Мой род-моя семья (моя родословная)
статья по истории (5 класс) по теме

Попова Полина Алексеевна

Цель данной работы- изучить родословную моей семьи, выявить степень осведомленности моих одноклассников о своей родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_rod-_moya_semya.doc50 КБ
Office presentation icon tema_moya_rodoslovnaya.ppt302 КБ

Предварительный просмотр:

" Мой род- моя семья"

         В жизни каждого из нас семья играет важную роль. Самой природой заложены в человеке необходимость ощущать себя ее частью, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. Человек как дерево, силен своими корнями: чем больше он знает о своем прошлом , тем увереннее чувствует себя в настоящем и с оптимизмом смотрит в будущее.

           В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в далекое прошлое. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились личностные ценности или сам человек?

Тема моей исследовательской работы «Мой род - моя семья" Актуальность моей темы очевидна, проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых, так как  интерес к своему происхождению, своей родословной лежит в основе формирования у каждого ребенка представлений о семейных ценностях, нормах, традициях. Составляя генеалогическое древо, человек ощущает себя важным звеном в цепи поколений , чувствуя значимость и ответственность за будущее своего рода, своей страны. Для этого я решила узнать, кто были мои предки, а также выяснить осведомленность моих одноклассников в вопросах родословной  и тем самым подтвердить   гипотезу о том, что большинство ребят (их семей) недостаточно осведомлены о своей родословной.

Итак, цель данной работы - изучить родословную моей семьи, выявить степень осведомленности моих одноклассников о своей родословной  для подтверждения вышеизложенной гипотезы.

        Среди задач можно выделить следующие:

  1. Выяснить этимологию слова «родословная» и узнать, существует ли наука, изучающая происхождение родов.
  2. Познакомиться с историей развития своего рода, составить генеалогическое древо

3. Провести  собственное исследование для выяснения степени осведомленности одноклассников о своей родословной, выявить причины незнания истории своей семьи  

4. Наметить мероприятия, способствующие проявлению интереса к своей родословной

Итак, многие ли из нас задумывались над значением самого слова «родословная»? История его очень интересна.

 Родословная, - по определению В. Даля,- это книга родословной... Родословие- счет или роспись родового происхождения...". Иными словами, - это перечень поколений одного рода.

Род – объединяет всех членов семьи мужского и женского пола, происходящих от одного предка (родоначальника), независимо от того, носят ли все они его фамилию .

Существует целая историческая наука-  генеалогия (др.-греч.)— родословная, от (genea) — "семья" , (logos) — "наука")

Это историческая наука занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением  генеалогических древ.

    Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. На Руси, раньше наличие родословной было участью богатых и знатных людей, всем остальным она не полагалась. Назначение родословной тоже было несколько однобоким - доказать посредством своего древнего происхождения право на чины, богатство, положение в обществе. Это происходило в  России  вплоть до н. 20 века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Сейчас ситуация изменилась и любой человек в праве знать свою родословную, гордиться своими предками. Изменилось и назначение родословной - она становится мощным воспитательным и образовательным фактором, источником нравственных ценностей для подрастающего поколения.

Так, например, народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.

Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила изучать  родословную моей семьи и составить  генеалогическое древо.

Мое генеалогическое исследование состояло из  нескольких этапов:

 1. Сбор первичной информации о представителях нашего рода (беседы с родственниками, посещение  Краеведческого музея в с. Акша , Забайкальского края)

 2. Изучение круга документов, которые можно привлечь к генеалогическому исследованию (архивные материалы, фотографии,  и др.).

3. Составление родословной в виде генеалогического древа

Изучая историю своей семьи, мы собрали материал о моих предках по маминой и папиной линии. В родословной по папиной линии нам удалось достаточно углубиться в свое происхождение . По мужской линии, мы дошли до восьмого колена. Однако по линии бабушки - Поповой ГА , мы не смогли отыскать происхождение моей прапрабабушки и прапрадедушки. Этот вопрос остается для нас открытым, вызывая еще больший интерес.

По маминой линии мы составили древо до пятого колена . Благодаря беседам с прабабушкой (Щербаковой АА) и  имеющимся архивным сведениям ,  я узнала о нелегкой судьбе моих предков. Так , мой прапрадед - Курмазов Артем Гаврилович и его семья подверглись политическим репрессиям, изгнаниям из родных мест, тяжелым испытаниям.

