Археология - помощница историков
план-конспект занятия по истории (5 класс) по теме

Игнатенко Екатерина Николаевна

Урок посвящен археологии - важнейшей исторической науке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.5

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Археология – помощница историков. (1 час).

Цель занятия: проиллюстрировать учащимся прочную связь истории и археологии, но в то же время представить последнюю, как самодостаточную дисциплину со своим особым предметом и методами работы.

Задачи занятия:

образовательные: познакомить учащихся с особенностями работы археологов.

развивающие: сформировать умение применять полученные ранее знания при изучении нового материала.

воспитательные: показать значение труда археологов для познания исторического прошлого.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

6 мин

-

1 слайд

Терминологический диктант:

1. История

2. Исторический факт

3. Исторический источник

4. Хронология

5. Легенда карты

Ученики отвечают на вопросы письменно.

Мотивация, актуализация знаний

7 мин

-

2 слайд

Работа с фотографиями и изображениями:

1. Вы видите на слайде четыре изображения, они все повествуют об истории одного и того же города, постарайтесь рассказать его историю, пользуясь слайдом.

2. Что может остаться в сохранности под слоем пепла или земли, а что обязательно будет разрушено и не доживет до наших дней?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Когда-то давно существовал большой город, но случилась природная катастрофа: из-за извержения вулкана он полностью погиб, а вместе с ним под тоннами пепла были погребены жители этого города. Но благодаря особым людям, мы смогли узнать об этой катастрофе и раскопать город и то, что осталось от его жителей.

2. Мы сможем раскопать каменные сооружения, металлические предметы. Бумага, дерево, продукты не сохранятся.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О науке, которая занимается историческим исследованием на основе вещественных источников, скрытых от людей – археологии.

Запись в тетрадь темы занятия:

Археология – помощница историков.

Изучение нового материала

20 мин

Археология;

Раскопки;

Помпеи

1. Что изучает археология.

4 слайд

Учитель разбирает с учениками определение и основные черты археологии:

Археология (др.-греч. ρχαος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

- Археология  воссоздает картину жизни людей в древности, о которой нет никаких письменных источников.

- Единственные письменные источники, с которыми работают археологи, - это надписи на камне, надгробных плитах и других обнаруженных в ходе раскопок объектов.

- Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в различных местах земной поверхности.

5, 6 слайд

С какими из перечисленных исторических источников работают археологи?

2. Как работают археологи.

7 слайд

Почему археологию называют «наукой лопаты»?

8 слайд

1. Как ученые догадываются, где нужно искать древние вещи?

2. Какие места выбирают археологи для проведения раскопок?

3. Почему начальный этап археологических раскопок называют «полевым»?

4. Почему на раскопках не используют экскаваторы?

9 ,10, 11, 12 слайд

Великий Новгород и раскопки прошлого века. Новгородские мостовые: можно увидеть огромный срез времени из 29 мостовых.

А что раскапывают археологи на 12 слайде?

13 слайд

Помпеи. Иногда на дорогах города можно встретить булыжники. Как вы думаете, для чего они были нужны тогда, более полутора тысяч лет назад?

Ученики переписывают в тетрадь определение и основные черты археологии.

Учащиеся предлагают варианты ответа.

Археологию называют «наукой лопаты», потому что археологам часто приходится искать исторические источники под землей.

1. Археологи изучают данные геологии, географии и истории. Затем делают вывод о том, где может находиться поселение.

2. Населенные пункты, окрестности населенных пунктов, территории рядом с водоемами, высокие берега.

3. После раскопок археолог работает с данными в лаборатории, но перед этим ему необходимо побывать в экспедиции.

4. экскаватор может разрушить ценные исторические источники.

Двор с домом.

Это были древние «лежачие полицейские» для повозок.

Закрепление

3 мин

-

Точечный вопрос:

Какое значение для науки имеют полученные археологические находки?

14 слайд

Необходимо расставить этапы работы археолога в правильном порядке:

Полевая разведка

Раскопки

Сбор научного материала

Изучение собранных материалов в лаборатории

Определение материала, из которого изготовлен данный предмет

Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах

Археологические находки позволяют составить более точную историческую картину мира.

Сначала ученики расставляют все этапы в правильном порядке, затем переписывают в тетрадь.

Итоги занятия, рефлексия

2 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

В чем особенность археологии: чем она отличается от истории, а чем похожа на нее?

15 слайд

Рефлексивный экран.

«Плюс – Минус – Интересный факт»

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Ученики отмечают в тетради, что было на уроке хорошего, что плохого, а что стало интересным фактом.

Домашнее задание

2 мин

Домашнее задание: придумайте рассказ о том, как вы участвовали в настоящей археологической экспедиции. Что вы обнаружили, и что вам рассказал ученый-археолог о найденных артефактах?

Схема тетради:

Археология – помощница историков

Археология (др.-греч. ρχαος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

- Археология  воссоздает картину жизни людей в древности, о которой нет никаких письменных источников.

- Единственные письменные источники, с которыми работают археологи, - это надписи на камне, надгробных плитах и других обнаруженных в ходе раскопок объектов.

- Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в различных местах земной поверхности.

Этапы работы археолога:

Полевая разведка

Раскопки

Сбор научного материала

Изучение собранных материалов в лаборатории

Определение материала, из которого изготовлен данный предмет

Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Терминологический диктант: История Исторический факт Исторический источник Хронология Легенда карты

Слайд 3

Археология – помощница историков Цель занятия: проиллюстрировать прочную связь истории и археологии, но в то же время представить последнюю, как самодостаточную дисциплину со своим особым предметом и методами работы.

Слайд 4

Археология (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Археология воссоздает картину жизни людей в древности, о которой нет никаких письменных источников. Единственные письменные источники, с которыми работают археологи, - это надписи на камне, надгробных плитах и других обнаруженных в ходе раскопок объектов. Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в различных местах земной поверхности.

Слайд 5

Украшения из древних захоронений Фотографии Кинофильмы Фонограммы Клад древних монет Древние книги Песни Остатки фундамента древней крепости Сказания, былины Наскальная живопись Кувшины с затонувшего корабля

Слайд 6

Украшения из древних захоронений Фотографии Кинофильмы Фонограммы Клад древних монет Древние книги Песни Остатки фундамента древней крепости Сказания, былины Наскальная живопись Кувшины с затонувшего корабля

Слайд 8

Как ученые догадываются, где нужно искать древние вещи? Какие места выбирают археологи для проведения раскопок? Почему начальный этап археологических раскопок называют «полевым»? Почему на раскопках не используют экскаваторы?

Слайд 9

Великий Новгород

Слайд 10

Перекрёсток мостовых

Слайд 13

Дороги в Помпеях

Слайд 14

Изучение собранного материала в научной лаборатории Публикация собранных материалов в книгах или научных журналах Сбор научного материала Полевая разведка Раскопки Определение материала, из которого изготовлен найденный предмет

Слайд 15

Изучение собранного материала в научной лаборатории Публикация собранных материалов в книгах или научных журналах Сбор научного материала Полевая разведка Раскопки Определение материала, из которого изготовлен найденный предмет

Слайд 16

Рефлексивный экран Плюс – Минус – Интересный факт

Слайд 17

Домашнее задание: придумайте рассказ о том, как вы участвовали в настоящей археологической экспедиции. Что вы обнаружили, и что вам рассказал ученый-археолог о найденных артефактах?