Главные вкладки

    План-конспект урока-лекции по всеобщей истории «Япония в средние века и в новое время»
    методическая разработка по истории на тему

    Бирюкова Татьяна Карповна

    Цели урока:

    ·        познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развития

    японской   истории;    показать причины и истоки  быстрых  и серьезных изменений, происходивших в Японии в новое время, подготовить   учащихся к восприятию новейшей истории страны ; показать значение японской культуры для мировой истории;

    ·        углубить представление о типологии цивилизации ;

    ·        развивать   навыки   сравнительного   исторического   анализа,  работы   с документами.

    Основные формы и методы работы :

    ·        школьная лекция;

    ·        работа с текстом учебника и документов ;

    ·        беседа;

    ·        составление таблиц и схем ;

    ·        проверка усвоения изученного на уроке материала путем тестирования.

    Оборудование (оснащение ) урока :

    ·        карта Японии ;

    ·        диск с презентацией фильма - урока по теме : « Япония в средние века и в новое время» ; проектор

    ·        схемы «Система управления Японским государством в ХУ1-ХУП веках» и «Управление Японской империей по Конституции 1889 года» ; учебник В.М..Хачатурян «История Мировых  цивилизаций»;

    ·        комплект раздаточного материала с тестами, фрагментами документов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon yaponiya.doc134.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

                               План-конспект

           урока-лекции по всеобщей истории

    «Япония в средние века и в новое время»

    Открытый урок для учителей РМО

    25 апреля 2005 года с применением ИКТ

                                       Разработала и провела:

                      учитель истории и обществознания

                             МОУ «Лямбирская СОШ №1»

                                                       Бирюкова Т.К.

                        2005 год

     Цели урока:

    • познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развития

    японской   истории;    показать причины и истоки  быстрых  и серьезных изменений, происходивших в Японии в новое время, подготовить   учащихся к восприятию новейшей истории страны ; показать значение японской культуры для мировой истории;

    • углубить представление о типологии цивилизации ;
    • развивать   навыки   сравнительного   исторического   анализа,  работы   с документами.

    Основные формы и методы работы :

    • школьная лекция;
    • работа с текстом учебника и документов ;
    • беседа;
    • составление таблиц и схем ;
    • проверка усвоения изученного на уроке материала путем тестирования.

    Оборудование (оснащение ) урока :

    • карта Японии ;
    • диск с презентацией фильма - урока по теме : « Япония в средние века и в новое время» ; проектор
    • схемы «Система управления Японским государством в ХУ1-ХУП веках» и «Управление Японской империей по Конституции 1889 года» ; учебник В.М..Хачатурян «История Мировых  цивилизаций»;
    • комплект раздаточного материала с тестами, фрагментами документов.

    Слайд 1        

    План урока-лекции

    Вводная часть

    1. Япония в средние века
    2. Япония в ХУШ - первой половине XIX в.
    3. Россия и Япония : из истории взаимоотношений. Заключительная часть урока.

    Введение в тему.

    Вопросы и задания для вступительной беседы :

    1. Что такое цивилизация ?
    2. Перечислите известные вам типы цивилизаций . (Учащиеся вспоминают, что цивилизации можно разделить на специализированные или односоставные ; составные или двухсоставные ; по конфессиональному признаку цивилизации делятся на индо-буддистскую, конфуцианскую, христианскую и арабо-мусульманскую).

    Предварительная информация .

    Слайд 2 « Визитка в Японию».

    Далее учитель:

    Япония- страна, после Второй   мировой войны стремительно вырвавшаяся в число лидеров современного экономического развития . Риторический вопрос - задания учащимся :

    Действительно ли это было чудо или истоки стремительно взлета страны претендующей на роль лидера в конце XX века, следует искать в особенностях ее исторического развития ? Это вопрос - задания № 1.

    Японская цивилизация возникла сравнительно поздно и можно утверждать, что она не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Между тем значение ее для мировой истории поистине велико. В чем же заключается это значение , и чему, возможно, нам с вами стоило бы поучиться у японцев ? Это вопрос - задания № 2 . На эти вопросы вы должны ответить к концу лекции.

    Рассказ учителя : «Япония в средние века».

