Программа История Сибири 10 класс
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему

Рабочая программа История Сибири 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Сибири за 10 класс основной общеобразовательной школы составлена на основе адаптационной программы История Сибири по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов. Авторы Игнатьева О.В., Сорокина Т.М

           Место учебного предмета в учебном плане. Образовательная область «Обществознание» входит в обязательную часть учебного плана. На изучение курса «Истории Сибири» отводится в 10 классе 34 часа, то есть 1 часа в неделю, из них 1 контрольная работа. Сроком реализации программы считать 1 год.

       Курс История Сибири для 10 класса  направлен на социализацию личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Цели обучения курса « История Сибири»:

           - Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение вполне сложившейся еще личности школьника и общества.

       -  Изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением локальной истории Иркутской области создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают влияние на представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.

       - Региональная  локальная история представляет обучающимся материал  из непосредственного окружения и собственного опыта, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делает обучение личностно ориентированным, что позволит школьникам активно участвовать в процессе познания.

       - Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.

Задачи организации учебной деятельности:

Создать условия для развития интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

Создать условия для развития критического и творческого мышления;

Создать условия для формирования собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссии;

Обучить способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными.

Часы рабочей программы соответствуют распределению часов разделов авторской адаптационной программы История Сибири по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов. Авторы Игнатьева О.В., Сорокина Т.М. Программа рассчитана на 34 учебных часа, из которых 1 час контрольных работ.

Содержание учебного курса.

Раздел 1. Введение. (1 час)

Географическое и территориальное пространство Сибири и Иркутской области, состав населения, экономический потенциал, культурные традиции. Первые сведения о Сибири. Историография.

Раздел 2. Наш край в древности. (2 часа)

Археологические стоянки на территории области: Иркутск, Балаганск, Мальта, Буреть, Верхоленск ,  Шишкино и т.д. Климат, растительный и животный мир. Жилища и основные занятия людей, орудия трудовой деятельности, захоронения, пещеры, рисунки. Шаманство.

Раздел 3. Народы Сибири. (2 часа)

Курыкане, буряты, эвенки, тофалары. Места расселения, занятия, жилища, культура. Общественный строй, верования, язык.

Раздел 4. Землепроходцы. (5 часов)

Печорский «чрезкаменный» и морской путь в Сибирь. Поход Ермака. Пути продвижения русских по территории Приангарья. Реки – основные дороги Сибири. Первые остроги. Иркутский острог. Иркутское воеводство. Герб. Печать. Характер отношений с коренным населением. Пушной промысел в Сибири. Сибирские воеводы и служилые люди. В. Поярков, Е.Хабаров, В.Беринг, П.Бекетов, С.Дежнев и др.

Раздел 5. Наш край в XVIII веке. (3 часа)

Рост населения. Характер колонизации. Московский тракт. Земледелие и скотоводство в Приангарье. Опыт сибирского земледелия. Развитие торговли, ремесла. Первые шаги промышленности. Становление сибирского купечества. Первые школы  в Иркутской губернии. «Именитые» люди XVIII века в Приангарье. Г.Шелехов.

Раздел 6.Наш край и Приангарье в первой половине XIX века. (3 часа)

Мир сибирской деревни. Крестьянская усадьба и дом. Типы населенных пунктов Сибири ( село, слобода, станица, деревня, выселок, поселок, деревня). Быт сибирских горожан. «Золотая горячка» в Приангарье. Добыча соли. Заводское строительство. Купеческие династии: Сибиряковы и др. Участие населения Приангарья в Отечественной войне 1812 года. Иркутская губерния – край каторги и ссылки. Декабристы в Иркутской губернии. Роль декабристов в культурной жизни Приангарья.

Раздел 7. Наш край и Приангарье во второй  половине XIX века. ( 3 часа)

Казенные и частные предприятия в Приангарье. Особенности промышленного развития. Иркутск – пересечение торговых путей. Первые ярмарки. Особенности сибирского купечества. Меценатство сибирского купечества. Строительство Сибирской железной дороги. Группы русского населения в Сибири. Старожилы и новоселы. Политическая ссылка и ее влияние на общественную жизнь. Просвещение и образование в Иркутской губернии. М.Сперанский и Н.Муравьев-Амурский .

