СССР
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Материал для повторения изученной темы с разноуровневыми заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс учителя истории и обществоведения ГУО «Лицей №1         имени А.С.Пушкина г. Бреста» Данилюк С.И, квалификационная категория «учитель-методист» ,

Брест, семинар учителей истории Московского района г.Бреста

Цели мастер- класса:

 1.Создание условий для полноценного проявления и  развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по  обмену опытом работы ( повышение познавательной активности учащихся и , как следствие, результативности  обучения предмету).

Задачи мастер-класса:

1.Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

2.Передать опыт путем прямого и комментированного показа   последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

3.Рзработать  авторскую модель урока в режиме демонстрируемой  методики.

4. Оказать помощь участникам мастер- класса в определении  задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Тема.  История советского общества: 1917-1937 гг.

Технологическая карта.

        Эпиграф: «Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и вполне вероятно, что историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в оценках ее… Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать как преступление и катастрофу».

        Э.Карр «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1927».  

Цели:

1. Обучающая.  Учащиеся  должны  знать  этапы  развития  истории  советского государства   в  указанное время;   владеть  понятийным аппаратом  II  раздела   курса всемирной истории (Октябрьская революция,  гражданская война,  военный коммунизм,  нэп, индустриализация,  коллективизация, культурная  революция,  СССР,  культ личности,  репрессии,  административно-командная система).

2.Развивающая. Содействовать  развитию  умений и навыков  применять полученные знания  на практике, в том числе, путем решения проблемных задач.

3. Воспитывающая. Организовать ситуацию личной  значимости  учебного материала для  лицеистов, которая будет способствовать формированию  у них  осмысленной  гражданской позиции.

Тип урока:  повторительно - обобщающий.

Форма урока: практикум с элементами познавательной игры

Методы  обучения:  проблемный, интерактивный, дискуссионный

 Приемы  обучения:  микроисследование,  познавательная игра,         диалог, дискуссия,  работа в группах,  межпредметные связи, «мозговой штурм».

Оборудование:

1.Всемирная история  Новейшего  времени: 1918-1945 гг.: учебное  пособие для 10-класса/ Г. А. Космач,  В.С. Кошелев,  М.А.Краснова; под ред. Г.А.Космача.- Минск: Нар. асвета, 2012г.(10 класс)

2.Документальный фильм: « Октябрьская революция и ее последствия»

3.Интерактивная доска

4.Мультимедийная презентация

Ход урока

I  этап.  Организационный (до 5-х  минут)

Деятельность учителя: сообщает тему занятия,  создает проблемную  ситуацию, используя эпиграф. Стимулирует учебную деятельность учащихся с помощью видеоматериалов ( фрагмент документального фильма «Октябрьская революция и ее последствия») и выстраивает проблемную задачу:

Действительно ли, как считают многие политологи, без Октябрьской революции не было бы истории XX века?

Деятельность учащихся: записывают тему в  тетради,  осмысливают  цели  урока,  проблемную ситуацию, созданную учителем, осознают  важность и личную значимость решения проблемной задачи,  углубления  знаний  по  теме урока.

II этап. Инструктивно - ориентировочный  (до 3-х  минут)

Деятельность  учителя:  распределение  учащихся  по группам, постановка проблемных вопросов, ответ на которые поможет решению проблемной задачи, краткий  инструктаж по их выполнению.

 Первая группа работает  над проблемным вопросом :

«Белым был,   красным стал - смерть обагрила. Красным был,  белым стал – смерть побелила» М.И. Цветаева.  Как  в  этих  строках  отражается суть гражданской войны?  Кто из нее вышел победителем и почему?( §11-12)

Вторая  группа работает над проблемным  вопросом:

В романе  М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» рассказывается о невероятной удаче - выигрыше  огромной  суммы денег Мастером  по облигации государственного   займа. Как этот факт отражает особенности экономической  политики  советского государства в 30- годы? Способствовала  ли  она преодолению  технико - технологической отсталости СССР? (индустриализация, с.91-93)

Третья группа отвечает на следующий проблемный вопрос:

Каким образом  взаимосвязаны общественно - политическая система и превращение СССР  в централизованное государство?

Деятельность учащихся: знакомство с поставленными учебными вопросами, актуализация мыслительной деятельности.

