Конспект урока по истории по ФГОС 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Шарлыкова Марина Александровна

Конспект урока по всеобщей истории для 5 класса по ФГОС на тему "Олимпийские игры в древности" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_vseobshchey_istorii_po_fgos_na_konkurs.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по всеобщей истории  в 5 классе

Предмет: Всеобщая история 5 класс

Место урока: данное занятие  входит в раздел Древняя Греция. В данном разделе является 10 учебным занятием.

Учебная литература: История Древнего мира Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.Просвещение, 2014 г.

Тема урока: Олимпийские игры в древности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах и группах, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, компьютер с выходом  в интернет, проектор, историческая карта Древняя Греция.

Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями.

Задачи урока:

Образовательные:

─ объяснить процесс зарождения Олимпийских игр;

─ выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;

─ описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;

Развивающие:

─ продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;

─ выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.

Воспитательные:

─ воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;

─ пробудить интерес к занятиям спортом;

─ популяризовать здоровый образ жизни.

Предпосылки урока:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ.

Коммуникативные:  умение находить общий язык со сверстниками при работе в парах и группах.

Регулятивные:  принимать решение в проблемной ситуации.

Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, вырабатывают  навыки  работы с учебным текстом, иллюстрациями,  документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией,  умения находить её, осмысливать и использовать.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат. Формируемые УУД

Время

Примечание

1.Организационный  этап

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Приветствие учащихся.

Настраиваются на учебную деятельность.

Организационные умения, самоорганизация, самодисциплина.

Формирование доброжелательного отношения к людям.

Раскрепощение мышления ребёнка, решение проблем комплексного развития внимания, наблюдательности, воображения.

3 мин.

2. Актуализация знаний.

Цель:  Определение темы и цели урока.

Вопрос: Поднимите руки те из вас, кто занимается спортом.

 Назовите свой любимый вид спорта.

- Скажите, что развивает спорт?

- Никто из вас не догадался, почему я спрашиваю сегодня вас о спорте и какое отношение эти вопросы имеют к теме урока?

Чётко проговаривается цель урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с самыми главными спортивными соревнованиями, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Может быть,  и среди вас находится будущий победитель таких соревнований, которые проводятся 1 раз в 4 года. О каких соревнованиях я говорю-- об Олимпийских играх.

 Отвечают на вопросы, высказывают мнение при определении целей  и темы урока.

Тему урока записывают в тетрадь.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения

5 мин.

3. «Открытие нового знания»

Эвристическая беседа с просмотром фрагмента хроники открытия Олимпийских игр(www.youtube.com)

Наверное, нет человека на земле, который был  бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее   волнуются судьи, томятся ожиданием зрители. И наконец,  раз в четыре года, знаменательный  день настаёт.

Вопросы по ходу просмотра фрагмента:

1)Почему факел с огнём несколько раз передают из рук в руки?

2)Что происходит после зажжения огня на стадионе?

3)Почему шествие стран-участниц открывает делегация Греции?

Работа с презентацией: «Олимпийские игры в древности».

Просмотр сценки.

Работа с текстом учебника:

 При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите следующие новые понятия.

Слайд №3-6.-2.

Группа наших учащихся заранее поработала с различными источниками, в том числе словарями, и выяснила их значение. Предоставим им слово.

Просматривают фрагмент хроники; слушают учителя; отвечают на вопросы.

Подготовленные ученики готовят к просмотру сценку, в которой участники рассказывают о правилах проведения Олимпийских игр.

Распределение ролей.

Распределение обязанностей.

Показ сценки.

Обсуждение увиденного.

Работа  с понятийным аппаратом

Группа обучающихся раскрывает значение понятий урока, которые представлены на Слайде № 3-6

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.                                                                                Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр. Определения записываются в тетрадь

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: формирование собственного мнения и умения аргументировать; умение  регулировать свои действия. Коммуникативные: устанавливать рабочие взаимоотношения,  умение слушать ответы других, умение сотрудничать в группе

Овладение понятийным аппаратом, развитие речи.

Формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение работать в парах, группе

20 мин

4. Первичная проверка понимания изученного материала

Ребята, для того, чтобы узнать историю Олимпийских игр, мы разделимся на группы и пары, каждая получит свой «маршрутный лист путешествия» с заданием в письменном виде, в течение 5минут, работая с разными источниками, найдет ответы на поставленные вопросы и поделится полученными знаниями с другими группами.

Итак,  в год  Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в  ….» куда? -Покажите на карте  это место.

- Почему центром Олимпийских игр стала  именно Олимпия?

- Когда же были проведены первые Олимпийские игры? (776 году до н.э. - запись на доске и в тетради) – слайд №7.Используя «линию времени», посчитайте, сколько лет назад проходили первые Олимпийские игры.     Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр.  И все они связаны с древнегреческими богами и героями. Давайте выясним, что же послужило причиной появления Олимпийских игр?

