Урок обобщения «Эпоха Петра 1». 7 класс.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Смирницкая Ирина Евгеньевна

Урок обобщения «Эпоха Петра 1».

7 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения «Эпоха Петра 1».

7 класс.

  1. Вступи тельное слово

Наш сегодняшний урок посвящен исторической личности - Петру Первому. На слайде записаны две формулировки темы

Петр первый глазами россиян

Роль и позиция

Можно ли соединить две эти темы? Давайте попытаемся  это сделать.

  • Цель урока – обобщение материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра 1, значение петровских реформ для будущего России.
  • Задачи урока

Что мы должны сделать, чтобы у вас сформировалась своя точка зрения?

Продолжите предложения

  • Познакомиться. . .
  • Рассмотреть. . .
  • Сделать выводы. . .

(познакомиться с различными точками зрения историков, рассмотреть дела Петра и методы проведения реформ, сделать выводы о роли Петра 1 в истории России)

  1. Актуализация опорных знаний.

 Интерактивнй тест. ЦОР

  1.  Мотивация

 2008 год, Аналитический Центр Юрия Левады

Первая пятерка «самых выдающихся людей всех времен и народов», по мнению россиян:

в 1989 году: Ленин, Петр I, Пушкин, Ломоносов, Жуков;

в 1994 году: Петр I, Ленин, Пушкин, Сталин, Наполеон;

в 1999 году: Петр I, Пушкин и Ленин, Сталин, Гагарин;

в 2003 году: Петр I , Ленин, Сталин, Пушкин, Гагарин;

в 2008 году: Пушкин, Петр I, Сталин, Ленин, Путин.

Как вы думаете почему Россияне назвали выдающейся личностью всех времен и народов Петра 1

  • Различна оценка Петра 1 в русской поэзии

Петр I направил Россию к свету европейской образованности, ввел ее в число европейских держав.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

 Петр I подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил её скверной подражательства чужому.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ.

Н.Ф. Щербина

Могучий муж! Желал ты блага,

Ты мысль великую питал,

 В тебе есть сила и отвага

И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в Отчизне,

Ты всю Отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни,

Ты жизнь безжалостно давил.

                               К.С.Аксаков

  • Различна оценка Петра 1 в русской живописи

Петр I - Валентин Александрович Серов. 1907

   По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.

Суриков В.И. Утро стрелецкой казни.

В картине Суриков обратился к переломному моменту русской истории — эпохи начала правления Петра I. Стрелецкий бунт 1698 года, поддерживаемый царевной Софьей, был подавлен, а зачинщики и главари смуты казнены на Красной площади.

На сегодняшнем уроке у вас появится такая возможность: защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом», реформатором в истории России или назвать его «Чудовищем», тираном.

  1. Основная часть

  1. Сейчас мы разделимся на три группы.

Самооценка сотрудничества ученика в группе. Критерии самооценки учащихся.

Каждая группа получает документ - характеристику Петра 1 разных исторических деятелей. Ваша задача – проанализировать документ, ответить на вопросы. ( 3 мин.)

Документы: (Приложение 1,2,3,4)

     1 гр - Погодин М.П.

     2 гр - Милюков П.Н.

     3 гр - Соловьев С.М.

                Ключевский В.О.

 

1)    Как оценивает автор Петра ?

2)    Докажите данную точку зрения.

  1. Задания на анализ исторических версий и оценок фактов ( 5 мин.)

1 гр – задание №3

2 гр – задание № 2.4

3 гр – задание №1

Физкультминутка

  1. Краеведение. Петр 1 и Нижегородская губерния.

Рассказ учителя.

Как данные факты из истории Нижегородского края ¼ 18 века характеризуют Петра 1? Какие положительные и отрицательные моменты его деятельности вы можете отметить

5.Рефлексия

1. Заполнение таблицы.

Качества личности Петра

Методы управления

Ваше отношение к нему

Справедливый, заботиться о народе,

реформа

+

жестокий

казнь

_

Талантливый, творческая натура

Принуждение, человеческие жертвы

+ и-

могущественный

 

война

+

патриотизм

Собственный опыт, принуждение

+ и -

Активный,                                                                                     реформа
целеустремленный,                                                                     собственный пример
самостоятельный,                                                                       война
исполнительный.                                                                         Жестокие наказания
Настойчивый                                                                               принуждение
Любознательный                                                                        за счет государственных дел
готов прийти на помощь

Целеустремленный

 Грубый

Невоздержанный в гневе,

Жестокий

Патриотизм

гуманность

Трудолюбивый

справедливый

cильный

 выносливый

гениальный

впечатлительный ,

 недоверчивый,

 талантливый

2. Вывод по таблице: Я – считаю Петра 1 положительной личностью, потому что….

