Холокост
материал по истории на тему

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

Разработка урока "Холокост"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти: «Что такое Холокост? Помнить и никогда не забывать".

      Цели урока:

Образовательные:   раскрыть сущность нацистской идеологии и политики тотального уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «национализм», «холокост», »геноцид».

Воспитательные:   способствовать формированию основы национальной и религиозной терпимости, толерантности и сострадания жертвам нацизма.

Развивающие: активизировать и актуализировать знания, умение сравнивать, делать выводы, вести дискуссию.

Задачи:

1. Добиться четкого понимания учащимися таких явлений как  национализм,                    геноцид ,Холокост.

2. Подвести учащихся к психологическому и этическому осмыслению уроков Холокоста, пониманию его беспрецедентного характера в истории человечества.

3. Развивать навыки и умения по формулированию своей позиции и ее аргументации  

Тип урока: лекция с элементами беседы с использованием видеоматериала.

Ход урока

Беседа по вопросам:

Приведите примеры событий, которые унесли много человеческих жизней?

Приведите примеры крупнейших военных столкновений?

ХХ век принес человечеству две мировых войны и огромное количество локальных войн, которые унесли миллионы человеческих жизней.  Начался ХХI век, и, кажется, люди не усвоили уроков прошлого: агрессия, экстремизм, конфликты, нетерпимость и неуважение друг к другу – все это черты современности.

Сегодня мы с вами рассмотрим только один, но очень страшный, пример жестокого обращения людей к «другим» людям. А именно о злодеяниях фашизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и детей.

Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно Называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. Это было преступление против человечества, принявшее  исторические масштабы, преступление, которое, по мнению большинства людей, необходимо понять и изучить.

Наши задача – сегодня попытаться ответить на вопросы:

  • что такое Холокост?
  • каковы его уроки?
  • почему стала возможна эта трагедия?
  • что значит – «помнить и никогда забывать»?

Холоко́ст ( из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны...

Катастрофа еврейского народа охватывает период 1933-1945гг. с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера.

В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.

Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки.

Вопрос учителя:  Как называлась политика Гитлера по отношению к другим нациям?

Геноцид (от греч. génos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества.

Вопрос учителя: Какие народы и нации, кроме евреев, по мнению нацистов, должны были быть порабощены или уничтожены?

Всех, кто не соответствовал арийским параметрам, отправляли в концлагеря, где подвергали экспериментам, пыткам, убивали. Всего на территории нацистской Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях было создано более 14 000 таких лагерей.

В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

  • в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
  • в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
  • в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
  • в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
  • в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.

6 млн чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн детей.

Стих 1 ученик.

27 января, по решению ООН, во всем мире отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста. В 1945г. в этот день Советская Армия освободила крупнейший из нацистских концентрационных лагерей — Освенцим (Аушвиц).

Учитель: А сейчас я хочу вам показать видеоролик про этот лагерь (14 мин.)

(После просмотра видео)

Учитель: Что вам больше всего запомнилось о концлагере из видеоролика?

Таким образом, Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии.

Ученик стих 2.

Учитель: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.

- Что такое Холокост?

Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.

- Каковы его уроки?

Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

- Почему стала возможна эта трагедия

Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.

- Что значит “помнить, и никогда не забывать”

Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.

Заключительное слово: Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Домашнее задание. Дома ещё раз подумайте над этими вопросами и напишите сочинение – эссе на тему: «Что такое Холокост?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Холокост и дети

1.Что такое Холокост? 2.Каковы его уроки? 3.Почему стала возможна эта трагедия? 4.Что значит – «помнить и никогда не забывать»? ...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...