Самоанализ учителя истории и обществознания
опыты и эксперименты по истории на тему

Завгородняя Наталья Михайловна

самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_samoanaliz.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

учителя истории и обществознания

МБОУ УДСОШ № 2

Завгородней Натальи Михайловны

        Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности  каждого обучаемого,  с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

      В преподавании истории и обществознании  руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта,  задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся  личности.

         Целью учебно-воспитательной работы считаю создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование историко-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника.

                 Задачи, реализуемые в учебно-воспитательном процессе:

  • формирование стойкой  мотивации к изучению истории и обществознания;
  • активизация познавательной  деятельности  ученика (через систему использования ИКТ на уроках и во внеурочное время, использование различных методов и форм организации учебной деятельности);
  • приобщение  к историческому, культурному и духовному богатству  

родного отечества;

  • создание  на уроках благоприятной  эмоциональной атмосферы.        

        В педагогической деятельности реализую дифференцированный, личностно ориентированный подход в обучении учащихся, практикую интерактивные методы обучения. Особое внимание уделяю проблеме использования групповых форм работы в процессе преподавания истории и обществознания. Групповой способ организации деятельности учащихся  является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие обучающегося.

При групповой работе формируются универсальные учебные действия:

  • Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:сравнения,анализа,обощения,классификации,установление аналогий.
  • Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
  • Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
  • Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения.

Основными  целями использования данной технологии считаю:

  • обеспечение активности учебного процесса;
  • достижение высокого уровня усвоения содержания.

Групповая технология обучения предполагает временное разделение класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат.

Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие учащихся, их совместная согласованная деятельность, при которой нет постоянного прямого контакта с учителем.

 

 

          Работая уже не первый год, стараюсь идти в ногу со временем: совершен-ствовать образовательный процесс путём активного использования инновационных технологий преподавания истории и обществознания. Методику организации учебного процесса на уроке определяю в соответствии  с возрастными особенностями и уровнем познавательных возможностей учащихся.            

  Основой успешного усвоения истории  у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира  и на привлекательности самого процесса деятельности:  значит, необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям.  На помощь приходят групповые методы работы и игровые технологии. В своей практике обучения  использую сюжетно-ролевые игры, задача которых – способствовать развитию творческого воображения детей. Особенно активно использую такую форму работы при проведении предметных недель, или при изучении отдельных тем на уроках истории.  Например, при изучении темы «Средневековый город»  группам учащихся даю  задание – приготовить рассказ о своей жизни  разным слоям населения (бедноте, богачам, ремесленникам, торговцам и т. д). Ученик-экскурсовод готовит материал для проведения экскурсии по средневековому городу. Особый интерес вызывают уроки -   репортажи, которые ведутся с места каких-то исторических событий (стадиона в Греции, порта Пирей, Бородинского поля. При использовании таких форм работы обучающиеся творчески преобразовывают материал учебника,  фантазируют, вживаются в образ (прием персонификации), уроки получаются интересными, в процесс включаются  все учащиеся.

    Я ситаю убеждена, что только творчество в любом его проявлении способно активизиро-вать процесс мышления, вызвать интерес к изучению предмета.

          Известная фраза К.Д. Ушинского гласит: «Детская природа требует наглядности». А при подготовке к урокам  я столкнулась с проблемой  отсутствия или нехватки наглядного материала. На помощь пришли компьютерные  технологии (КТ), предоставившие возможность визуализировать учебный процесс.  Кабинет истории технически оборудован, компьютер,  принтер, мульти-медийный проектор, интерактивная доска; обеспечен доступ в Интернет.  Вместе с детьми мы стали создавать слайды, презентации, мультимедиа про-екты, тестовые задания, кроссворды, дидактические карточки  и др. Так накопился богатый учебный материал, который удобно хранить и использовать.   Решив проблему с наглядностью, я открыла  для себя  другие  возможности ИКТ:

  • повысить качество образования;
  • расширять общий кругозор детей.
  • развивать творческие способности учащихся.

      Учащиеся активно стали принимать участие в проектной деятельности. Вместе с учениками создаем и используем проектные работы при проведении лектория в Музее, при проведении внеклассных мероприятий, что  обеспечивает высокий уровень активности школьников и результат учебной деятельности.

         На уроках стараюсь создать атмосферу сотворчества и сотрудничества. Во время занятий поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними, что зачастую реализовываю за счет использования групповых методов рвботы. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. В каждом ученике стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.

            Профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях.

           Уместной считаю приемлемую шутку и обязательным условием – соблюдение требований педагогического такта, личностно ориентированный подход к учащимся, стрессоустойчивость, умение конструктивно разрешать конфликты.

          Обозначенные мною подходы к обучению и воспитанию учащихся  позволяют мне добиваться стабильных  результатов образовательно-воспитательного процесса.

