Разработка урока по Всеобщей истории в 6 классе "Крестовые походы глазами современников". ФГОС ООО
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Попова Татьяна Ивановна

Данная работа представляет собой разработку урока по истории Средних веков.ФГОС ООО. Используются технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, обучающие ролевые игры. Широко представлена работа с документами. Форма урока - "журналистское расследование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_istorii_v_6_klasse.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории в 6 классе. Всеобщая история. История средних веков.

ФГОС ООО.

ТЕМА: «Крестовые походы глазами современников», 6 класс

Место урока в системе уроков:  Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. Глава 6. Урок 18.

Цели урока:

Образовательные: достижение познавательных результатов: осуществление поиска необходимой информации из документальных источников, формирование на основе фактов средневековой истории представлений о причинах Крестовых походов и целях их участников, выявление последствий Крестовых походов.

 Развивающие: развитие навыков работы с текстом и картой, навыков анализа и систематизации информации  из различных источников, организация самостоятельной деятельности, развитие критического и логического мышления.

Воспитательные: формирование системы знаний, умений, развития интеллекта, абстрактного мышления, памяти и характера; формирование исторического мышления, через раскрытие характера Крестовых походов – как несправедливых, захватнических.

Задачи урока:

Формировать общеучебные умения:

- получать необходимую информацию из разных источников;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- осуществлять сопоставление, сравнение, обобщение исторических фактов;

Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

Развивать умение составлять учебную задачу.

Развивать навык работы с исторической картой.

Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при совместной деятельности на уроке; прививать интерес к истории.

Планируемые образовательные результаты:

Формируемые универсальные учебные действия

УУД

Этап урока

Способ формирования

Метапредметные

Регулятивные:

  • Целеполагание;
  • Планирование

Коммуникативные:

  • Овладение навыками публичных выступлений

2 этап – мотивационно-целевой

3 этап- актуализация знаний, формулирование познавательных вопросов

3 этап – работа в группах

Обучающиеся работают с картой, сопоставляя и анализируя информацию самостоятельно определяют

цель и задачи урока

Работа в группах, выполнение поставленных задач, планирование своей деятельности.

Выступления с сообщениями

Работа в команде, взаимопомощь, диалог с учителем, выступление перед классом

Познавательные:

  • Владение ключевыми понятиями
  • Описание хода Крестовых походов через работу с источниками

3 этап – работа по теме урока, работа с историческими источниками


4 этап - рефлексия

Оперировать понятиями крестовые походы, духовно-рыцарский орден, Тевтонский орден, раскрывать их значение

Систематизация материала и выделение общих  черт, и определение различий.

Личностные:

  • Способность к саморазвитию
  • Формирование мотивации к учебе

2 этап – мотивационно-целевой

6 этап – домашнее задание

3 этап – работа по теме урока, работа в группах

5 этап – подведение итогов урока

Выражать собственное отношение к Крестовым походам

Ученики развивают творческий подход при решении познавательных задач в группах, при выполнении домашнего задания

Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе

Формы работы обучающихся на уроке: Групповая, фронтальная, индивидуальная, рефлексия.

Основные понятия: Крестовые походы, Духовно-рыцарский орден, тевтоны.

Оборудование:

Персональный компьютер

Видеопроектор

Экран

             Карта «Европа в X-XV вв.» 

Ход  урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Этап постановки целей и задач урока (5 мин)
  3. Актуализация знаний, формулирование познавательных вопросов (30 мин)
  4. Подведение итогов (3 мин)
  5. Рефлексия (4 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)

1. Организационный этап. Приветствие учителя и обучающихся, готовность к уроку.

2. Мотивационно-целевой.

Учитель: С середины IX в. власть церкви в Европе слабела. Почему?

Обучающиеся: Распад Франкской империи, правители которой поддерживали пап, ослабила церковь. Образование Священной Римской империи, правители которой возводили на папский престол своих ставленников, тоже не добавила силы церкви.

Учитель: Ситуация изменяется с XI века. Папы начинают вести борьбу за усиление своей власти. С кем пришлось вести борьбу? Какими путями? Каковы результаты этой борьбы?

Обучающиеся: Борьба власти церковной и светской закончилась усилением влияния католической церкви.

Учитель: Однако католическая церковь пыталась усилить свое влияние не только в Европе, но и на Востоке.

На доске изображение креста, меча и лошади. Учитель формулирует вопрос классу: « Что по-вашему может связывать эти предметы?»  