    В первой половине Ш века в Японии образовался довольно обширный межплеменныи союз, из которого ко второй половине 1У века и выросло государство. Племенные вожди признали главенство царей Ямато как представителей центральной власти. Постепенно изменились отношения между вождями и общинниками : вместо традиционных приношений ( добытого на охоте, произведений домашнего ремесла ) общинники стали платить оброк зерном и иной продукцией ; стали организовываться принудительные строительные, ирригационные и осушительные работы. Из общины выделились владения родовой знати ; в зависимость к ее представителям попали обедневшие общинники.

    Зависимое население делилось на несколько категорий :

    крестьяне - общинники, сохранившие личную свободу ;

    подневольные крестьяне и ремесленники ;

    рабы - ремесленники, которых нельзя было убивать и продавать (это были , как правило , китайцы и корейцы ) ;

    рабы, считавшиеся полной собственностью хозяина.

     Слайд 3 - «Категории зависимого населения»

    Учащиеся записывают в тетради план —конспект данного фрагмента.

    Статус рабов зависел и от того, каким именно образом человек утрачивал свободу. Варианты :

    рабы - военнопленные;

    рабы - преступники (государственные рабы) ;

    рабы - несостоявшиеся должники.

    Была распространена и продажа кредитору в рабство родственников (обычно детей ). Рабы , находившиеся в безусловной собственности своего господина, были относительно немногочисленны. Квалифицированных ремесленников из числа китайцев и корейцев японцы обращали в рабство в результате часто совершавшихся военных походов и набегов. К УШ в. Япония почти исчерпала возможности пополнения рабской рабочей силы ; вероятно, поэтому она не стала рабовладельческим государством, и развитие страны пошло по иному пути, который обычно именуют - по аналогии с западноевропейским - феодальным вариантом развития.

    К IX в. рабство было полностью отменено ; уже в УШ в. немногочисленные рабы использовались по преимуществу в домашнем хозяйстве ( в качестве слуг ) и государственных учреждениях ( как обслуживающий персонал ). После упразднения рабства бывшие невольники получили земельные наделы.

    В 605 г. принц- регент Умаяно (Сётоку-тайси) из рода Сога укрепил свою власть, используя китайский опыт функционирования централизованного государства, континентальные правовые нормы, буддизм. При этом правителем были изданы Табель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанный на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти монарха. В это время на островах появился заимствованный из Китая титул тэнно- император.

    Власть тэнно не была еще достаточно прочной на территории всей страны, однако тенденция к централизации победила. Борьба различных кланов за власть, продолжалась. В ходе этой борьбы был полностью истреблен род Сога. В результате совершившегося в 645 году переворота победил клан Фудзивара. Период его царствования известен под именем Тайка.

    Задания учащимся :

    Самостоятельно прочитайте в учебнике на стр.225, три первых абзаца и перечислите мероприятия, проводившиеся в У11 веке под влиянием Китая. Учащиеся перечисляют мероприятия :

    • появление свода законов;
    • распространение конфуцианства и буддизма ;
    • распределение наделов между крестьянами и чиновниками ;
    • введение ренты — налога ;
    • введение китайского иероглифического письма, использование китайского
    • языка, как официального ;
    • обучение молодых японцев в Китае и в Корее ;
    • приглашение китайских и корейских ремесленников, монахов, ученых.

    Учитель.

    Социально-экономическое развитие Японии определялось, конечно, не только стремлением использовать китайский опыт, но и иными факторами. Степень эксплуатации крестьян была настолько велика, что уже в конце УН века, по данным японским хроник, крестьяне после уплаты налога зачастую оставались без семян и брали для посевов зерно из государственных фондов под высокий процент. Чтобы выплачивать долги они закладывали свои наделы деревенской верхушке, отдавали жен и детей в домашнее рабство, бедственное положение крестьянства было причиной частых волнений и восстаний, в ходе которых мятежники порой нападали на центры провинций и даже на столицу, громили правительственные учреждения, захватывали имущество богачей. В ряде случаев власти вынуждены были идти на уступки, снижались зафиксированные в долговых расписках долги землевладельцев.

    Земельные наделы чиновников по размерам были больше, чем те что получили бывшие рабы. Впрочем, в число чиновников вошли некоторые освобожденные от рабской зависимости китайцы и корейцы.

    На основе крупных наделов постепенно сложились владения феодального

    типа.

            

    Слайд 4 «Типы владений феодального типа».