Таблица 1. Качество знаний по истории и обществознанию (в %)

предмет

2014/2015

2015/2016

история

60

59

обществознание

69

61

                      Наблюдается стабильность учебных достижений учащихся по истории и положительная динамика показателей качества знаний учащихся по обществознанию,  показатели успеваемости и качества знаний учащихся соответствуют уровню познавательных возможностей учащихся.

Одним из показателей качества знаний учащихся является итоговая аттестация.  Ежегодно  востребованы  экзамены по выбору «История» и «Обществознание», что свидетельствует об уверенности выпускников в  своих знаниях, в качественной подготовке к ним и доверии к учителю.

Таблица 2. Итоговая аттестация учащихся 9 классов.

история

обществознание

УЧЕБНЫЙ ГОД

2015/2016

2015/2016

Количество уч-ся

Всего  аттестуемых

Качество знаний

Средний балл

                                   

Таблица 3. Итоговая аттестация учащихся 11 класса/ЕГЭ/

предмет

история

обществознание

Учебный год

2015/2015

2015/2016

2014/2015

2015/2016

Качество знаний

 Средний набранный  балл

Средний балл ОУ по региону

       

       В своей работе считаю главным научить учеников рациональным способам  освоения учебной  информации и навыкам исследовательской деятельности, показать практическое значение полученных знаний. Итогом  совместной деятельности является повышение качества знаний учащихся и  стабильное участие ребят в научно-практических конференциях.

Год

Тема

Предмет

Класс

ФИ

Результат

2007-

2008

Село Глубокое в годы Гражданской войны.*

краеведение

10

Ломака Д.*

    I место

Почему сорвались переговоры СССР с Англией и Францией.

история

9

Кононов М.

   III место

Правовой статус президента  по конституции в РФ, США и Франции

обществознание

9

Сподарев А.

     I место

2008-2009

Досуг молодежи села Глубокого

обществознание

9

Дорофеева В.

III место

2009-2010

Мой земляк - Герой Советского Союза

краеведение

8

Шабатько В

I место

                Основной целью   организации внеурочной деятельности учащихся считаю формирование гражданско-патриотической  компетентности, которая  формируется и развивается в результате реализации программ по внеурочной деятельности. Прграмма работы кружка «Юный музеевед» реализует следующие главные задачи:  

  • воспитание интереса к изучению истории Отечества, родного края;
  • формирование у молодых людей активной жизненной позиции, способствующей выполнению гражданского долга;
  • погружение в социально-значимую деятельность;
  • самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.

       Компоненты внеурочной деятельности:

  1. Деятельность школьного музея.  
  2. Элективные курсы.
  3. Внеклассные мероприятия.

    В 201 4 году в МБОУ УДСОШ № 2 была организована работа школьного  музея. 

          Организована работа ученического актива Музея, который  поддерживает связь школы с общественностью поселка. Ученики школы выступают не в роли потребителя продукта музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы,  школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями, превращаясь в участников исторического процесса. В ходе работы объединяется деятельность детей и взрослых, а значит, сохраняется связь поколений.

    Музей  в школе обеспечивает максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся. На его базе организуются  и проводятся кружковые занятия, общешкольные мероприятия, беседы, классные часы и  уроки.   Таким образом, музей становится реальной основой патриотического воспитания подрастающего поколения. На базе Музея действует  краеведческий  кружок  «Юный музеевед».  

   

                   Расширить рамки школьной программы, дополнить и углубить  знания школьников по истории и обществознанию призваны факультативные занятия и элективные курсы. Занятия провожу  в алгоритме инновационных методик - семинары, дискуссии, практикумы, деловые игры. В процессе педагогического сотрудничества учащиеся  приобретают  опыт освоения основных социальных ролей - члена семьи, гражданина, избирателя, т.д.      

   

Год

Класс

Наименование

Цель   курса

2015-2016

11

Проектная деятельность

Овладение проектной технологией. Углубление знаний по краеведению

2016-2017

10

Проектная деятельность

Овладение проектной технологией. Углубление знаний по истории родного края

2016-2017

11

Основы правовых знаний

Углубление знаний учащихся об основах Конституционного строя РФ и правовом регулировании общественных отношений

            Процесс обучения и развития школьника неразрывно связан с воспитанием. Классное руководство является компонентом моей педагогической деятельности. С 2014 г. выполняю функции классного руководителя

В своей роботе руковожусь следующими принципами:

  • открытость (участие ребят в планировании жизни класса, внесение корректив в предложения классного руководителя с учетом своих интересов, потребностей и желаний);
  • обратная связь (изучение мнения, настроения, степени участия воспитанников в классных, общешкольных мероприятиях);
  • сотворчество (проявление инициативы и самостоятельности);
  • успешность (гарантированность успеха, чувства  собственной значимости каждому ребенку).

       Воспитательную работу осуществляю в тесном сотрудничестве с заместителем дире-ктора по ВР, учителями-предметниками, библиотекарем, родительским комитетом, преподавателями музыкальной школы, Детской школы искусств, работниками Дома куль-туры.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"

Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания ...

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания.

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания  ...