Приемы работы с информационными текстами как средство развития познавательных УУД на уроках истории.
статья по истории на тему

Якимова Любовь Анатольевна

Доклад на тему  "Приемы работы с информационными текстами как средство развития познавательных УУД на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приемы работы с информационными текстами как средство развития познавательных УУД на уроках истории.

«Читать- это ничего не значит,

Что читать и как понимать вот в чем главное дело»

( К. Дм. Ушинский)

   Современному обществу нужны выпускники грамотные, образованные, предприимчивые, которые могут принимать решения самостоятельно, прогнозировать, анализировать свои действия, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

   Не секрет, что современные школьники мало читают. Да, в эпоху интернета они легко ориентируются в информационном пространстве, но не умеют делать выводы, сопоставлять факты. По данным Российской академии наук 30% учащихся не читают информационные тексты.

   Я работаю в школе 40 лет учителем истории и обществознания. Проводя уроки с 5 по 11 классы, также столкнулась с данной проблемой: читают ежедневно от 87% до 73%  учащихся 5- 9 классов, от 42% до 33% старшеклассников.

   Гипотеза: Если мною будут активно на каждом уроке истории использоваться специальные работы с информационными текстами, то разовьются познавательные УУД.

   Цель: создание условий для овладения учащимися приемами и навыками поиска, систематизация и комплексного анализа информации на уроках истории и обществознания.

   Задачи: 1. Научить обучающихся различным приемам работы с текстовой информацией по развитию познавательных УУД на урока истории.

              2. активизировать основные приемы работы с исторической карты по развитию позновательных УУД.

              3. Сформировать основные приемы работы по развитию познавательных УУД с информацией первоисточника.

   ФГОС второго поколения кардинально меняет подходы к образованию в современных условиях. Методической основой Стандарта является системно- деятельный подход, который обеспечивает активную учебно- познавательную деятельность учащихся и способность использовать метапредметные ОД в познавательной и социальной практике.

   Работа с информационными текстами является одной из задач на уроке. Недостаточно попросить любого учащегося открыть книгу на нужной странице, прочитать текст и ответить на вопрос. Автор первой русской методики Я. Г. Гуревич в книге « Опыт методики истории писал: « Степень выработки методики каждого учебного предмета находится в прямой зависимости от его степени научной разработки. ». В. О. Ключевский писал: « Приемы- это разнообразные по характеру задачи». Научную картину данной проблемы осветили Ян Коменский, Мария Монтессори, Борис Никитин, Г. Домин, Н. Зайцев- они разработали методику чтения детей с 3- 4 лет. Современная методическая школа представлена трудами Вяземского Е. Е., который определяет текст- авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме им в печати. Отечественные педагоги под приемом обучения понимают- элемент метода, часть, практическая реализация, система методов и выделяют следующие приемы:

  1. Чтение вслух.

  2. Составление плана текста.

  3. Заполнение таблицы по прочитанному тексту.

  4. Составление логической схемы прочитанного.

Эти приемы считают традиционными, классическими. Современная дедактика выделяет новую систему приемов и классифицируют их, как (Таблица).

II часть.

   Для реализации первой задачи научить навыкам работы с информационным текстом учебника мною используются такие приемы по этапам: 5-6 классы (слайд), 7- 9 классы и 10- 11 классы.

   Приемы усложняются по мере возрастания.

   Результатом работы является составление схемы, написание мини- сочинения, написание аннотации.

   Я же в свою очередь пытаюсь оригинально и творчески организовать работу по развитию познавательных УУД. Ввожу новый прием « Живые таблицы» на первом и втором этапах; использую элементы театральной педагогики. Например, по теме « Отечественная война 1812 года» появляются герои в костюмах той эпохи и дети погружаются в атмосферу событий начала XIX века. Таким образов, осуществляется СДП.

   Для решения второй задачи: активизировать основы приема работы с исторической картой, использую следующие приемы (Таблица) и развиваются у учащихся следующие УУД ( Слайд).

   Результатом является составление исторической цепочки, логической схемы, работа с контурной картой, итоги и результаты войн и событий, определение места и значения исторического сражения и территориальные вопросы.

   Результатом работы является таблица на слайде №3 по методике американского ученого Г. Дэвиса и отечественного педагога Лернера.

   Для решения третей задачи- анализировать информационный текст первоисточника по развитию позновательных УУД использую приемы работы с историческими документами ( Таблица).

   Результатом работы является познавательные УУД. ( Слайд). Результат работы учащихся представлен в таблице .

   Мой опыт профессиональной деятельности использовали технологи направлены на реализацию

 1. Требований ФГОС.

 2. Профессиональных стандартов « Педагог».

Считаю, что это мои наработки, моя концепция « Прием в приеме». Может быть использован моими коллегами, учителями других предметов.