Обучающиеся предлагают свои  варианты.

Учитель: Откуда мы можем узнать о событиях давно минувших? Кто такие современники? Как они могут нам донести эту информацию?

Тема  урока: «Крестовые походы глазами современников».

План.

1. Предпосылки Крестовых походов.

2. Цели и участники походов.

3. Ход Крестовых походов.

4.Четвертый Крестовый поход.

5. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия.

Учитель: В 1088 г. папой стал Урбан II, француз по происхождению. В это время византийский император АлексейI попросил у папы помощи в борьбе с сельджуками, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему. Почему процветающей в начале средневековья Византии потребовалась помощь?

Предлагаю вам  провести журналистское расследование.

Хотелось, чтобы Вы, следя за расследованием, определили,  был ли поступок Папы столь бескорыстным? Что заставило УрбанаII оказать помощь Византии?

Сообщение обучающегося (журналиста). «В Палестину».

В 1095 г. на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью Папа Римский.

Учитель: Точный текст речи Папы Урбана II на Клермонском соборе до нас не дошел, он воспроизведен по памяти слушателем.. именно в таком варианте мы и можем с ним познакомиться.

Обучающиеся: Работа с документом 1. Выступление Папы.

Вопрос к документу: Как  Папа объясняет цель похода?

Учитель: Устремления церкви и верующих были направлены на Иерусалим – освободить гроб Господний из рук неверных. Проследите путь, который предстояло преодолеть европейцам? Предложите, какими дорогами можно было добраться до Иерусалима?

Обучающиеся: Работа с картой.

Учитель: Слушатели так прониклись этой мыслью, что в один голос воскликнули: «Так хочет Бог!»

«Не убий» - гласит пятая христианская заповедь. И всё же Папа послал христиан на вооруженную борьбу против «нечестивых» против мусульман. Не вступил ли он при этом в противоречие с библейскими законами? Согласны ли Вы, что войны бывают справедливыми и несправедливыми? Приведите пример справедливых войн. А, кто как не мусульмане первыми подняли меч и захватили святые для христиан места. Может и крестовые походы были справедливыми?

Определение проблемы урока.

Анализируя полученную информацию, обучающиеся  формулируют проблему:

Каков характер Крестовых походов?

3 этап. Актуализация знаний, формулирование познавательных вопросов.

В результате обсуждения, выявлена группа вопросов, на которые необходимо найти ответы:

1. Кто и почему стал участниками походов?

2. Какой характер они носили?

3. Чем окончились и какие имели последствия?

Учитель: Как возникло название походов? Что такое Крестовые походы?

Работа обучающихся со словарём.

Крестовые походы – это военно-колонизационное движение западно-европейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, продолжавшееся в течении почти двух столетий(1096-1270) под знаком борьбы христианства с исламом за «святые места».

2.Цели и участники походов.

Учитель: Кто и почему приняли участие в походах? Чего хотели участники?

Обучающиеся: Работа с документом 2. Сборы к крестовым походам.

Вопросы к документу:  Кто стали крестоносцами? Что заставило их отправиться в Иерусалим? Как Вы думаете,  могло ли такое войско победить турков-сельджуков?

Работа с документом 3.Вожди рыцарских ополчений первого крестового похода.

Вопросы к документу: Кто еще стал участниками походов? Жители каких стран приняли участие в походах?

3. Ход крестовых походов.

Учитель:  Используя условные обозначения карты,  данные учебника,  проследите  движение крестоносцев на Восток.

Обучающиеся: Работа с картой

Учитель: Как повели себя византийцы, которые ждали от крестоносцев помощи?

Сообщение обучающегося (журналиста). «Походы бедноты и феодалов».

Учитель: 3 года потребовалось крестоносцам, чтобы преодолеть Стезю святого Гроба, так называли путь,  которым поломники и крестоносцы шли в Иерусалим. 1096-1099 гг. Лишь в июле 1099 года началась осада священного города.

До начала осады Иерусалима, по сведениям современников, в нем должно было находиться 40 тысяч отважного и отлично вооруженного войска, что в 3 раза превышало число крестоносцев.

Обучающиеся: Работа с документом 4. Осада и взятие Иерусалима.

Вопросы к документу: Вспомните, как объясняли крестоносцы цель своего похода? Соответствовало ли их поведение целям,  провозглашенным вначале похода?  