    • ранговые наделы ( они находились во временном владении);
    • должностные наделы ( они также считались условным пожалованием и
    • передавались владельцу на определенный срок ) ;
    • кормовые пожалования ( обычно от 100 до 500 крестьянских дворов, в отдельных случаях до 3000 );
    • жалованные императором земли ( в пожизненном владении) ;
    • наделы, полученные за    заслуги перед государством ( они выдавались,
    • например, за участие в перевороте 645 года ; передавались по наследству на протяжении 2-3 или более поколений).

    Крупные земельные владения значительно превосходили по своим размерам крестьянские (ранговые- в 40 раз, жалованные - в 1000 и даже в 1250 раз).

    В конце 1 тысячелетия н.э. наметилась активизация экономической жизни Японии. Развитие сельского хозяйства и ремесла способствовало расцвету торговли. Из Китая и Кореи поставляли медь, из Китая -шёлк, книги, лаковые шкатулки, зеркала. С торговлей был связан и рост городского строительства. В У11-УШ в. возникла первая столица страны- Нара (в более поздние времена, до 1868 г., столицей был город Киото).

    В Х-Х11 вв. значение надельной системы уменьшилось. Дальнейший рост крупных владений и сокращение фонда государственных земель привели к усилению могущества феодальной знати и ослаблению центральной власти.

    Задание учащимся :

    Об этом периоде японской истории описано в учебнике В. М. Хачатурян. Прочитайте самостоятельно текст на странице 227-228, после чего будет проведено проверочное тестирование.

    Проверочное тестирование (Пакет с раздаточным материалом Тесты).

                             Учитель:

    Япония, как и страны Западной Европы или Русь, пережила в средние века период политической раздробленности .Это период характеризовался различными тенденциями и явлениями.

    Задание учащимся:

    По ходу моего рассказа заполните правую колонку таблицы.( Япония в период   политической раздробленности ), а именно , негативные последствия политической раздробленности. Рассказ учителя :

    Борьба между влиятельными кланами Массасигэ и Йосидада расколола страну на две части, Север и Юг. Затянувшиеся междоусобные войны истощили силы народа.

    К концу XIУ в. стало ощутимо стремление враждующих сторон к примирению.

    В 1392 г. утвердилась власть сегунов ( правителей) из рода Асикага. Это, однако, не означало, что наступила эпоха политической стабильности. Из 14 сегунов Асикага двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Влияние сегуна распространялось лишь на провинции, окружавшее Киото, который с этого времени стал резиденцией правителей. В остальной части страны реальная власть находилась в руках местных феодалов. Представители сегуна на местах (сюгу) нередко соперничали с ними в борьбе за власть.

    Во второй половине ХУ в. началась война , вошедшая в историю Японии под названием Смута годов Онин ( года 1567-1477 ). В это время централизованное управление фактически исчезло.

    Во время междоусобных войн крестьяне вступали в качестве пехотинцев ( асигару) в отряды феодалов. В условиях резкого ухудшения положения землевладельцев ( рост поборов и гнета ростовщиков) это обстоятельство повлияло на развитие страны ; крестьяне, приобретшие военный опыт, нередко поднимали восстания.

    Повстанцы требовали возврата заложенных вещей, сжигали долговые расписки, отказывались выплачивать налоги.

    В провинции Ямасиро мятежники созвали общий сход, осуществлявший самоуправление в течении 8 лет.

    В те времена отнюдь несладко приходилось и многим знатным людям. Говорят тэнно Гонаро некоторое время зарабатывал как писец и продавал свои автографы. В 1500 году тело императора Цутимикадо лежало непогребенным 40 дней, так как не было денег на его похороны.

    Рост социальных противоречий в период раздробленности привел в движение и городское население. Ремесленники и купцы стремились к самоуправлению ; добиваясь осуществления этого требования, города Сакай, Ямано и Онисато организовали стражу из наемников самураев.

    Проверка задания учащихся   по заполнению учащимися правой колонки «Негативные последствия политической раздробленности» таблицы «Япония в период политической раздробленности». Учащиеся должны выделить:

    • Оживление торговли привело к стремлению феодалов иметь больше денег и , следовательно, к усилению эксплуатации, росту оброка .
    • Обнищание крестьянских масс
    • Недовольство городских низов
    • Крестьянские восстания
    • Обострение борьбы между феодальными кланами
    •   Усиление   влияния   самураев   военного   сословия,   заинтересованного   в вооруженном разрешении спорных вопросов.

