Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) по теме

Панарина Светлана Геннадьевна

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Целью программы является воспитание учащихся в духе толерантности, патриотизма, формирования своей социальной роли в обществе. Программа актуальна в связи с празднованием 67-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С точки зрения практической значимости изучение этого курса направлено на углубление знаний учащихся по истории России и Всеобщей истории.

Задачами курса является  формирование гражданской и правовой позиции у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop.holokost.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Пояснительная записка

        Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Целью программы является воспитание учащихся в духе толерантности, патриотизма, формирования своей социальной роли в обществе. Программа актуальна в связи с празднованием 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С точки зрения практической значимости изучение этого курса направлено на углубление знаний учащихся по истории России и Всеобщей истории.

Задачами курса является  формирование гражданской и правовой позиции у учащихся.

Обучающие задачи: 1. развитие познавательного интереса к истории, фактам, явлениям в обществе, к законам общественного развития; 2. применение полученных знаний в последующем образовании и в жизни, умение ориентироваться в сложившейся политической ситуации; 3. повышение мотивации к изучению истории и обществознания.

Воспитательные задачи: 1. воспитание личности, 2. формирование общественной активности личности, 3. воспитание гражданской и правовой позиции.

Развивающие задачи: 1. формирование потребности в самосознании и самопознании, саморазвитии личности; 2. развитие личностных свойств – толерантность, гражданственность, привитие чувства права.

Занятия помогут учащимся разобраться в современной ситуации, понять  историю ХХ века, причины геноцида, осмыслить историю Холокоста. В связи с чем их необходимо знакомить не только с историей Холокоста, но и с историей еврейского народа, без которой невозможно понять причины геноцида. Учащимся необходимо объяснить, что трагедия Холокоста -  это не только часть истории евреев – это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй мировой войны – это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности со стороны мирового терроризма, о защите прав человека.

Основные понятия курса: геноцид, фашизм, нацизм, тоталитаризм, шовинизм, антисемитизм, сионизм, Катастрофа (Шоа, Холокост), нарушение прав человека.

Программа построена в хронологическом порядке происходивших событий.

Программа адресована учащимся 8-9 класса, изучающим историю в урочное время и интересующимся историей и  правом. Возраст детей 14-15 лет.  В группу проводится свободный набор. По составу группа постоянная. Вид группы – профильная.

Режим занятий:  Общее количество часов в год 72. Количество часов в неделю 2, занятий в неделю – одно.

На занятиях учащиеся должны усвоить следующие факты и идеи: во время Второй мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев – треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.

Учащиеся должны знать названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр, Яновский лагерь, Треблинка, Понары, Майданек, Освенцим и др.

Учащиеся должны знать о еврейском вооруженном сопротивлении (восстаниях в гетто, участии в подполье, партизанском движении), о евреях-героях, воинах армий стран антигитлеровской коалиции.

Изучение проблем геноцида во время Второй Мировой войны поможет учащимся полнее и осознаннее оценивать проблемы геноцида и терроризма в современном обществе

В результате занятий у учащихся должны быть сформированы такие личностные качества как толерантность, гражданственность, чувство патриотизма и права.

Результатом полученных знаний станет участие в международном телекоммуникационном проекте «Холокост-геноцид», подготовка и отправка электронных сообщений по теме Холокоста на сайт проекта в Интернете, общение по электронной почте с учащимися из других стран – членами международной сети I*EARN (Международная образовательная и ресурсная сеть), опубликование лучших работ в журнале проекта на русском и английском языках.

                        

Учебно-тематический план

№/№

                                       Темы

 К-во

часов

Теория

Практика

  1.

Введение. Техника безопасности при работе на ПК

   1

    1

  2.

Обзор предстоящей работы

   1

    1

  3.

Знакомство с сайтом www.holocaust.ioso.ru 

   2

       2

  4.

История еврейского народа

   3

    2

       1

  5.

Евреи в России

   6

    4

       2

  6.

Жизнь евреев в СССР

   3

    2

       1

  7.

Европа между двумя мировыми войнами

   3

    2

       1

  8.