Раздел 8. Наш край в начале ХХ века. (2 часа)

Промышленность. Ленское золотопромышленное товарищество. Черемховский угольный бассейн. Переселенческая политика. Русско-японская война и положение в губернии. Общественно-политическая жизнь губернии. П.Сукачев. Театр  в Иркутске.  Памятник Александру III. Начало автобусного движения. Появление электрического освещения.

Раздел 9. Иркутская губерния в годы революции и гражданской войны. (2 часа)

1917 год в Иркутской губернии. Вооруженная борьба в Иркутске. Белый дом. Восстание чехословацкого корпуса. Начало партизанской борьбы. Правительство А.Колчака в Иркутске. Победа коммунистов. Формирование местных органов власти. Борьба с бандитизмом.

Раздел 10. Наш край и Приангарье в 1920е – 1940е годы ХХ века. (3 часа)

Восстановление экономики Приангарья. Развитие частного предпринимательства. Первые коммуны. Расслоение в деревне. Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Коллективизация. Отношение сибирских крестьян к коллективным методам труда. Раскулачивание. Спецпереселенцы. Изменение облика деревень. Иркутская область – одна из площадок ГУЛАГа. Борьба с неграмотностью. Первые шаги в становлении научной жизни. Культурно-просветительская работа в Приангарье.

Раздел 11. Сибирь в годы Великой Отечественной войны. (3 часа)

Патриотический порыв сибиряков. Перестройка экономики Сибири на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий промышленности и культуры. Работа промышленности для фронта. Сельское хозяйство области – фронту. Роль женщин и подростков в экономике области. Трудовой героизм сибиряков. Жизнь и быт в годы войны. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны. А.П.Белобородов. Наша память об участии  земляков и родственников в битвах Великой Отечественной войны.

Раздел 12. Наш край в послевоенный период. (1 час)

Промышленное строительство. Иркутская ГЭС. Ангарский химический комбинат. Новые города. История строительства БАМа. Укрупнение колхозов. Социальная и политическая структура населения области после войны. Спецпереселенцы. Военнопленные. Культурная жизнь области после войны.

Раздел 13. Иркутская область в 1961 – 1985 годы. (1час)

Сибирские ГЭС. БАМ. Влияние индустриального развития на жизнь, быт и судьбы сибиряков. Признаки кризисной ситуации. Отставание в развитии сельского хозяйства. Имена иркутских ученых. Школьное строительство. Всеобуч. Литературная жизнь в области. В.Распутин, А.Вампилов, М.Сергеев … Ожидание перемен.

Раздел 14. Иркутская область в 1986 – 2000 годы. (1час)

Демократизация общественной жизни и начало неформального движения в области. Пестрота политических ориентаций. Альтернативные выборы депутатов. Августовский путч 1991 года и его отголоски в области. Либерализация цен. Инфляция. Приватизация. Спад производства. Социальная напряженность в области.

Раздел 15. Современные проблемы Сибири. (1 час)

Актуальные проблемы современности и их специфика в сибирском регионе. Проблемы подъема промышленного и сельскохозяйственного развития Сибири и Иркутской области. Экология региона. Вопросы активизации гражданского общества. Роль молодежи Сибири для ее развития. Проблемы миграции на современном этапе.

Раздел 16. Иркутская область: история и современность. (1 час)

Организация конференции или круглого стола по актуализации проблем современной Сибири (Иркутской области, родного города), обсуждению возможных путей их разрешения и возможного личного вклада каждого.

                                                                                          Учебно-тематический  план

Наименование  раздел

Кол-во часов

Из них количество часов на контрольные работы

Раздел 1. Введение.

 1ч

Раздел 2. Наш край в древности.

2 ч

Раздел 3. Народы Сибири.

2 ч

Раздел 4. Землепроходцы.

Раздел 5. Наш край в XVIII веке.

Раздел 6. Наш край и Приангарье в первой половине XIX века.

Раздел 7. Наш край и Приангарье во второй  половине XIX века.