    Вопрос классу  :  Назовите категории населения, заинтересованного в объединении страны. Кто оказывал сопротивление процессу централизации ?

    Предварительное домашнее задание учащимся:   левую колонку таблицы : «Положительные  черты   в  развитии  страны»,  таблицы  «Япония  в  период политической раздробленности» заполните самостоятельно дома.

               Рассказ учителя:

    Борьбу за объединение страны начал князь Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сегуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Однако установление в стране военной диктатуры породило массовое недовольство, князь был вынужден кончить жизнь самоубийством. Следующий этап борьбы за

    объединение Японии связан с именем Тойтоми Хидэёси, который смог стать единоличным правителем Японии и главнокомандующим армии. Он стремился следовать следующим правилам:

    « Важные дела решать на большом совещании, небольшие - с участием двух-трех человек. Ничего чрезмерно не откладывать. Не брать взяток, Не заводить ни друзей, ни врагов. Не благоволить богатым, не презирать бедных «

    В годы правления Хидэёси была проведена земельная реформа, которая привела к расширению посевных площадей в крестьянских хозяйствах. На основании Указа об охоте за мечами у земледельцев изымались накопленное за время восстаний оружие. Были выпущены новые золотые и серебряные деньги, под строгий контроль поставлена торговля с заграницей, введены специальные лицензии для торговых судов, отправлявшихся за рубеж ( корабли с красными печатями).

    В 1587 г. Хидэёси издал указ, который должен был остановить распространение христианства ; иезуиты под угрозой смертной казни в течение 20 дней должны были покинуть пределы Японии. Демонстрацией нетерпения к западной вере стало распятие двадцати шести ( казнь 26 христиан среди которых были 3 японских мальчика прислуживающих в храме).

    Хидэёси начал внешнюю экспансию. Он потребовал дани от Кореи и предложил корейскому вану участвовать в военном походе против Китая. Отказ Кореи был воспринят как сигнал к началу войны, которая велась чрезвычайно жестоко. Одержав победу, японцы обезглавили 39 тысяч корейских и китайских воинов. Отрезанные уши и носы побежденных засолили в бочках и в знак победы отправили на острова. Возле Киота был насыпан Холм ушей.

    Хидэёси укрепил свою почти диктаторскую власть и постарался передать ее по наследству. По завещанию правителя наследником становился малолетний сын Хидэёси, Хидери. Пятеро влиятельных князей Японии во главе с Токугава дали письменную клятву верности наследнику еще при жизни Хидэёси, однако после его смерти упомянутый аристократ совершил военный переворот и в 1603 г. принял титул сэй-и-тай-сёген. Дом Токугавы господствовал до середины XIX в.( 19 века).

    Работа учащихся с текстом учебника стр.230 :    Реформы, проведенные Токугавой, после чего выполняют задание :

    Сравните мероприятия, проводимые Хидэёси, и реформы Токугава. Учащиеся должны сделать вывод о том, что Хидэёси укрепил свою власть за счет крестьянства и использовал достижение Кореи для развития экономики страны, в то время как Токугава закрепостил крестьян, ослабил власть феодалов, способствовал окончательной изоляции страны от внешнего мира.

    Рассказ учителя и работа со схемой:

     Создание сёгуната Токугавы было началом нового периода в жизни Японии. В это  время  происходило  разложение   средневековых   порядков  и  зарождение капиталистических отношений.

    К 1615 г. был завершен процесс политического объединения страны. Рост городов, развитие ремесел и внутренней торговли стимулировали создание единого общеяпонского рынка.

    Крупные землевладельцы, сохранившие значительные привилегии, были заинтересованы в прекращении междоусобиц и усилении контроля за производством товаров. Стремившиеся к сильной государственной власти японские феодалы смогли устранить императора от решения реальных дел и

    установить удобный для привилигерованных сословий порядок управления

          Слайд 5 «Система управления Японским государством в ХУ1-ХУ11 веках»

    Население Японии в ХУ1-ХУ11 вв. делилось на четыре основных сословия :

    • самураи;
    •  крестьяне;
    • Ремесленник
    •  купцы.

    Вне сословий находились парии (эта), нищие, бродячие артисты.

    Краткое сообщение ученика:

    «Самурайство- японское дворянство- были привилегированной группой населения. При весьма существенных различиях в имущественном положении все самураи были привержены общесословным идеалам и нормам поведения, составлявшим жесткую систему этических требований, своего рода нравственный кодекс ( бусидо). Военная служба считалась главным и почетным занятием самураев.