Учитель: Но главным делом крестоносцев было завоевание земель.

Несмотря на огромные человеческие жертвы, неописуемые трудности, стремление наживы было столь велико, что желающих участвовать в крестовых походах не убавлялось. Организаторами и участниками 2 крестового похода стали уже короли европейских  государст: Ричард Львиное сердце, Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август.Однако второй поход был безрезультативным. Мало того вскоре крестоносцы в 1187 году после месячной обороны потеряли Иерусалим. Мусульмане вновь овладели городом. Тогда же навсегда исчезла и драгоценная реликвия христиан – Святой крест, на котором некогда умер Иисус.

   Иерусалим пал. Весть эта потрясла христианский мир. И снова в Западной Европе нашлись люди готовые идти на борьбу против мусульман, путаясь вернуть Иерусалим.

Учитель: Используя текст учебника, выясните,  сколько крестовых походов было совершено,  сколько времени  они продолжались?

Обучающиеся: Работа с текстом учебника.

Учитель: За почти 200-летнюю историю крестового движения было совершено 8 массовых походов. Но особого внимания заслуживает 4 крестовый поход.

Обучающиеся: Работа с документом 6. Осада и взятие Константинополя. Из «Хроники» Никиты Хониата.

Вопросы к документу: Почему из всех крестовых походов именно 4 , заслуживает особого внимания? Почему именно осада Константинополя показала истинные цели крестоносцев, и раскрыла характер крестовых походов?

Обучающиеся: Работа с картой. Как изменились владения крестоносцев на Востоке после Первого и Третьего Крестовых Походов? Какой город стал конечным пунктом  Четвертого похода? Почему? К каким последствиям привел  Четвертый Крестовый поход?

Сообщение обучающегося (журналиста). Конец крестовых походов.

Разграбив богатейший город Европы,   рыцари не пошли в Иерусалим, а обосновались на территории Византии, создав здесь свое государство – Латинскую империю. Более 50 лет византийцы теснили западных феодалов. И только спустя столько времени Византия была восстановлена. Но восстановить прежнее  могущество так и не смогла.

Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желающих в них участвовать становилось все меньше и меньше. В 1291г пал последний оплот крестоносцев на востоке – крепость Акра. Так закончились Крестовые походы.

Обучающиеся: Работа с текстом учебника п.8. Последствия Крестовых походов.

 Работа в группах.

Учащиеся класса делятся на 4 группы. Каждой группе дается карточка с текстом и заданиями к нему. Каждый ученик изучает вопрос по данной теме, становится экспертом по теме;

- эксперты обмениваются информацией;

- каждый эксперт докладывает свое мнение в своей группе по своему вопросу;

- в конце цикла проводится контроль освоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом. Представитель от каждой группы  озвучивает решение группы.

Учащимся предлагается заполнить оценочные листы.

Оценочный лист «Работа в группе»

№ группы

Фамилии, имена участников

Критерии оценивания

Оценка группы

Соблюдал принципы сотрудничества

Является ответственным экспертом

Задание для групп: Предложите свою форму изложения данного вопроса. Для этого разделитесь  на группы, определите задания для каждой из них, продумайте форму и содержание ответов каждой из групп. Обоснуйте свои действия, свой выбор.

Планируемый результат: Возможными вариантами ответов могут быть кластер, схема, таблица, иные формы,  предложенные обучающимися не искажающими сути задания.

Выводы по решению заданий в группах.

Последствия Крестовых походов.

1. Крестовые походы не прошли бесследно ни для народов Востока, ни для Западной Европы.

2. И народам восточных стран, и европейцам они стоили огромных жертв.

3. Развитие торговли в Средиземноморье.

4. Перемены в быту европейцев  (горячие бани, гигиена).

5. Знакомство с новыми сельскохозяйственными культурами (рис, арбуз, абрикос, гречиха, тростниковый сахар).

5. Приобщение к восточной культуре.

6. Удовлетворение богатых людей Европы в роскоши (одежда, оружие, ковры идр.).

7. Налаживание тесной связи хозяйства феодала с городским рынком.

Обобщая всё сказанное, в тетрадях записывается результат работы в группах:

Учитель оценивает работу в группах:

группы

Использование опорных слов

в тексте          нашли

Полнота ответа

1-5 баллов

Доказатель-

ность

1-5 баллов

Индивиду-

альная

работа

Всего

баллов

1

2

3

4

Сообщение обучающегося «Иерусалим сегодня».