III   этап.  Операционно - исследовательский (до 10 минут)

Деятельность учителя: помогает учащимся, предлагает  использовать при ответах  альтернативный  подход  к  историческим явлениям и событиям.

Деятельность учащихся:  работают с текстом учебника (с.97-100), историческим документом ( из Конституции СССР; с104), делают записи    в рабочей тетради, обсуждают, обмениваются мнениями, составляют логико- смысловую модель  политической системы СССР.

IV этап. Операционно - деятельностный ( до 10 минут)

Деятельность учителя: выслушивает учащихся, подчеркивает  их  основные  мысли,  высказывает оценочные  суждения, проверяет логико - смысловую  модель третьей группы, записанную на доске, предлагает остальным перенести  ее  в рабочую тетрадь.  

Логико - смысловая модель

Политическая система СССР

Признаки общественно-политической  жизни

  • Однопартийность
  • Контроль  со стороны ВКП(б) над общественной жизнью
  • Культ личности Сталина, политические репрессии
  • Безальтернативный порядок выборов депутатов

Структура  гос. органов  

  • Верховный Совет СССР
  • Совет Народных Комиссаров
  • Местные Советы депутатов

На этом этапе снимается проблемная ситуация путем решения проблемной задачи на основании кропотливой работы учащихся с текстом учебника, документами, видеоматериалами.

 Учащиеся записывают по ходу обсуждения положительные  и  негативные последствия Октябрьской революции в России:

Положительные:  ликвидация сословных ограничений, равноправие, решение национального вопроса, ликвидация тотальной неграмотности, обеспечение обороноспособности страны, благодаря ускоренной индустриализации, значительные успехи в развитии советской науки и тд, победа советского народа в Великой Отечественной войне, создание «красной империи»,  занявшей 6-ю часть суши.

Негативные: раскол внутри общества, гражданская война, сплошная коллективизация, массовые репрессии, в том числе, в армии накануне Великой Отечественной войны и т.д.

V этап.  Итоговое обобщение. Проводится в  форме  познавательной  игры (до 10 минут)

1. Викторина.

- Какой  мятеж  и почему  назван   Корниловским?

- Какое событие произошло в Петрограде 25 октября  1917 года?

- Назовите  первые  документы советской власти.

- Когда и на каких условиях был  заключен  Брестский мир?

- Назовите  причины  и  перечислите  элементы политики « военного коммунизма» .

- Какой  элемент  нэпа  является  определяющим?

- Какие советские республики участвовали в создании  СССР?

- Что такое « стахановское движение»?

- Что включала в себя система культа личности Сталина?

2.Расшифруйте  аббревиатуру

- ВРК, ВЦИК, СНК, РПЦ, ГОЭЛРО, СССР,  РКП(б), ВКП(б),

3.Раскройте   дату

2 ноября 1917г,3 марта 1918г ,март  1921 г,30 декабря 1922г,  5 декабря 1936г,декабрь 1934 г,23 августа 1939г.

4. Узнайте  историческую личность

* Первый председатель советского правительства,  инициатор  создания Коминтерна,  один из руководителей  вооруженного  восстания в Петрограде.

* Легендарный  герой  Гражданской войны,  его дивизия отличилась  в боях с Колчаком.

* Вместе с  Лениным  был  фактическим руководителем вооруженного восстания в Петрограде, председатель  Реввоенсовета,  в 1927 исключен  из партии и выслан из  СССР.

*Герой Советского Союза,  Генералиссимус,  нарком  по  делам национальностей, генеральный секретарь ЦК партии.

* Его настоящая фамилия Скрябин. Советский государственный и политический  деятель, в 1939 году подписал советско - германский договор о ненападении.

VI этап. Рефлексия ( до 3 минут)

 Заверши фразу:  Все  мы  родом из СССР  и поэтому….

VI этап. (2 минуты). Выставление отметок за работу на уроке, комментирование.



Предварительный просмотр:

Мастер- класс учителя истории и обществоведения ГУО «Лицей №1         имени А.С.Пушкина г. Бреста» Данилюк С.И, квалификационная категория «учитель-методист» ,

Брест, семинар учителей истории Московского района г.Бреста

Цели мастер- класса:

 1.Создание условий для полноценного проявления и  развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по  обмену опытом работы ( повышение познавательной активности учащихся и , как следствие, результативности  обучения предмету).