Раздел 8. Наш край в начале ХХ века.

Раздел 9. Иркутская губерния в годы революции и гражданской войны.

Раздел 10. Наш край и Приангарье в 1920е – 1940е годы ХХ века.

Раздел 11. Сибирь в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 12. Наш край в послевоенный период.

Раздел 13. Иркутская область в 1961 – 1985 годы.

Раздел 14. Иркутская область в 1986 – 2000 годы.

Раздел 15. Современные проблемы Сибири.

Раздел 16. Иркутская область: история и современность.

1 ч.

Итого

34

                                                                                Календарно – тематический план

Тема урока.

Основное содержание

Дата

ЗУН

корректировка

1

Введение

2

Приангарье в период палеолита и мезолита. (1 ч.)

Знать основное содержание по теме.

Уметь делать сообщения

3

 Приангарье в период неолита и энеолита. (1 ч.)

Излагать суждения о причинах изменения социальных изменений общества, миграционных процессов.

4

Курыкане. (1 ч.)

Показывать по карте территории расселения этносов Сибири

5

Буряты, эвенки, тофалары. (1 ч.)

Показывать по карте территории расселения этносов Сибири

6

Поход Ермака. (1 ч.)

Показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев

7

Пути продвижения русских. (1 ч.)

Показывать по карте направления продвижения в Сибирь землепроходцев.         Объяснять процесс колонизации Сибири как процесс двоякого порядка: с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины, с другой, как результат осознанной государственной политики с целью обогащения государства

8

Первые остроги. (1 ч.)

Первые остроги. Иркутский острог. Иркутское воеводство. Герб. Печать. Характер отношений с коренным населением.

9

Иркутское воеводство. (1 ч.)

Знать основные черты развития Иркутского воеводства

10

 Сибирские воеводы и служилые люди. (1 ч.)

Объяснять цели и результат государственного освоения Сибири

11

 Характер колонизации. (1 ч.)

Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задачи

12

 Первые шаги промышленности. (1 ч.)

Объяснять экономического развития края

13

 «Именитые» люди XVIII века в Приангарье. (1 ч.)

 Знать историю становление сибирского купечества. Первые школы  в Иркутской губернии. «Именитые» люди XVIII века в Приангарье. Г. Шелехов

14

 Мир сибирской деревни. (1 ч.)

Мир сибирской деревни. Крестьянская усадьба и дом. Типы населенных пунктов Сибири (село, слобода, станица, деревня, выселок, поселок, деревня). Быт сибирских горожан.

15

 Купеческие династии. (1 ч.)

«Золотая горячка» в Приангарье. Добыча соли. Заводское строительство. Купеческие династии: Сибиряковы и др.

16

 Декабристы в Сибири. (1 ч.)

Иркутская губерния – край каторги и ссылки. Декабристы в Иркутской губернии. Роль декабристов в культурной жизни Приангарья.

17

 Экономика Иркутской губернии во второй половине 19 века. (1 ч.)

Казенные и частные предприятия в Приангарье. Особенности промышленного развития. Иркутск – пересечение торговых путей. Первые ярмарки. Особенности сибирского купечества. Меценатство сибирского купечества

18

 Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири. (1 ч.)

Знать и уметь выделять основные особенности Иркутска, знать характерные черты его развития

19

 Политическая ссылка и революционные движения(1 ч.)

Политическая ссылка и ее влияние на общественную жизнь. Просвещение и образование в Иркутской губернии. М Сперанский и Н. Муравьев-Амурский

20

 Наш край в начале ХХ века(1 ч.).

 Промышленность. Ленское золотопромышленное товарищество. Черемховский угольный бассейн. Переселенческая политика

21

 Быт и нравы сибиряков. (1 ч.)

Общественно-политическая жизнь губернии. П.Сукачев.

22

 1917 год в Иркутской губернии. (1 ч.)

1917 год в Иркутской губернии. Вооруженная борьба в Иркутске. Белый дом. Восстание чехословацкого корпуса. Начало партизанской борьбы.

23

 Гражданская война в Иркутской губернии. (1 ч.)

