в Столетней войне победу одержала Франция? (В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции был высок патриотический подъем).

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знания?

9. Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какую цель вы ставили?

-Вы достигли поставленной цели?

-Как вы достигали поставленной цели?

-Как вы открывали новые знания?

-С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

- Как вы выходили из затруднений?

Оцените свою работу. Что нужно делать тем, кто допускал ошибки на уроке?

-Запишите домашнее задание.

Домашнее задание.

П. 19, рабочая тетрадь стр.67, задание 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

презентация урока по теме;"Столетняя война"

Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д ‘ Арк и какую роль она сыг...

Презентация к уроку на тему "Столетняя война" (6 класс)

В данной презентации рассматривается данная тема урока, основные события и даты. презентация сопровождается картинками к данной теме....

Конспект урока на тему: Столетняя война 1337-1453 гг 6 класс

Цели: ·         ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы С...

Презентация и конспект к уроку по теме: "Столетняя война"

Представленный материал рассчитан на 2 часа....

Конспект урока по теме "Столетняя война"

Конспект урока по теме "Столетняя война" для 6 класса...