    Нарушение бусидо строго каралось. Самурай, опозоривший себя каким -либо недостойным поступком, должен был совершить ритуальное самоубийство ( харакири- буквально вспарывание живота)

    Все государственные, гражданские и военные должности в Японии предоставлялись исключительно самураям. Интеллигенция формировалась тоже из самураев.»

    Рассказ учителя:

    В ХУ 11 в. Япония все более отгораживается от внешнего мира. Сократилась внешняя торговля. Для иностранных судов были закрыты все японские порты, кроме Нагасаки и Хиродо (1616). С 1624 г. в страну не допускались испанские корабли, а несколько позже ( в 1630 г.) был введен запрет на европейскую литературу. Японцам запрещалось выезжать за пределы страны. Известен случай, когда моряки японского судна, отброшенного штормом далеко от берегов Японии, покончили жизнь самоубийством, но не нарушили этот указ. Одной из причин изоляции стало стремление дома Токугава воспрепятствовать усилению влияния своих противников князей, принявших христианство. Закрытие страны

    приостановило процесс капиталистической эволюции Японии и законсервировало средневековые отношения. Выводы.

    Закономерный процесс дробления страны достигший пика на рубеже ХУ-ХУ1 вв., столь же закономерно сменился иным - становлением централизованного государства ( ХУ1-ХУ11 вв ), которое протекало в условиях острой политической борьбы. В своем развитии Япония прошла те же периоды, что и западные страны. Японская модель развития в средние века была необычной для Востока и во многом напоминала модель западноевропейскую.

    Учащиеся записывают выводы в тетради. Учащиеся работают с пакетом раздаточного материала. Таблица № 2. «Западная и восточная модели цивилизационного развития в средневековой Японии» ( черты, характерные для западной модели), зачитывающие учащимися вслух.

    Учитель.

    Переходим ко второму вопросу лекции: «Япония в ХУШ - первой половине XIX века». Этот период истории Японии в учебнике В.М. Хачатурян не освещен; Реформы Мэйдзи там лишь упоминают ел. Поэтому ваша задача, ребята, составить план-конспект лекции.

    1. Экономическое развитие Японии.

    « Основой экономики страны в ХУШ в. по- прежнему оставалось сельское хозяйство, в котором постепенно стали появляться новые черты : увеличились посевные площади под техническими и иными товарными культурами : чай, табак, сахарный тросник), применялся наемный труд, причем складывалась система найма работников ( на год, на месяц). В городах при сохранении цехов появлялись мануфактуры, как государственные, так и частные. К ХУШ в.( 18 век) в стране насчитывалось чуть более 100 частных мануфактур, а в середине столетия их число составляло уже около 500. На Японию тогда приходилось : 6 % мирового производства меди, около 10 % шелка- сырца».

    2 Социальные отношения.

    « В Японии не сложилось жесткой системы замкнутых сословий. Высокие налоги ( 50-60 % производственного продукта) поставили население в зависимость от ростовщиков. Купцы- ростовщики стремились к приобретению дворянских привилегий любым доступным методом ( брак, усыновление, покупка титула ). Служилое дворянство- самураи- находились в полной зависимости от ростовщиков и торговцев. Часто представители дворянства зарабатывали на жизнь как врачи, торговцы, ремесленники и даже прислуга».

    Реформы   Мейдзи( 1867-1868)

            « В общественном сознании зрела мысль о необходимости реформ. Возможность их проведения возникла в ходе свержения власти сегунов из дома Токугава и восстановления полномочий императора. С приходом к власти правительства во

    главе с императором Мукцухито ( 1852-1912) Япония встала на путь социально-экономических преобразований.

    Появление американцев в специально открытых для международной торговли   портах ускорило процесс подготовки реформ, вошедших в историю

    Японии как Мэйдзи Исин»

    Слайд 6. «Реформы Мейдзи». Учащиеся записывают в тетради мероприятия реформы.

    Учитель :

    Следствием реформ Мейдзи стало появление в 1880-1890 -х гг. промышленных и финансовых монополий. Реформы способствовали некоторой демократизации страны. Опираясь на реформированную армию, правительство подавило вооруженное выступление самураев, недовольных потерей своих привилегий. В 1889 году император даровал стране Конституцию, похожую на Основной закон Германии и закрепившую произошедшие в стране перемены.