Мои прадеды воевали в годы ВОВ, имеют награды за высокие  заслуги перед отечеством. Пётр Михайлович Попов родился в с. Тохтор, Акшинского района 6 сентября 1915 года. Детство его было трудным. В четырехлетнем возрасте остался без матери, а через 2 года лишился отца. После этого жил с бабушкой. С раннего детства познал тяжелый сельский труд. Обучался грамоте в школе рабочей молодежи.

Началась война. Служить моему прадеду довелось в Первом гвардейском кавалерийском корпусе. Участвовал в боях под Москвой В течение 6 месяцев вел тяжелые бои в тылу врага. За участие в боях гвардии сержант, командир пулеметной тачанки Попов Петр Михайлович был награжден орденом Славы 3-й степени. Затем в должности командира пулеметного расчета участвовал в боях на берлинском направлении.

В январе 1945 года при форсировании реки Одер был тяжело ранен. День победы встретил в госпитале. За личный боевой подвиг командиром дивизии прадед был представлен к званию Герой Советского Союза.  Уйдя на заслуженный отдых принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи, встречался со школьниками на классных часах, в музее, на призывных пунктах. Вместе с женой Анастасией Ильиничной воспитали шестерых детей. Все они живут в Забайкалье и преданы родному краю.

 Таким образом я узнала много интересного  о нелегкой , но достойной жизни моих предков, об испытаниях выпавших на долю нашей семьи.

В ходе практического  исследования  проведено анкетирование на тему " Знаешь ли ты свою семью"

Цель -  выяснить степень осведомленности одноклассников о своей родословной, выявить причины незнания истории своей семьи  Полученные данные показали , что 52% учащихся   знание родословной поверхностное. Самая распространенная причина это то, что ребятам не приходила мысль кого-то об этом спрашивать - 47% . Это говорит о том, что само понятие родословной на данный момент находится вне круга видимости.   Однако большинство ребят ответили, что им это было бы интересно - почти 80 %. Среди тех , кто знаком со своей родословной только 26 % показали значительную глубину родовой памяти. ( глубина родовой памяти - до какого колена знаешь своих предков). Они знают предков старше прадедушки, прабабушки, т.е знают родословную до 4 и 5 колена У 72 % -знание родословной до 3 колена ( знают только прабабушек и прадедушек), многие не могли вспомнить имена, фамилии предков.   Входе исследования мы увидели, что число интересующихся родословной почти в два раза превышает число действительно знакомых с историей семьи, т.е интерес остается нереализованным.  Считаю, что на сегодняшний день необходима система мероприятий, помогающих в изучении родословной:

- проведение тематических бесед в семье об истории семьи, традициях ( с использованием фотографий, писем, наград); Прежде всего - это беседы родителей с детьми в домашнем кругу о прошлом своей семьи, семейных традициях,  в доверительной, непринужденной обстановке;

- совместная подготовка родителей , школы и ребенка на темы: " Моя семья", " Тайна моей фамилии", " Семейные ценности" ;

На основе этого ребята могут готовить интересные выступления о своих предках, об их заслугах, о значимых фактах из жизни бабушек, дедушек . И представлять свои сообщения на уроках краеведения, классных часах, конференциях.

У нас есть все основания полагать, что изучение родословной позволит каждому из нас осознать себя, свою значимость в обществе и внести достойный вклад в историю своего государства. Я уверена, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Нам достался великий жизненный опыт, великие традиции, наша задача не растерять их, а дополнить своими, дать возможность нашим потомкам гордиться нами. 

 Работая над этим докладом, я открыла для себя очень много неизвестных мне фактов из истории моего рода. С каждой частицей полученной информации возрастал интерес к моим корням. Я стала задумываться над тем, как же тесно переплетены судьбы человеческие с судьбой Родины и  поняла, что  историю страны делают такие же простые люди, как и мои предки.  В дальнейшем  с удовольствием буду посещать уроки истории и краеведения.

.

                                                Литература:

1 В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка: Т 4 М., 1995,

2 Дюкарев А "Ваша родословная. Генеалогический тезаурус", г Славянск на Кубани, 1998г

    3 Земля родная помнит вас: Очерки об участниках Великой отечественной.- Чита: Поиск, 2010.