Гитлер у власти. Решение еврейского вопроса

   4

    2

       2

  9.

Вторая мировая война

   4

    2

       2

 10.

Нападение фашистской Германии на СССР

   3

    2

       1

 11.

Трагедия советских евреев

   3

    2

       1

 12.

Преступления нацистов на территории СССР

   3

    2

       1

 13.

Сопротивление Холокосту

   3

    2

       1

14.

Януш Корчак

   2

    1

       1

15.

Восстание в Варшавском гетто

   2

    1

       1

16.

«Дневник Анны Франк»

   2

    1

       1  

17.

Праведники народов мира

   2

    1

       1

18.

Подвиг Рауля Валленберга. Его судьба

   2

    1

       1

19.

Демографические результаты Холокоста

   2

    1

       1

20.

Нюрнбергский процесс. Суд над Адольфом Эйхманом

   2

    1

       1

21.

Судьба евреев в СССР после войны

   3

    2

       1

22.

Холокост в литературе и искусстве

   3

    2

       1

23.

Осознание мировой общественностью Холокоста как непоправимой трагедии

   2

    1

       1

24.

Холокост и создание государства Израиль

   2

    1

       1

25.

Сохранение памяти о Холокосте, собирание свидетельств, создание мемориалов. Уроки Холокоста сегодня

   2

    1

       1

26.

Хронология уничтожения

   1

    1

       

27.

О причинах нацистского геноцида. Версия профессора Гольдхагена

   1

 

    1

 

       

28.

Десять тезисов Зеелисберга

   1

    1

       

29.

Вопросы и задания к учащимся по всему курсу

   2

   

       2

30.

Итоговые занятия

   2

    1

       1

                                                                  ИТОГО:

  72

    42

      30

 Содержание программы

                «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

  1. Введение. Техника безопасности при работе на ПК
  2. Обзор предстоящей работы.

Холокост в истории ХХ столетия. Что значит для нас Холокост сегодня.

Память народов о Холокосте. Покаяние и осознание уроков.                      

Понятия: геноцид, фашизм, нацизм, тоталитаризм, антисемитизм, Катастрофа (Холокост, Шоа).

3. Знакомство с сайтом WWW.holocaust.ioso.ru 

(Практическое занятие по выходу в Интернет и работе на страницах сайта)

4. История еврейского народа

            Евреи в античном мире.  Евреи и христиане в языческой Римской империи и в Халифате.  Евреи в средневековой Европе.  Евреи на Западе в новое время.

        (2 часа теоретических занятий и 1 час работы на ПК – работа с гостевой книгой сайта)

            5. Евреи в России.

 Царская Россия - колониальная империя. Национальный гнет. Русификация и унификация как доминанты национальной политики царизма. Политическое, национальное и религиозное неравноправие в России. Жизнь, быт, культура евреев на территории России. История расселения евреев в Российской империи.

Юридическое положение евреев в России в начале ХХ века: черта оседлости, нормы на получение образования и др. Особенности быта, труда, нравов, менталитета евреев в России. Евреи - составная часть различных социальных слоев и сословий. Участие евреев в аграрном и промышленном производстве, науке, образовании, медицине, культуре, в общественном движении. Выдающиеся деятели еврейской культуры - выходцы из России.

Евреи в революционном движении.

Государственный антисемитизм в России. Ужасы еврейских погромов (Киев, Кишинев). Дело Бейлиса и его провал. Еврейская эмиграция из России.

Общественные деятели, деятели культуры о еврейском вопросе в России,  их выступления против государственного антисемитизма.

(2 часа теоретических занятий и 1 час работы на ПК – знакомство с проектом «Холокост-геноцид в Интернете)

6. Жизнь евреев в СССР

Отмена дискриминации еврейского населения в советской России. Активное участие еврейского населения в революции, гражданской войне, в строительстве советского государства, в экономической, политической,  духовной жизни советского общества. Развитие еврейской культуры и искусства.

        Национальная политика советского государства и евреи. Создание на Дальнем Востоке искусственного образования - Еврейской автономной области. Возобновление политики скрытого антисемитизма и политической дискриминации евреев в 1930-е годы. Антисемитизм в обыденном сознании населения страны. Евреи - жертвы репрессий и политического террора в 1930-е годы. 