 (Примерный текст для сообщения. Сегодня более чем 700 лет спустя после крестовых походов, Иерусалим так и остается разделенным городом, из-за которого все еще идут споры: западная часть Иерусалима принадлежит еврейскому государству Израиль, восточная – исламскому государству Иордания, однако Израиль оккупировал восточную часть города. Иерусалим означает «город мира», но миром еще и не пахнет на этой земле.)

4 этап. Подведение итогов:

Учитель: Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока?

Обучающиеся: Да. Крестовые походы носили захватнический характер, ставили своей целью получение богатства и власти.

Учитель подсчитывает баллы каждой команды, индивидуальное участие обучающихся, выставляет оценки за работу на уроке.

5 этап. Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

« Незаконченное предложение»

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

6 этап. Домашнее задание.

1. Учебник п. 17.

2. Разноуровневые задания (письменно).

     1. В рубрике «Подумайте» вопрос №4

     2. Вопросы к п.17 №9.

     3. В рубрике «Подумайте» вопрос №1.

Список используемой литературы.

1. Всеобщая история. История средних веков. Агибалов Е.В., Донской Г.М., 6 класс,  учебник для общеобразовательных организаций, М., «Просвещение» 2013.

2.История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя.

3. Чубарьян А.О. Средние века: кН. Для чтения по истории.  –М., 2006

4. История средних веков: кН. Для чтения. Под ред. В.П.Будановой. –М., 1999.

5.Кулидж О. Крестовые походы. –М.,2002

6. Интернет – ресурсы.

Приложение 1.

Документ1. Выступление Папы Урбана II на Клермонском соборе. Из «Иерусалимской истории» Роберта.

"Народ франков… К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота, и прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил... церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение... Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам... Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого... и других ваших властителей... В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы... Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смер-тельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут воины и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та... "течет медом и млеком". Иерусалим - плодоноснейший перл земли, второй рай утех..."

Вопросы к документу: Как  Папа объясняет цель похода?

Документ 2. Сборы к крестовым походам. Из воспоминаний современника

Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами. Как вдруг раздался повсюду в одно время призыв к крестовому походу, и этот призыв разбил замки и цепи, запиравшие житницы. Припасы, продававшиеся очень дорого, когда никто не двигался, страшно упали в цене, когда все поднялись и стали готовиться к походу. Вместо исчезнувшего голода явилось изобилие. Так как каждый спешил в богоугодный поход, то все торопились обратить в деньги все ненужное в пути. Предметы, нужные для похода, поднялись в цене, остальные шли за ничто. Сначала эти продажи вызывали со стороны соседей бесконечные насмешки, но скоро сами они увлеклись примером других. Еще накануне они говорили путникам: «Несчастные вы люди: если

вы не погибнете от бедствий, ожидающих вас в пути, у вас не окажется ничего по возвращении». А на другой день они сами продавали свое имущество и становились спутниками тех, кого перед тем осыпали насмешками. Трудно описать толпы детей, юношей, стариков обоего пола, отправлявшихся таким образом на священную войну... Чрезвычайно трогательное зрелище представляли эти бедные крестоносцы: они подковывали быков, как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. На пути, при виде каждого замка, каждого города, дети протягивали руки и спрашивали: «Не это ли тот Иерусалим, к которому они направляются?»

Вопросы к документу:  Кто стали крестоносцами? Что заставило их отправиться в Иерусалим? Как Вы думаете,  могло ли такое войско победить турков-сельджуков?

Документ 3. Вожди рыцарских ополчений первого крестового похода. Из «Деяний франских пилигримов» Фулькерия Шартрского.

В этом году (1096) все страны земли и наслаждались прочным миром и изобиловали хлебом и вином по распоряжению божию, дабе не ослабли в пути по недостатку хлеба те, кто решили следовать за ними со своими крестами согласно его представлениям. И так как подобает удерживать в памяти отправившихся туда князей, то назову Гуга Великого, брата Филиппа, короля франков, который,  первый из героев, переправился через море и пристал около болгарского города Дураццо. Неблагоразумно высадившись с немногочисленным войском, он был взят в плен жителями и доставлен к константинопольскому императору. Здесь он остался некоторое время, будучи не совсем свободен.