                                     Я  – считаю Петра 1отрицательной личностью, потому что..

                                     Я – считаю Петра 1 неоднозначной личностью, потому что…

3. Точка зрения 7 б класса по отношению к Петру 1и его деятельности: Возьмите магнит определенного цвета и поместите его на доске:

Красный: Петр – положительная личность

Синий: Петр – отрицательная личность

Желтый: Петр – неоднозначная личность

Петр 1 : так кто он Великий, «Чудо» в истории России или «Чудовище»?

  1. Самооценка сотрудничества ученика в группе.
  2.  Дом. задание – составить синквейн

Приложение №1.

П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он, порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период петровских реформ, П.Н. Милюков . Он писал, что “ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы”. Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и привела к уменьшению её населения.

 

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

 Задание 2.

Существует следующая точка зрения на  оценку преобразовательной деятельности Петра 1: Преобразования Петра 1 способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу.

Используя исторические  знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.

 

Задание 4.

В исторической науке существует мнение о том, что жестокие меры проведения Петровских реформ оправдываются их прогрессивным характером. Какая другая оценка Петровских реформ Вам известна? Какая оценка Вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную Вами точку зрения.

Приложение №2.

Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

 «Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.

     Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

    Приносят газеты – Петр их начал.

    За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

    После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого»

 

 1.Как оценивает автор Петра ?

2.Докажите данную точку зрения.

Задание 3.

Существует следующая точка зрения на  реформы Петра 1 в области культуры: культурные преобразования Петра 1  способствовали развитию отечественной науки, системы образования, художественной культуры, преодолению отсталости России, приобщению к достижениям западной  культуры; создали основу для реформ во всех других сферах жизни.

Используя исторические  знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.

Приложение №3.

Характеристика эпохи Петра 1

 

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы – это радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств реализации общего плана.

 Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как,целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства». 

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

 

 

 

Приложение №4.

Характеристика эпохи Петра 1

 

Ключевский В.О. Исторические портреты.

 В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал. Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.

 

 1.Как оценивает автор Петра 1?

 2.Докажите данную точку зрения.

Задание 1.

Существует следующая точка зрения на преобразования эпохи Петра 1 : Все новации России в 18 в. Связаны только с именем Петра 1, т.к. в 17 в. Не было предпосылок, необходимых для проведения масштабных реформ.

Используя исторические  знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.

Задание 2.

Существует следующая точка зрения на  оценку преобразовательной деятельности Петра 1: Преобразования Петра 1 способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу.

Используя исторические  знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.

Задание 3.

Существует следующая точка зрения на  реформы Петра 1 в области культуры: культурные преобразования Петра 1  способствовали развитию отечественной науки, системы образования, художественной культуры, преодолению отсталости России, приобщению к достижениям западной  культуры; создали основу для реформ во всех других сферах жизни.

Используя исторические  знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.

Задание 4.

В исторической науке существует мнение о том, что жестокие меры проведения Петровских реформ оправдываются их прогрессивным характером. Какая другая оценка Петровских реформ Вам известна? Какая оценка Вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную Вами точку зрения.

Критерии самооценки учащихся

1. Самооценка сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо ты работал в группе: используй знаки + или –.

2. Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его самоуправления и сотрудничества.

3. Сравни свои оценки и оценки твоего сотрудничества в группе другим членом группы: совпадают ли они. Отметь для себя, с чем ты согласен и что хотел бы улучшить при работе над следующим проектом.

1. Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

2. Оценка другим членом группы моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

Самооценка.

Взаимная оценка.

Я участвовал во всех заданиях

Он всегда участвовал во всех заданиях.

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я подавал группе идеи.

Он давал группе идеи.

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Он выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"...

повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....

Урок-игра Эпоха Петра Великого

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....

Технологическая карта урока истории "Эпоха Петра I"

История в профессиональном образовательном учреждении изучается на новом, проблемном уровне  по сравнению с тем, который осваивают учащиеся  в основной школе. Данная разработка основывается ...

разработка урока по эпохе Петра 1

Дан полный конспект урока по эпохе Петра 1 с применением ИКТ...

Урок - квест "Эпоха Петра I"

Урок - квест "Эпоха Петра I"...