        (2 часа теоретических занятий и 1 час работы с журналами проекта за прошлые годы, определение тематики журнала на 2006 год)

        7. Европа между двумя мировыми войнами.

Возникновение тоталитарных режимов в Европе. Политика умиротворения агрессоров.

(2 часа теоретических занятий и 1 час практической работы с электронной почтой)

8. Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. Нюрнбергские законы.

Идеология и практика расизма и геноцида - государственная политика нацистской Германии. Жизнь, быт, культура евреев в Германии до войны. Влияние фашистского режима на рост антисемитизма. Вытеснение евреев из политической, экономической, культурной жизни Германии. Массовые погромы.

               «Хрустальная ночь». Эмиграция евреев из Германии.

Евреи - первые узники концлагерей. Помощь еврейской диаспоры беженцам из Германии. Конгрессы деятелей культуры против расизма и национализма в 1930-е годы.

(2 теоретических занятия и 2 часа практических занятий – общение на форуме проекта Холокост-геноцид)

9. Вторая Мировая война.

 «Новый порядок» в Европе.  Борьба за выживание.

Судьбы евреев в оккупированной Европе. Политика массового геноцида еврейского населения. Создание еврейских гетто; жизнь и судьба их жителей. Строительство нацистами концлагерей: Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор и др.; гибель в лагерях миллионов евреев. Попытки общественных организаций содействовать спасению евреев. 

(2 часа теоретических занятий и знакомство в Интернете с другими сайтами, посвященными Холокосту)

10.Нападение фашистской Германии на СССР.

 «Окончательное решение» еврейского вопроса на землях СССР. Оккупация Германией огромных пространств Советского Союза в 1941 г.; причины быстрого продвижения немцев и отступления Красной армии. Трагическая судьба советских евреев на оккупированной территории. Лагеря смерти.    

 (2 часа теоретических занятий и 1 час практических занятий по подготовке и набору на ПК сообщений на форум)                                                                  

  1. Трагедия советских евреев.

 Выселение и уничтожение евреев. Бабий Яр (Киев), Девятый Форт (Каунас). Действия германских айнзацкоманд. Лагеря смерти. Использование евреев на каторжных работах.

(2 часа теоретических занятий и 1 час отправка корреспонденции по электронной почте на форум проекта)

 12.  Преступления нацистов на территории СССР.

(«Черная книга», составленная В.Гроссманом и И.Эренбургом. Немецкая политика изоляции евреев. Жизнь и смерть евреев в гетто. Юденраты: их роль в жизни гетто, отношения с немецкими властями. Стремление выжить и сохранить народ и культуру.

         Нравственные проблемы узников гетто: выбор между жизнью и смертью, между смирением, подчинением и несогласием, сопротивлением. Проблема сохранения личности, человеческого достоинства, способности думать, понимать, оценивать происходящее в условиях жесточайшего террора.  

        (2 часа теоретических занятий и 1 час практической работы – получение корреспонденции. Работа с почтой)

  1. Сопротивление Холокосту.

Трудности противостояния и активного сопротивления Холокосту в условиях оккупации на территории СССР. Помощь русского населения, партизан. Восстания в гетто. Судьба повстанцев. Евреи в подпольном и партизанском движении.

              Участие евреев в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Евреи - Герои Советского Союза.

        (2 часа теоретических занятий и 1 час на работу с полученными сообщениями)

  1. Януш Корчак.  

(1 час теоретического занятия и 1 час практической работы – знакомство с работой принтера, распечатка сообщений и других материалов)

  1. Восстание в Варшавском гетто.

(1 час теоретического занятия и поиск в Интернете дополнительной информации о восстании в Варшавском гетто)

  1. «Дневник Анны Франк».  

(1 час теоретических занятий и 1 час практической работы – посещение сайта, посвященного А.Франк) 

            17. Праведники народов мира

         ( 1 час теоретических занятий и 1 час практических занятий – посещение сайта Музея Яд-Вашем в Израиле).