    Работа учащихся с пакетом раздаточных материалов. «Из Конституции Японской империи (1889 г.)». Читают фрагменты Конституции и отвечают на вопросы к документу.

    1. Определение типа Японского государства по Конституции 1889
    2. Какова была роль императора в управлении страной ?
    3. Сделайте вывод о полномочиях японского парламента.
    4. Начертите схему управления Японской империи по Конституции 1889 г.

    Учащиеся чертят схему управления. Заслушиваются несколько вариантов схем. Затем вывешивается таблица - схема «Управление Японской империей    по Конституции 1889 г.», по которой учащиеся корректируют свои схемы.

    5.        Интересы каких слоев населения защищала Конституция Японии ?

    Варианты ответов учащихся:

    Интересы меньшинства, т.е. господствующих классов. Избирателями стали 1 % населения.

    Выводы. Япония- первая страна Азии, самостоятельно ставшая на путь капиталистического развития. Реформы Мейдзи, сохранив многочисленные средневековые пережитки, все же вывели страну на путь буржуазных социально-экономических преобразований и определили основную тенденцию развития страны в новейшее время.

     Выводы ко второму вопросу плана : «Япония в ХУШ- первой половине XIX вв.».

    Предварительное домашнее задание : Подготовиться к контрольному тестированию по 1,2 вопросам плана.

    Вступительное слово учителя по третьему вопросу плана урока.

    История российско-японских отношений не освещена в учебнике. Поэтому третий вопрос плана урока будет представлен в форме сообщений, которые вы «ребята» самостоятельно подбирали и готовили.

    Сообщение 1 ученика. «Оидэнасарэ» - значит пожалуйста. Долгое время русские знали о существовании Японии лишь благодаря' иностранным, главным образом голландским, источникам. Потом, с выходом к берегам Тихого океана, они стали лично встречаться с японцами- моряками, рыбаками, купцами с кораблей, унесенных бурей от берегов Японии и выброшенных на принадлежащие теперь России Алеутские острова или побережье Камчатки.

    Вскоре после присоединения Камчатки к Русскому государству в 1697 году казачьим пятидесятником Владимиром Атласовым был спасен захваченный ительменами японец Дэмбэй - единственный оставшийся в живых из экипажа, потерпевшего крушение японского корабля.

    По приказу Петра 1 Дэмбэй был доставлен в Москву. Петр 1 встретился с ним и повелел всячески содействовать японцу в изучении русского языка, с тем чтобы он потом обучил «нескольких русских робят» японской грамоте.

    В 1736 году при сенатской конторе в Петербурге была открыта школа для изучения японского языка. Примерно к этому же времени относится и первая попытка составления у нас русско-японского словаря.

    Словарь, а в последствии и другие пособия составил под руководством помощника библиотекаря Академии наук Андрея Богданова японец Гондза, занесенный в результате кораблекрушения к берегам Камчатки в 1728 году, оставшийся в России и принявший имя Доминиана (Демьяна) Поморцева. Словарь этот был первым в истории русско-японским словарем.

    Лет через 45 после этого, в 1781 г. или 1782 г. появился второй русско-японский словарь «лексикон» Андрея Татаринова. Автор этого словаря - японец Самнаги, сын Сапасукэ, попавший в Россию таким же образом , как и Гондза.

    Если начало изучения японского языка в России относится к 30 годам ХУШ века, то знакомство с русским языком в Японии началось лишь в самом конце этого столетия.

    Первым завез в Японию русские слова, русскую песню и представление о русской жизни бывший крестьянин, а потом капитан небольшого судна Дойкакуя  Ко даю        

    Сообщение 2 ученика «Песня Софьи»- послание в Японию.

    В 1792 г. японцы впервые за свою историю услышали русскую песню- «Ах, скучно мне на чужой стороне». Ее спел первый японец, вернувшийся на родину из России, где он прожил почти девять лет.