Задачи мастер-класса:

1.Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

2.Передать опыт путем прямого и комментированного показа   последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

3.Рзработать  авторскую модель урока в режиме демонстрируемой  методики.

4. Оказать помощь участникам мастер- класса в определении  задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Тема.  История советского общества: 1917-1937 гг.

Технологическая карта.

        Эпиграф: «Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и вполне вероятно, что историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в оценках ее… Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать как преступление и катастрофу».

        Э.Карр «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1927».  

Цели:

1. Обучающая.  Учащиеся  должны  знать  этапы  развития  истории  советского государства   в  указанное время;   владеть  понятийным аппаратом  II  раздела   курса всемирной истории (Октябрьская революция,  гражданская война,  военный коммунизм,  нэп, индустриализация,  коллективизация, культурная  революция,  СССР,  культ личности,  репрессии,  административно-командная система).

2.Развивающая. Содействовать  развитию  умений и навыков  применять полученные знания  на практике, в том числе, путем решения проблемных задач.

3. Воспитывающая. Организовать ситуацию личной  значимости  учебного материала для  лицеистов, которая будет способствовать формированию  у них  осмысленной  гражданской позиции.

Тип урока:  повторительно - обобщающий.

Форма урока: практикум с элементами познавательной игры

Методы  обучения:  проблемный, интерактивный, дискуссионный

 Приемы  обучения:  микроисследование,  познавательная игра,         диалог, дискуссия,  работа в группах,  межпредметные связи, «мозговой штурм».

Оборудование:

1.Всемирная история  Новейшего  времени: 1918-1945 гг.: учебное  пособие для 10-класса/ Г. А. Космач,  В.С. Кошелев,  М.А.Краснова; под ред. Г.А.Космача.- Минск: Нар. асвета, 2012г.(10 класс)

2.Документальный фильм: « Октябрьская революция и ее последствия»

3.Интерактивная доска

4.Мультимедийная презентация

Ход урока

I  этап.  Организационный (до 5-х  минут)

Деятельность учителя: сообщает тему занятия,  создает проблемную  ситуацию, используя эпиграф. Стимулирует учебную деятельность учащихся с помощью видеоматериалов ( фрагмент документального фильма «Октябрьская революция и ее последствия») и выстраивает проблемную задачу:

Действительно ли, как считают многие политологи, без Октябрьской революции не было бы истории XX века?

Деятельность учащихся: записывают тему в  тетради,  осмысливают  цели  урока,  проблемную ситуацию, созданную учителем, осознают  важность и личную значимость решения проблемной задачи,  углубления  знаний  по  теме урока.

II этап. Инструктивно - ориентировочный  (до 3-х  минут)

Деятельность  учителя:  распределение  учащихся  по группам, постановка проблемных вопросов, ответ на которые поможет решению проблемной задачи, краткий  инструктаж по их выполнению.

 Первая группа работает  над проблемным вопросом :

«Белым был,   красным стал - смерть обагрила. Красным был,  белым стал – смерть побелила» М.И. Цветаева.  Как  в  этих  строках  отражается суть гражданской войны?  Кто из нее вышел победителем и почему?( §11-12)

Вторая  группа работает над проблемным  вопросом:

В романе  М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» рассказывается о невероятной удаче - выигрыше  огромной  суммы денег Мастером  по облигации государственного   займа. Как этот факт отражает особенности экономической  политики  советского государства в 30- годы? Способствовала  ли  она преодолению  технико - технологической отсталости СССР? (индустриализация, с.91-93)

Третья группа отвечает на следующий проблемный вопрос:

Каким образом  взаимосвязаны общественно - политическая система и превращение СССР  в централизованное государство?

Деятельность учащихся: знакомство с поставленными учебными вопросами, актуализация мыслительной деятельности.

III   этап.  Операционно - исследовательский (до 10 минут)

Деятельность учителя: помогает учащимся, предлагает  использовать при ответах  альтернативный  подход  к  историческим явлениям и событиям.

Деятельность учащихся:  работают с текстом учебника (с.97-100), историческим документом ( из Конституции СССР; с104), делают записи    в рабочей тетради, обсуждают, обмениваются мнениями, составляют логико- смысловую модель  политической системы СССР.