18. Подвиг Рауля Валленберга. Его судьба.

(1 час теоретических занятий и 1 час практических занятий – посещение сайта МПЦ «Холокост»)

   19. Демографические результаты Холокоста.

Причины и последствия Холокоста.

   (1 час теоретических занятий и 1 час практических занятий – подготовка сообщений на форум проекта)

  1. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. Суд над Адольфом Эйхманом.

(1 час теоретических занятий)

  1. Судьба евреев в СССР в послевоенные десятилетия.

Политика антисемитизма и дискриминации евреев в СССР в 1945 - 1985 гг. Гибель цвета еврейской интеллигенции в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Трагическая гибель С. Михоэлса и уничтожение Антифашистского еврейского комитета; расправа с его участниками. Антисемитский характер кампании борьбы против «космополитов» и «сионистов». Дело врачей и угроза массовой депортации евреев.

        Связь государственного антисемитизма в СССР с идеологическим диктатом компартии, с поисками внутреннего врага, с репрессиями правящего режима против инакомыслия, Тоталитарный режим в СССР и волна еврейской эмиграции из страны в 1970 - 1980-е годы.

        (2 часа теоретических занятий и 1 час практических занятий – отправка сообщений)

 22. Холокост в литературе и искусстве

«Это случилось в Виши» А.Миллера, «Эксодус» Леона Юриса, «Бабий Яр» А. Кузнецова, произведения В. Гроссмана, Е. Евтушенко, Лиона Фейхтвангера и др..

(1 час теоретических занятий и 1 час практической работы – знакомство в Интернете с творчеством художников-узников гетто и концентрационных лагерей – на материалах сайта музея Яд-Вашем)

23. Осознание мировой общественностью Холокоста как непоправимой трагедии.

Последствия и опасность повторения Холокоста. Проблема покаяния.

(1 час теоретических занятий и 1 час практических занятий – сайт Яд-Вашем – архив)

24. Холокост и создание Государства Израиль.

(1 час теоретических занятий и 1 час практических занятий – работа с почтой, сканирование иллюстраций для журнала)

25. Сохранение памяти о Холокосте

Собирание свидетельств, создание мемориалов. Уроки Холокоста сегодня.

(1 час теоретических занятий и 1 час практических занятий – составление макета страниц журнала с использование ПК)

26. Хронология уничтожения.

(1 час теоретических занятий)

27. О причинах нацистского геноцида: версия профессора Гольдхагена.

(1 час теоретических занятий)

28. Десять тезисов Зеелисберга.

(1 час теоретических занятий)

29. Подготовка журнала на русском и английском языке

(2 часа практических занятий)

30. Итоговые занятия

(1 час теоретических занятий – подведение итогов работы, 1 час практических занятий – оформление журнала – конечного продукта работы за год)

                Методическое обеспечение программы

        Основные способы и формы работы с учащимися

        Теоретические занятия предполагают групповые занятия, т.к. это занятия по изучению нового материала. Формы занятий – беседы, самостоятельная работа учащихся с источниками и другой литературой, сообщения учащихся.

        Практические занятия предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия с использованием персональных компьютеров и другой офисной техники для работы с электронной почтой, в Интернете, подготовке сообщений и оформлении журнала.

                        

Средства, необходимые для реализации программы

  1. Учитель – Панарина С.Г. учитель истории, обществознания и правоведения -  учитель высшей квалификации, методист района Ивановское по истории, обществознанию, правоведению и москвоведению, методист МПЦ «Холокост».
  2. Оборудование – 9 ПК «Селерон», сканер, принтер, модем и др. офисная техника, канцелярские принадлежности.

                                        

 

           

Список литературы для учителя

                               

Список литературы для учащихся

Альтман И.А. и др. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд Холокост, 2001.

        Брухвельд С., Пол А.Левин. Передайте об этом детям Вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945.- Правительство Швеции. Проект «Живая история».- Москва: «Текст», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙестественно -  научной направленности«За страницами учебника  математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ»

Программа «За страницами учебников математики» составлена на основе программы факультативного курса по математике для средней общеобразовательной школы и  имеет естественно-научную  на...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...