Правительство А.Колчака в Иркутске. Победа коммунистов. Формирование местных органов власти. Борьба с бандитизмом

24

Первые Коммуны и коллективизация. (1 ч.)

Восстановление экономики Приангарья. Развитие частного предпринимательства. Первые коммуны. Расслоение в деревне

25

 Сибирь в планах индустриализации СССР. (1 ч.)

Сибири в планах индустриализации СССР. Иркутская область – одна из площадок ГУЛАГа..

26

 Культурно-просветительская работа в Приангарье. (1 ч.)

Знать особенности и значение борьбы с неграмотностью

27

 Перестройка экономики Сибири. (1 ч.)

Патриотический порыв сибиряков. Перестройка экономики Сибири на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий промышленности и культуры

28

Жизнь и быт в годы войны. (1 ч.)

Работа промышленности для фронта. Сельское хозяйство области – фронту. Роль женщин и подростков в экономике области. Трудовой героизм сибиряков. Жизнь и быт в годы войны.

29

Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны. (1 ч.)

Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны. А.П.Белобородов. Наша память об участии  земляков и родственников в битвах Великой Отечественной войны.

30

 Наш край в послевоенный период. (1 ч.)

Промышленное строительство. Иркутская ГЭС. Ангарский химический комбинат. Новые города.

31

 Иркутская область в 1961 – 1985 годы. (1 ч.)

Сибирские ГЭС. БАМ. Влияние индустриального развития на жизнь, быт и судьбы сибиряков. Признаки кризисной ситуации. Отставание в развитии сельского хозяйства. Имена иркутских ученых. Школьное строительство. Всеобуч. Литературная жизнь в области. В.Распутин, А.Вампилов, М.Сергеев … Ожидание перемен

32

  Иркутская область в 1986 – 2000 годы. (1 ч.)

Демократизация общественной жизни и начало неформального движения в области. Пестрота политических ориентаций. Альтернативные выборы депутатов. Августовский путч 1991 года и его отголоски в области. Либерализация цен. Инфляция. Приватизация. Спад производства. Социальная напряженность в области.

33

 Современные проблемы Сибири. (1 ч.)

Актуальные проблемы современности и их специфика в сибирском регионе. Проблемы подъема промышленного и сельскохозяйственного развития Сибири и Иркутской области. Экология региона. Вопросы активизации гражданского общества. Роль молодежи Сибири для ее развития. Проблемы миграции на современном этапе.

34

  Иркутская область: история и современность. (1 ч.)

Организация конференции или круглого стола по актуализации проблем современной Сибири (Иркутской области, родного города), обсуждению возможных путей их разрешения и возможного личного вклада каждого.

Требования к уровню подготовки обучающихся   10   класса за курс «Истории Сибири»

Обучающиеся должны:

-Показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев

-Объяснять процесс колонизации Сибири как процесс двоякого порядка: с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины, с другой, как результат осознанной государственной политики с целью обогащения государства

-Объяснять смысл понятий вольнонародная и правительственная колонизация, земледельческое освоение, промысловая колонизация, завоевание, присоединение, ясак, ясачные люди

-Характеризовать политику Российского государства в Сибири по отношению к коренному населению и соседним государствам

-Характеризовать культуру народов Сибири в единстве ее материальной, духовной и соционормативной сторон, с учетом природно-климатических условий, в которых она возникла и развивалась

-Характеризовать основные категории населения Сибири

-Уметь соотносить события, происходившие на территории Европейской России и Сибири в одно и то же время

-Уметь объяснять основные факты из истории родного края в свете изученных явлений и событий, происходивших на территории Сибири в это же время

-Уметь видеть в топонимике родного края источник изучения его пошлого

-Объяснять причины отсутствия помещичьего землевладения в Сибири

-Называть основные особенности экономического развития Сибири и родного края

-Знать о роли уголовной и политической ссылки в развитии региона

-Называть особенности развития просвещения и общественной жизни в Сибири и родном крае в сравнении с европейской частью страны

-Иметь представление о взаимодействии культуры и образа жизни коренных сибирских народов  с культурой русского населения Сибири

-Знать какой отклик в Сибири и родном крае получили события революций ХХ века и гражданской войны

-Знать факты из истории индустриализации и коллективизации в регионе

-Знать о вкладе экономики Сибири в дело Победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме  и подвигах земляков на полях сражений

-Уметь оценивать экономическое и социальное значение великих строек в Сибири и родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон

-Уметь собирать, систематизировать, описывать и объяснять факты из истории своего края, района, села, в которых отражена история его развития

-Видеть зависимость современной жизни в родном крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего

-Уметь выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей и наличия источников.