    Вначале 1783 года японский корабль «Синсё- мару» с экипажем из 17 человек во главе с капитаном Дайкокуя Кодаю был застигнут штормом и после долгих скитаний оказался у острова, который принадлежал России. Русские спасли японцев и приютили их. Спустя несколько лет судьба свела капитана Кодаю с академиком Петербургской Академии наук, путешественником и исследователем Сибири   шведом Кириллом Лаксманом. При его содействии в

    1791 г. японец оказался в Петербурге и получил аудиенцию у Екатерины 11. Императрица воспользовалась случаем... В Японию была отправлена первая официальная миссия. Возглавлял ее сын Кирилла Лаксмана - Адам. Поводом для посещения далекой таинственной страны велено было считать доставку на родину капитана Кодаю и еще двух моряков из числа спасшихся его спутников, а действительной задачей было установление торговых отношений с Японией.

    До той поры ни один из японцев, которых заносило штормами к русским берегам в Японию не возвращался. Все они оседали в России, принимали православную веру, русские имена и фамилии. Дело тут в том, что японские власти с 30-х г.ХУ 11 в. жестко проводили политику «закрытия страны» - сакоку сэйкаку. В частности, под страхом смертной казни было запрещено возвращаться на родину японцам, каким бы то ни было образом попавшим в зарубежные страны и жившим там : так страна восходящего солнца охраняла себя от «иностранной заразы».

    Капитан Кодаю и два члена его экипажа, оказались первыми японцами вернувшимися на родину, после длительного странствия в России.

    Кодаю и его спутники обстоятельно рассказали о своих приключениях, о русских и просто России правителям Японии и ученому Хосю, который составил на основе этих рассказов интереснейшую рукописную книгу «Хокуса монряку»-«Краткие вести о скитании в северных вод ах».Капитан Кодаю спел ученому русскую песню «Ах, скучно мне на чужой стороне». Так впервые в Японии прозвучала русская мелодия.

    По словам капитана Кодаю, песню «Ах скучно мне на чужой стороне» сочинила Софья Ивановна Буш, жена смотрителя дворцовых садов в царском селе Осипа Ивановича Буша, у которого он жил несколько месяцев ожидая приема у Екатерины 11.Кодаю утверждал, что Софья Буш искренне жалела его и хотела передать в своей песне душевное состояние странника, тоскующего по родной стороне и своим близким.

    Ученый Хосю записал японской слоговой азбукой «Катакавха» русские слова « песни Софьи», а также перевод их на японский язык, сделанный самим капитаном Кодаю и поместил текст в рукописи « Хокуса монряку»- первым в Японии научном труде о России. Однако рукопись эта содержалась в строгом секрете и была впервые опубликована профессором Токийского университета Калеэти Такаёш лишь в 1937 г, да и почему-то весьма ограниченным тиражом.

    Заинтересовавшись историей песни «Ах, скучно мне на чужой стороне» востоковед, доктор филологических наук Константинов выяснил, что она была опубликована в Москве в 1796 г. как народная песня. Однако через некоторое время японскому ученому Накамуре Ёсикадзу посчастливилось разыскать в одной из ленинградских библиотек более ранее издание песни- правда, несколько отличающийся от «Московской версии»- в сборнике, вышедшем в 1791 г.,то есть именно тогда, когда капитан Кодаю находился в Петербурге. Не исключена возможность, что это и есть один из вариантов «Песни Софьи», так как Кодаю утверждал, что она быстро стала модной в северной столице России и ее распевали многие русские. Возможно также, что Софья Буш воспользовалась уже существующей версией песни и несколько изменила её....

    В России хранятся семь японских книг, которые более двух веков назад спас во время кораблекрушения, привез с собой в Петербург и перед отъездом подарил России японский мореход Дайкокуя Кодаю.

    В Японии до сей поры продолжают петь «песню Софьи».

    Сообщение 3 ученика.

    «Песня Софьи « А-а Тайкуцу я.

    Варэ хито-но куни

    Мина- мина сутэмай дзо

     Накасэнай дзо я

    Омаэката

    Накасэнай дзо   я

                  Омаэката!

    Мимуки - мо сэйдэ

    А ира  муку

    Урамэси - я

    Цурамэси   - я

    Има - ва наку бакари

    Учитель. Перевод «песни  Софьи»  

                   Ах, скучно   мне

                        На чужой стороне !

                        Все немило

                        Все постыло.

                        Друга милого нет,

                        Друга милого нет,

                        Не глядел бы я на свет

                        Что, бывало, утешало,

                        О том плачу я.

    Сообщение 4 ученика.

    «Какие русские слова запомнил в России и завез в Японию капитан Кодаю ?