А после него тою же дорогою прошел апулиец Боэмунд, сын Роберта Гискара. По национальности нормандец. Далее, Годфрид, герцег Лотарингии…

В октябре начал путь Роберт, граф Нормандии, сын Вильгельма, короля Англии. Он набрал себе большое войско из нормандцев, англичан и бретонцев…

Вопросы к документу: Кто еще стал участниками походов? Жители каких стран приняли участие в походах?

Документ 4. Осада и взятие Иерусалима. Документ приводится из «Истории священной войны» архиепископа Вильгельма Тирского (даты жизни – приблизительно 40-90-е годы XII в.)

Город Иерусалим лежит на двух холмах…

В год… тысяча-девяносто-девятый (1099), в седьмой день месяца июня, наши войска расположились лагерем вблизи города. Говорят, что всего-навсего без различия пола, возраста и состояния в лагере было до 40 тысяч человек; из них лиц, способных носить оружие, едва 20 тысяч пеших и 1500 конных; остальные же все состояли из безоружной черни, больных и расслабленных.

В городе, говорили, должно было находиться 40 тысяч отважного и отлично вооруженного войска, ибо из соседних городов и из окрестностей в городе собирались множество народу…

В пятый день (12 июня)… глашатаи возвестили всенародно, что все от мала до велика должны вооружиться и запастись щитом, чтобы быть готовыми к нападению на город; приказанное было исполнено. Все поднялись единодушно и окружили осажденную часть города. Жители отступили в страхе к внутренним стенам от внешних, которые были проломленные нашими, и потеряли всякую надежду на дальнейшее сопротивление.

Когда наступил день (14 июня), все войско в полном вооружении выступило из лагеря, чтобы начать приступ, как о том было возвещено. Все твердо решились или жертвовать жизнью за Христа или возвратить городу христианскую свободу. В целом войске не было старика, или больного, или несовершеннолетнего юноши, которые не горели бы священною жаждой битвы; даже женщины забывали про свой пол и свою слабость и хватались за оружие, принимая на себя мужской труд, превышающий их силы. Вступив с таким единодушием в битву, они старались приблизить к стенам изготовленные машины с тем, чтобы побороть тех, которые им давали отпор, стоя на стенах и башнях. Осажденные же, решившись сопротивляться до последней крайности, пускали копья с бесчисленным множеством стрел, метали камни с руки или машиною и старались отразить наших.

Вопросы к документу: Вспомните, как объясняли крестоносцы цель своего похода? Соответствовало ли их поведение целям,  провозглашенным вначале похода?  

Документ 5.Осада и взятие Константинополя. Из «Хроники» Никиты Хониата.

 Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..

Вопросы к документу: Почему из всех крестовых походов именно 4 , заслуживает особого внимания? Почему именно осада Константинополя показала истинные цели крестоносцев, и раскрыла характер крестовых походов?

Приложение 2.

Крестовые походы на Восток

Причины крестовых походов на Восток

Католическая церковь – организатор походов. Усиление влияния папы и захват новых владений

Крестьяне и бедняки: Избавление от гнета феодалов и превращение в свободных земледельцев

Феодалы – крупные и мелкие: грабежи, захват добычи, новых земель

Итальянские города: захват торговли по Средиземному морю, торговые льготы

1096-1099

Первый Крестовый поход. Захват владений в Сирии и Палестине. Усиление феодального гнета для местного населения

Борьба народов Востока против крестоносцев

1204

Четвертый крестовый поход – разграбление христианского города Константинополя

Причины неудачи Крестовых походов:

1) большие жертвы и трудности походов;

2) развитие хозяйства в Европе – рост доходов феодалов, облегчение жизни крестьян

Жертвы для народов Востока и Европы

Оживление торговли по Средиземному морю

Знакомство с новыми культурами и ремеслами

Тяга феодалов к роскоши и рост  угнетения крестьян

Последствия Крестовых походов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....

конспект урока по всеобщей истории для обучающихся 7 класса по ФГОС

Тема урока: Век науки : научная революция XVII века.Умк:Учебник: Ревякин А. В. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс. - М.: Просвещение, 2013.Ревякина Е. Ю. Всеобщая истор...

Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.

Эпоха Великих географических открытий....

Разработка урока по Всеобщей истории "Император Карл", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Методическая разработка урока по всеобщей истории "Дух предпринимательства преобразует экономику"

Тема урока«Дух предпринимательства преобразует экономику»Цели урока:-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;- познакомить учащихся с особенностями развития ев...