Рабочая программа история 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Программа "Школа2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_rab_prog.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

   «РАССМОТРЕНО»                   «СОГЛАСОВАНО»            «РЕКОМЕНДОВАНО»                «УТВЕРЖДАЮ»

  Руководитель ШМО                 Заместитель директора          Председатель МС                      Директор  МБОУ СОШ №2               Протокол заседаний ШМО        ________________2012г           Протокол от___2012 г. №          Приказ от______2012 г                  

№________от________2012г              

                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа «Школа 2100»

                                           по     истории

                                   для    5-а    класса

                                                                     Программа рассчитана на 70 часов

                                                                                               Составитель рабочей программы

                                                                                               Бабушок И.М.

Радужный

2012 год

Пояснительная записка.

         Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Данная программа преемственна по отношению к программам «Всеобщая история» и «История государства и народов России» для 5–9-х классов, работавшим в системе «Школа 2100» в 2006–2012 годах и утвержденными Министерством образования России приказом от 05 марта 2004 года № 1089, на основе  авторской программы Всеобщая история Древнего мира для 5 класса, под ред. Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Е.В.Сизова, А.А.Николаева

      Рабочая  программа составлена с учетом образовательной программы МБОУ СОШ №2 на 2012-2013учебный год, приказ от 31.08.2012 №358. Рассчитана на 70 часов, 2 учебных часа  в неделю        

    Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»

1-2. Овладение исторической картиной мира: 

умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

3. Формирование открытого исторического мышления: 

умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности: 

умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: 

умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Задачи:

-  освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации

-  формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

-  воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

-  применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе,

 -  участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира. 

Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии. 

Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.

При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

        Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
Естествознание, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.

         Компетенции:

Информационные: работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, историческими документами, словарем, иллюстрациями, картами,  схемами, таблицами; дополнительной исторической литературой, осваивать современные средства информации и информационные технологии.

Личностное самосовершенствование: развивать речь, историческое мышление, творческую деятельность, уметь анализировать и обобщать исторические факты, формулировать выводы.

Учебно-познавательные: определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: работать в группе, отстаивать личную точку зрения, принимать и понимать точку зрения другого человека, уметь общаться, уважать друг друга; принимать участие в дискуссии, убеждать, задавать вопросы.

Социально-трудовые: учиться быть личностью, осознавая необходимость и значимость своей деятельности.

Организация  учебного процесса:

Формы:

           - Индивидуальные;

           - Индивидуально – групповые;

           - Коллективные.

Виды организации учебного процесса:  самостоятельная работа, практическая работа,  творческая работа, викторина, игра.

                                                 

Технологии: информационные,игровые,интерактивные,здоровьесберегающие

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название разделов

Количество часов

В том числе

контрольные работы

1

Модуль I. Первая историческая эпоха

Вводная тема

3

2.

Тема 1. Первобытный мир

8

2

3

Модуль2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет

5

4.

Тема 3.Древние цивилизации Азии

12

1

5.

Модуль 3.Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции

8

6.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации

9

2

7

Модуль 4.Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока

4

8

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима

8

9

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация

13

2

Итого:

70

                                                                                Содержание.

Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (3 ч.) 

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки.

Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания).

 Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).

История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (8 ч.) 

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 ч.) 

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока 

Тема 2. Древний Египет (5 ч.) 

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства. 

Тема 3. Древние цивилизации Азии (12 ч.) 

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета. 

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.) 

Модуль 3. Первая цивилизация Запада 

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (8ч.) 

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль). 

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания. 

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (9ч.) 

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.) 

Модуль 4. Империи эллинов и римлян. 

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4ч.) 

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима(8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (13ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (4 ч.) 

 

Контроль  уровня  обученности

Вид  контроля

Тема

Форма контроля

1

Входная контрольная работа № 1

Первобытное общество

Тест

2

Проверочная работа.

Древний Египет.

3

Полугодовая контрольная работа №2  

Западная Азия, Индия, Китай в древности.

Тест

4

Проверочная работа.

 

Древняя Греция

Тест

5

Контрольная работа №3

Древний Рим.

Тест

Контролирующие элементы, заложенные в программе.

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
      • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;

       • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
      • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

       • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
      • читать историческую карту с опорой на легенду;
      • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

       • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

       • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

       • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

       • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

       • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

       • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

       • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

       • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

       • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

       • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

      •приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

      •определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

     • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

     • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в               поликультурной среде;

     •способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

           

Формы контроля: тематический, поурочный, итоговый (тестирование, терминологические диктанты).

Учебно-методическое обеспечение.

        

        Для учителя

1. М.Е Турчина, Данилов Д.Д., Монченко Л.Н.

Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2009.-368 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Примерные программы по учебным предметам. П76 История. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.-94 с.- (Стандарты второго поколения)

   Для учащихся

1. Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. основной школы/Д.Д.Данилов (и др).-М.:Баласс, 2010

2. Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл./Д.Д.Данилов (и др).-М.:Баласс, 2010

3. Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира».5 кл./Д.Д.Данилов, С.В.Паршина.-М.:Баласс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...