Средства контроля.

График контрольных  работ.

Дата проведения

Тема работы

Вид контроля

Итоговая контрольная работа за курс Истории Сибири

Письменная разноуровневая работа

Контролирующие материалы для оценки освоения школьниками планируемого содержания представлены в приложении.

Перечень литературы и средств обучения

Адаптационная программа История Сибири по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов. Авторы Игнатьева О.В., Сорокина Т.М

Список рекомендуемой литературы для школьников:

1.        Долганов, А.А. Мой город вырос из острога [Текст]/ А.А.Долганов.- Иркутск: НП ТПО «Сибирская поляна», 2008.- 32с.

2.        Долганов, А.А. По Иркутскому острогу погуляем мы немного [Текст]/ А.А.Долганов.- Иркутск: НП ТПО «Сибирская поляна», 2007.- 32с.

3.        Зверев, В.А. История Сибири. Часть II [Текст]/ В.А.Зверев, А.С.Зуев, Ф.С. Кузнецова.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2006.- 384с.

4.        Зверев, В.А. История Сибири: Хрестоматия по истории Сибири [Текст]/ В.А.Зверев, Ф.С.Кузнецова.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003.- 296с.

5.        Зуев, А.С. Сибирь: вехи истории [Текст]/ А.С.Зуев.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998.- 368с.

6.        Исупов, В.А. История Сибири. Часть III [Текст]/ В.А.Исупов, И.С.Кузнецов.-  Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000.- 336с.

7.        Кузнецова, Ф.С. История Сибири. Часть I [Текст]/ Ф.С. Кузнецова.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1997.- 256с.

8.        Окладников, А.П. Открытие Сибири  [Текст]/ А.П.Окладников.- Новосибирск: Наука, 1982.–158с.

9.        Рабецкая, З.И. История Земли Иркутской [Текст]/ З.И.Рабецкая.- Иркутск: Символ, 2002.- 280с.

10.        Резун, Д.Я. Летопись сибирских городов [Текст]/ Д.Я. Резун.- Новосибирск: Наука, 1989.- 243с.  

11.Шинкарев, Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет [Текст]/ Л.И. Шинкарев.- М: Наука, 1978.-378с.

Список рекомендуемой  литературы для учителя:

1.        Анисков, В.Т. Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны [Текст]/ В.Т.Анисков.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс издательство, 1993.-180с.

2.        Бережнова, М.Л. Загадка чалдонов. История формирования и особенности культуры старожильческого населения Сибири [Текст]/ М.Л.Бережнова.- Омск: Наука, 2007.- 126с.

3.        Венгер, В. Иркутск театральный [Текст]/ В.Венгер.- Иркутск: Символ издательство, 1994.- 164с.

4.        Винокуров, М.А. Сибирь в первой четверти ХХ века: освоение территории, население, промышленность, торговля, финансы [Текст]/ М.А.Винокуров.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.-212с.

5.        Гессен, А. Во глубине сибирских руд [Текст]/ А.Гессен.- М. : Просвещение, 1963.- 138с.

6.        Гончаров, Ю.М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (середина XIX – начало ХХ веков) [Текст]/ Ю.М. Гончаров.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2004.-190с.

7.        Гущин, Н.Я. Население Сибири в ХХ веке: основные тенденции и катаклизмы в развитии [Текст]/ Н.Я.Гущин.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1995.- 98с.

8.        Гущин, Н.Я. «Раскулачивание» в Сибири (1928-1934гг) [Текст]/ Н.Я. Гущин.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1996.- 124с.

