Урок "Подготовка СССР и Германии к войне".
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Маса Наталья Юрьевна

Методическая разработка урока создана для преподавания курса истории  России в 9 классе. в методике применены метод Шольца и поисково-исследовательский метод, описаны все этапы урока и деятельность учащихся .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14543_urok_23_po_sholcu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маса Н.Ю.Методическая разработка урока по истории Отечества в 9 классе с применением на этапе актуализации знаний метода Шольца.

Тема урока: «Подготовка Советского Союза и Германии к войне»

Цель: сформировать представление об основных чертах внешней политики СССР накануне второй мировой войны; показать наличие проблем во внешней политике, приведших к заключению пакта Молотов – Риббентроп, нарастание неизбежности войны между Германией и СССР; проанализировать состояние вооружённых сил СССР и Германии к 22 июня 1941 г.

Продолжить работу над формированием умений: рецензировать устный ответ, анализировать историческую информацию в различных знаковых системах, составлять тезисы ответа, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, обобщать.

Продолжить работу по воспитанию патриотизма, неравнодушного отношения к отечественной истории.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: план «Барбаросса», блицкриг, всеобщая воинская повинность, суммарная мощь войск Германии и её союзников.

Персоналии: С.К. Тимошенко – народный комиссар обороны; Г.К. жуков – начальник Генштаба.

Этапы

урока

Содержание и методы работы учителя

Ожидаемый результат

1. Орга-низация

Подготовить класс по методике Шольца: доски, фломастеры, мел, расставить стулья.

2. Актуа-лизация знаний

1) У доски и за партами (7 человек) отвечают письменно по вопросу:

Какие мотивы подтолкнули руководство СССР к заключению пакта о ненападении и секретного протокола к нему?

В это же время:

Учащиеся называют:

1) неудача переговоров с Англией и Францией;

2) оттянуть начало войны;

3) избежать войны на втором фронте (с Японией);

4) разграничение сфер влияния в Европе с Германией.

2) 1-2 учащихся отвечают на вопросы к документам (с. 177-178 учебник Н.В. Загладин и др. «История Отечества.XXв.):

Учащиеся называют:

а) Что понимается под термином «территориально-политическое переустройство»?

- изменение статуса суверенных государств, захват территорий.

б) Какие сферы влияния Германия признавала за СССР?

- Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Восточная Польша, Бессарабия.

в) Какими методами СССР добивался своих целей?

- применение угрозы силы.

3)   а) монологическое сообщение о пакте Молотова – Риббентропа:

Акцентировать внимание класса на причинах заключения пакта и его последствиях.

Прослушав сообщение, учащиеся сделают вывод.

б) Если нет сообщения:

1 учащийся из класса рецензирует записи на доске и делает вывод о причинах пакта и его последствиях.

Этапы

урока

Содержание и методы работы учителя

Ожидаемый результат

3. Изучение нового материала

(анализ текста учебника)

1) Дипломатические манёвры:

Итак, один из результатов пакта для СССР –передвижение границы на 250 км на запад, а для Германии – развязывание войны в Западной Европе.

Задать вопрос: Какая ситуация сложилась в Западной Европе к лету 1940г.? Если не вспомнят, то направить к тексту учебника, с.179.

Учащиеся вспоминают знания по всемирной истории и читают учебник (с. 179), отвечают на вопросы:

- какие страны Германия захватила в Западной Европе весной-летом 1940 г.?

- какие методы Гитлер решил использовать для завоевания Англии?

- почему не состоялось присоединение СССР к Тройственному пакту?

2) План «Барбаросса» (рассказать коротко)

Оцените реальность этого плана (если трудно – с. 180 сверху)

Наглядность: первая цветная вкладка, карта «Образование СССР».

На что же рассчитывал Гитлер, если его план выглядит авантюрой с самого начала?

Учащиеся делают выводы:

а) внезапность

б) проблемы в Красной Армии(репрессии)

в) непопулярность сталинского режима

г) межнациональные конфликты – взрыв национализма

3) Подготовка СССР к войне:

а) увеличение военной продукции, программа перевооружения должна была закончиться в 1942 г.

Анализ данных таблицы о состоянии вооружений к началу ВОВ: сравните суммарную мощь Германии и её союзников с СССР (механизированные соединения на стадии формирования)

б) введение всеобщей воинской повинности и ужесточение трудовой дисциплины – отмена выходных с лета 1940 г.

в) урегулирование отношений с Японией, договор о нейтралитете апр. 1941 г.

4. Обобщение и домашнее задание

Д/З: § 23 (в. 1 – 3*), приготовить сообщения о битвах ВОВ для выступления на следующих уроках.

Сделаем вывод: в какой степени СССР был готов к войне с Германией. Каковы факторы слабости и силы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Методическая разработка урока в 10 классе «СССР и Германия накануне войны»

Урок-конференция. Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов получает опережающее задание: нужно изучить соответствующий ма...