    Интернет -ресурсы:

   4    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%ED%E5%E0%EB%EE%E3%E8%FF

   5    http://nsportal.ru/ap/drugoe/moya-rodoslovnaya


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: "Мой род - моя семья" Выполнила: ученица 4 А класса СОШ №44 Попова Полина Руководитель: Парягина МН

Слайд 2

Цели исследования: 1 Изучить родословную моей семьи 2 Выявить степень осведомленности моих одноклассников о своей родословной для подтверждения гипотезы

Слайд 3

«РОДОСЛОВНАЯ» - ЭТО ПЕРЕЧЕНЬ ПОКОЛЕНИЙ ОДНОГО РОДА

Слайд 4

«ГЕНЕОЛОГИЯ» (от греческого)- родословная Genea - «семья» Logos - «наука»

Слайд 5

Гербовое родословное дерево

Слайд 6

Родословная по линии отца Попов Алексей Павлович- мой папа Попов Павел Петрович 14.07.1952 Попов Петр Михайлович 06.09.15-17.07.88 Попова (Путинцева) Анастасия Ильинична 02.04.17-15.02.99 Попов Михаил Иванович Связь была потеряна Попова (Бронникова) Анна Васильевна(1895-1919) Бронников Василий Борисович 02.02.1873-25.09.1938 Бронникова (Батурина) Васса Павловна 15.03.1874-12.02.1944 Бронников Борис Анемподистович Бронников Анемподист Глебович Попова (Ружникова) Галина Александровна 19.10.1953 Путинцев Илья Иванович 1890-1970 Путинцева (Кабанова) Макрына Феофановна Кабанов Феофан Иванович Кабанова Домна Исидоровна Ружников Александр Дмитриевич Ружникова (Пеженская) Валентина Антоновна Ружников Дмитрий Семенович Ружникова (Некрасова) Лукерья Ивановна Пеженский Антон Андреевич Пеженская Ольга

Слайд 7

Попов Петр Михайлович Командир станкового пулемета. В годы ВОВ сражался в составе Первого кавалерийского корпуса под командованием Г. И Котовского. Награжден орденом Славы 3-й степени, орденом Красного Знамени. За личный боевой подвиг был представлен к присвоению звания «Герой Советского Союза»

Слайд 8

Родословная по линии матери Попова Евгения Петровна- моя мама Синицин Петр Васильевич 11.07.1954 Синицина (Щербакова )Любовь Николаевна 13.01.1955 Синицина (Ежова) Зинаида Дмитриевна 20.06.1927-19.03.2000 Синицин Василий Андрианович 30.12.1916-20.03.2009 Ежова (Жилкина) Наталья Леонтьевна Ежов Дмитрий Антонович Синицина (Маркова) Александра Захаровна Синицин Андриан Васильевич Щербакова (Курмазова) Александра Артемовна 06.06.1932 Щербаков Николай Николаевич 28.09.1928 Курмазов Артем Гаврилович 02.09.1900-26.11.1938 Курмазова(Михайловская) Елизавета Яковлевна 1902 Первушин Николай Гаврилович 1904- Щербакова (Черненко) Вера Дмитриевна 1905-

Слайд 9

Результаты анкетирования на тему «Знаешь ли ты свою семью» 52% учащихся- показали поверхностные знания родословной (глубина родовой памяти на превышает третьего колена) 26% учащихся- показали значительную глубину родовой памяти ( до пятого колена) Более 80%- заинтересованы в изучении родословной

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

классный час по теме "Родословная моей семьи"

данный материал может быть использован для проведения классного часа среди учащихся 7-8 классов. в нем рассказывается о создании родословного древа....

Родословная семьи

Знать свои корни, родословную. Я хотел показать, как составит свою родословную и ее элементы....

Проект "История моей семьи. Составление родословного древа"

Актуальность создания  проекта продиктована временем, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность  каждого к истории своей семьи,...

Проект "Родословная семьи Путриных"

Проект выполнен учащейся 7 класса.Цель: составить родословную семьиЗадачи:- выяснить, что такое родословная, и как она составляется;- собрать информацию о ближайших родственниках.Этапы:I. Изучение тео...

Проект "Родословная семьи Матирко"

  Проект выполнен учащимся 10 класса.   Цель: на основе изучения документов из семейного архива и воспоминаний родственников составить родословную семьи....