    Автор самого раннего в Японии научного труда о России Хосю- крупный японский ученый и придворный медик. Это секретное сочинение, составленное в 1794 году по приказу сегуна Японии, представляют собой обработанную и прокомлеентированную с привлечением голландских и китайских источников запись рассказов капитана Кодаю о пребывании в России в 1783-1792 гг.. Одна из глав книги- первая попытка составления русско-японского словаря. Он включает в себя около 1500 слов и выражений, которые запомнил Кодаю.

    Капитан Кодаю был довольно образованным человеком, отличался незаурядной наблюдательностью и редкой памятью. «Он хорошо понимал русский язык и мог, хотя и не вполне правильно грамматически, объяснять по -русски, писал Константинов- словарь содержит 1261 словарную статью,каждая

    их которых, как правило, состоит из транскрипированного катакавхой русского слова и его перевода на японский»

    Несмотря на засекреченность рассказов Кодаю и его спутника матроса Исокити о России и самой вести о неожиданном их возвращении на родину, они получили широкую известность в стране и породили дружеские чувства к России. В связи с утверждениями некоторых чиновников о том, что возвращение русским правительством Кодаю и Исокити на родину объясняется исключительно его желанием использовать это как предлог для завязывания торговли с Японией, профессор Ёсино Сакудзо писал: « Если к японцам, людям незнакомой, странной расы относились без малейшего отвращения и жесткости, то это, я думаю, объясняется не только тем, что их хотели использовать. Ведь потерпевшие кораблекрушение не чувствовали там ни малейшей опасности с самого начала, даже когда они были на отдаленном изолированном острове, где такие отношения нельзя было объяснить точным выполнением приказов центрального правительства., и в результате в то время о России.... в нашей стране сложилось очень хорошее мнение...»

    Ученица : Зачитаю некоторые фрагменты из словаря.

    Сонсо (солнце); доси (дождь), ноти (ночь) ; исё хота (ещё охота); я дэбе рубире (я тебя люблю);

    Учитель : Думаю, что данная информация, которую Вы , ребята, получили из сообщений была для вас полезной, интересной и главное сообщения расширили рамки ваших знаний истории российско-японских отношений.

    В заключении нашего урока вернемся к вопросам — заданиям , которые Вы получили.

    1. Действительно ли это чудо или истоки стремительного взлета страны, претендующей на роль лидера в конце XX в. следует искать в особенностях её исторического развития ?

    В чем заключается значение японской культуры для мировой истории. Обобщая ответы учащихся, предлагается работа с раздаточным материалом «Особенности исторического развития Японии и значения японской культуры на мировую культуру».

    Учащиеся записывают основные выводы в тетради.

    Литература, использованная при подготовке к уроку- лекции.

    1. Васильев Л.С. История Востока .т.1 И. 1993 г.
    2. Древние цивилизации. М. 1989.
    3. Энциклопедия для детей . Т.6 часть . Религии мира. М. Аванта +, 1996
    4. Преподавание истории в школе, № 3, 1998.
    5. «История». Приложение к газете «1 сентября» № 10, 1998.
    6. Восточный свет. Газета, № 10, декабрь 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочная работа по Всеобщей истории в 7 класс - Мир в начале Нового времени

    Проверочный срез составлен по учебнику Юдовской А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800Работа может быть использована при проверке Д/З по темам "Мир в начале Нового времени"....

    Методическая разработка урока всеобщей истории в 7 классе по теме «Раннее Новое время».

    Данный урок завершает изучение эпохи Раннего Нового времени (XV – XVII вв.) и представляет собой контрольную работу.Цель  урока: проверить и систематизировать знания учащихся о странах и событиях...

    Рабочая программа по истории России и средних веков в 6 классе

    Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца16 века и истории средних веков в 6 классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, ...

    школьный тур олимпиады по ИСТОРИИ 6 класс (Средние века)

    школьный тур олимпиады по ИСТОРИИ 6 класс  (Средние века)...

    Тест по учебной дисциплине "История Донского края" на тему: "Дон в Новое время "

    Минобразование Ростовской областиГосударственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение Ростовской области«Ростовский колледж технологий машиностроение»(ГАПОУ РО «РКТМ»)...

    Рабочая программа по истории России и Средних веков 6 класс на 2017-2018 учебный год.

    Рабочая программа по истории Средних веков и истории России для 6 класса по УМК Агибалова Е.В., Донской Г.М. ,Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История Росси...