IV этап. Операционно - деятельностный ( до 10 минут)

Деятельность учителя: выслушивает учащихся, подчеркивает  их  основные  мысли,  высказывает оценочные  суждения, проверяет логико - смысловую  модель третьей группы, записанную на доске, предлагает остальным перенести  ее  в рабочую тетрадь.  

Логико - смысловая модель

Политическая система СССР

Признаки общественно-политической  жизни

  • Однопартийность
  • Контроль  со стороны ВКП(б) над общественной жизнью
  • Культ личности Сталина, политические репрессии
  • Безальтернативный порядок выборов депутатов

Структура  гос. органов  

  • Верховный Совет СССР
  • Совет Народных Комиссаров
  • Местные Советы депутатов

На этом этапе снимается проблемная ситуация путем решения проблемной задачи на основании кропотливой работы учащихся с текстом учебника, документами, видеоматериалами.

 Учащиеся записывают по ходу обсуждения положительные  и  негативные последствия Октябрьской революции в России:

Положительные:  ликвидация сословных ограничений, равноправие, решение национального вопроса, ликвидация тотальной неграмотности, обеспечение обороноспособности страны, благодаря ускоренной индустриализации, значительные успехи в развитии советской науки и тд, победа советского народа в Великой Отечественной войне, создание «красной империи»,  занявшей 6-ю часть суши.

Негативные: раскол внутри общества, гражданская война, сплошная коллективизация, массовые репрессии, в том числе, в армии накануне Великой Отечественной войны и т.д.

V этап.  Итоговое обобщение. Проводится в  форме  познавательной  игры (до 10 минут)

1. Викторина.

- Какой  мятеж  и почему  назван   Корниловским?

- Какое событие произошло в Петрограде 25 октября  1917 года?

- Назовите  первые  документы советской власти.

- Когда и на каких условиях был  заключен  Брестский мир?

- Назовите  причины  и  перечислите  элементы политики « военного коммунизма» .

- Какой  элемент  нэпа  является  определяющим?

- Какие советские республики участвовали в создании  СССР?

- Что такое « стахановское движение»?

- Что включала в себя система культа личности Сталина?

2.Расшифруйте  аббревиатуру

- ВРК, ВЦИК, СНК, РПЦ, ГОЭЛРО, СССР,  РКП(б), ВКП(б),

3.Раскройте   дату

2 ноября 1917г,3 марта 1918г ,март  1921 г,30 декабря 1922г,  5 декабря 1936г,декабрь 1934 г,23 августа 1939г.

4. Узнайте  историческую личность

* Первый председатель советского правительства,  инициатор  создания Коминтерна,  один из руководителей  вооруженного  восстания в Петрограде.

* Легендарный  герой  Гражданской войны,  его дивизия отличилась  в боях с Колчаком.

* Вместе с  Лениным  был  фактическим руководителем вооруженного восстания в Петрограде, председатель  Реввоенсовета,  в 1927 исключен  из партии и выслан из  СССР.

*Герой Советского Союза,  Генералиссимус,  нарком  по  делам национальностей, генеральный секретарь ЦК партии.

* Его настоящая фамилия Скрябин. Советский государственный и политический  деятель, в 1939 году подписал советско - германский договор о ненападении.

VI этап. Рефлексия ( до 3 минут)

 Заверши фразу:  Все  мы  родом из СССР  и поэтому….

VI этап. (2 минуты). Выставление отметок за работу на уроке, комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "СССР в 1945-1953 гг."

Презентация раскрывает особенности послевоенного развития СССР. Расчитана на 2 урока....

СССР в середине 1950-х-середине 1960-х г.г

Материал содержит информацию по основным направлениям социально-экономического, политического, духовного, внешнеполитического развития СССР. Рассказ учителя сопровождается презентацией и вопросам...

Перестройка в СССР

Презентация, сопровождающая ряд уроков по теме СССР в 1985-1991 гг....

Семинар по истории СССР в годы застоя.1964-1985

Семинар, презентация (взята из интернета, но мною доработана), кластер....

Урок "Подготовка СССР и Германии к войне".

Методическая разработка урока создана для преподавания курса истории  России в 9 классе. в методике применены метод Шольца и поисково-исследовательский метод, описаны все этапы урока и ...

Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.

Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....