Итак, мы находимся в Олимпии (Слайд №9-12). Расскажите, пожалуйста, кто был участником Олимпийских игр?  Сколько времени и как проходила  их подготовка к Олимпийским играм? Сколько времени продолжались  и где проходили Олимпийские игры?

Пять незабываемых дней - именно столько длились Олимпийские игры древности.

-Что же происходило на стадионе в эти дни?                                                                                                 - Какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции?

-Как распределялись эти виды борьбы по дням соревнований? Во время их ответов демонстрируются Слайды №13-16, картина «На ипподроме в Олимпии».

 Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады. Что вы узнали о том, как чествовали победителей Олимпийских игр? И кто прославился как легендарный победитель-олимпиец?  Как называли победителей в различных видах соревнований? Во время их ответов демонстрируются Слайды №17-18.

Работают в парах и группах по индивидуальным заданиям.

Отвечает I пара.

Один ученик считает у доски, остальные – на местах.

II пара учеников высказывает предположения, доказывает свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.

Заслушиваются ответы I группы учащихся.

Отвечают обучающиеся 1-2 групп.

Отвечают обучающиеся  3 группы.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание владение диалоговой речью.

Регулятивные: формирование собственного мнения и умения аргументировать; умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Коммуникативные: Устанавливать рабочие взаимоотношения, оказывать взаимопомощь.

10 мин.

5. Закрепление полученных знаний

С целью закрепления полученных знаний предлагаю вам поучаствовать в «умственной олимпиаде» и решить задачу, ответить на вопросы, выполнить проверочный тест.

Выполняют задания с раздаточного материала

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

5 мин

6. Рефлексия.

Итог урока.

В качестве рефлексии я предлагаю вам заполнить таблицу «Что знал? Что узнал? Что хочу узнать?» в ваших  тетрадях

Определение домашнего задания.

Заполняют таблицу.

Домашнее задание пар. 33

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса;

умение соотносить результаты деятельности с целью.

2 мин

Приложение №1

Задания группам и парам:

I пара: поработать с учебником (п.1 параграфа 33), картой и атласом, отрывком документа и ответить на вопросы:

-Где и когда были проведены первые Олимпийские игры? Показать на карте. Отметить на контурной карте.

-Почему центром Олимпийских игр стала Олимпия?

Отрывок из документа: Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей. До нее было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался  сюда с оружием, объявлялся богоотступником. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в VI в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

II пара: прочитать в учебнике миф об основании Олимпийских игр, отрывки из документов и ответить на вопрос:

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Документ 1: Царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель, и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Документ 2: Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

I группа: поработать с учебником (п.п.2-3 параграфа 33) и ответить на вопросы:

- Кто был участником олимпийских игр?

- Сколько времени и как проходила подготовка к олимпийским играм?

- Сколько времени они продолжались?

- Где проходили?

II группа: поработать с учебником (п.3 параграфа 33), иллюстрациями археологических находок - ваз древних греков  и ответить на вопросы:

- Какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции?

- Как они распределялись по дням Олимпиады?

III группа: поработать с учебником (п.4 параграфа 33) и ответить на вопросы:

- Как чествовали победителей Олимпийских игр?

- Имена  каких знаменитых  атлетов навсегда увековечены в Греции? Чем они прославились?

Приложение №2

  1. Задача:

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и  спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

  1. Найдите ошибки в рассказе древнего грека об Олимпийских играх.

1. Как сейчас помню, 450-й год до нашей эры был годом Олимпийских игр.

2. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье.

3. Главным победителем в беге оказался молодой скиф, который превзошел в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.

      3. Выполните небольшую тестовую работу и, используя взаимопроверку, сверьте свои ответы с моими:

1.Первые Олимпийские игры состоялись в:  

 А) 398 г.н.э.;         Б) 343 г. до н.э.;    В) 776 г. до н.э.;    Г) 676 г до н.э.

2. Родиной Олимпийских игр является:

    А) Египет                Б) Рим                    В) Греция                      Г) Китай

3. Древнегреческие Олимпийские игры проходили в:

   А) Афинах;       Б) Спарте;       В) у  подножия горы Олимп;     Г) Олимпии

4.  Олимпийские игры продолжались:

    А) 5дней;            Б) 6 дней;         В) 7 дней;             Г)10 дней

5. Победитель олимпийских  игр получал в награду:

    А) венок из ветвей оливкового дерева;         Б) деньги;                      

    В) медаль;                                                              Г) звание почётного гражданина.

Приложение №3

Что знал?

Что узнал?

Что хочу узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

Конспект урока по истории в 7 классе "История становления предпринимательства в России"

7 класс "История становления предпринимательства в России"...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Конспект урока по истории 8-й класс в соответствии с ФГОС

Этот материал поможет ученику правильно сориентироваться на уроке истории в восьмом классе...

Конспект урока по истории в 5 классе "Что и как изучает история?"

Конспект урока по истории в 5 классе "Что и как изучает история?" УМК Вигасин, Годер, Свенцицкая...