9.        Долганов, А.А. Мой город вырос из острога [Текст]/ А.А.Долганов.- Иркутск: НП ТПО «Сибирская поляна», 2008.- 32с.

10.        Долганов, А.А. По Иркутскому острогу погуляем мы немного [Текст]/ А.А.Долганов.- Иркутск: НП ТПО «Сибирская поляна», 2007.- 32с.

11.        Домешек, Л.М. Ясачная политика царизма в Сибири в XIX-начале ХХ веков [Текст]/ Л.М.Домешек.- Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство , 1983.- 84с.

12.        Занданова, Л.В. Приангарская деревня в 1930-е годы: Учебное пособие [Текст]/ Л.В.Занданова.- Иркутск: Изд-во Иркут гос.пед.ун-та, 2005.- 36с.

13.        Зверев, В.А. История Сибири. Часть II [Текст]/ В.А.Зверев, А.С.Зуев, Ф.С. Кузнецова.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2006.- 384с.

14.        Зверев, В.А. История Сибири: Хрестоматия по истории Сибири [Текст]/ В.А.Зверев, Ф.С.Кузнецова.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003.- 296с.

15.        Зуев, А.С. Сибирь: вехи истории [Текст]/ А.С.Зуев.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998.- 368с.

16.        Иванов, Л.Н. Первобытные охотники Прибайкалья [Текст]/ Л.Н.Иванов, П.П.Хороших.- Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995.-56с.

17.        История Иркутской области: Хрестоматия [Текст]/ Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969.- 240с.

18.        История Сибири с древнейших времен до наших дней [Текст]/ : в 5 т. – Л.: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1967-1969.- 5т.

19.        Исупов, В.А. История Сибири. Часть III [Текст]/ В.А.Исупов, И.С.Кузнецов.-  Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000.- 336с.

20.        Наумов, И.В. История Сибири: Учебное пособие [Текст]/ И.В.Наумов.- Иркутск: Символ, 2002.-102с.

21.        Кузнецов, И.И. Иркутская область в годы Великой Отечественной войны [Текст]/ И.И.Кузнецов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995.- 136с.

22.        Кузнецова, Ф.С. История Сибири. Часть I [Текст]/ Ф.С. Кузнецова.- Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1997.- 256с.

23.        Окладников, А.П. Открытие Сибири  [Текст]/ А.П.Окладников.- Новосибирск: Наука, 1982.- 158с.

24.        Рабецкая, З.И. История Земли Иркутской [Текст]/ З.И.Рабецкая.- Иркутск: Символ, 2002.- 280с.

25.        Резун, Д.Я. Летопись сибирских городов [Текст]/ Д.Я. Резун.- Новосибирск: Наука, 1989.- 380с.  

26.        Распутин, В.Г. Сибирь, Сибирь … [Текст]/ В.Г.Распутин.- Иркутск: Символ, 2000.- 345с.

27. Ситников, Л.А. Григорий Шелехов [Текст]/ Л.А.Ситников.- Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.- 416с.

28. Ступин, П.П. Индустриальное развитие Иркутской области во второй половине ХХ столетия: итоги, проблемы, перспективы: Учебное пособие [Текст]/ П.П.Ступин.- Иркутск: Восточно-Сибирская  издательская компания, 2003.- 218с.

29. Харкиевич, И.Ю. Музыкальная культура Иркутска [Текст]/ И.Ю. Харкиевич.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.- 186с.

  30.Шинкарев, Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она  идет [Текст]/ Л.И. Шинкарев.- М. :Наука, 1978.- 378с.

           31. Шишкин, В.И. Сибирская Вандея [Текст]/ В.И.Шишкин.-

           Новосибирск: Наука, 1997.- 223с.

Оборудование и приборы

  1. Компьютер
  2. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа история 5 класс

Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...

Рабочая программа "История" 6 класс

Рабочая программа "История" 6 класс...

Рабочая программа "История" 7 класс

Рабочая программа "История" 7 класс...

Рабочая программа "История" 8 класс

Рабочая программа "История" 8 класс...

Рабочая программа История 6 класс

Планирование составлено на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программа «История России. История Ср...

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....