Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "История"
учебно-методическое пособие по истории на тему

Макаров Андрей Дмитриевич

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине «История» предназначены для обучающихся, занимающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Методические указания состоят из введения, общих требований к выполнению заданий по самостоятельной работе, критериев оценки выполнения работ и описания заданий, алгоритмы выполнения заданий, списка рекомендуемой литературы.

Данные методические указания предусматривают следующие виды самостоятельных работ: доклад, реферат, электронная презентация, конспектирование, составление таблиц, составление кроссвордов, заполнение контурных карт и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Тюменский индустриальный университет»

Нефтегазовый колледж им. Ю.Г. Эрвье

История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине «История» для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Составитель: А.Д.Макаров,

преподаватель первой квалификационной категории

Тюмень,

ТИУ

2017

Аннотация. Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине «История» предназначены для обучающихся, занимающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Методические указания состоят из введения, общих требований к выполнению заданий по самостоятельной работе, критериев оценки выполнения работ и описания заданий, алгоритмы выполнения заданий, списка рекомендуемой литературы.

Данные методические указания предусматривают следующие виды самостоятельных работ: доклад, реферат, электронная презентация, конспектирование, составление таблиц, составление кроссвордов, заполнение контурных карт и др.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа №1. Составить кроссворд «Древнейший человек».

Самостоятельная работа №2. Подготовить презентацию об Олимпийских играх Древности.

Самостоятельная работа №3. Подготовить сообщение о происхождении своего имени, отчества и фамилии.

Самостоятельная работа №4. Подготовить сообщение о походе Ермака в Сибирь.

Самостоятельная работа №5. Подготовить презентацию «Тюмень - первый сибирский город».

Самостоятельная работа №6. Подготовить сообщение об одном из путешественников XV – XVII в.

Самостоятельная работа №7. Подготовить презентацию «Тобольск - столица Сибири».

Самостоятельная работа №8. Подготовить презентацию по теме: «Великие русские полководцы и флотоводцы  ХVIII века».

Самостоятельная работа №9. Написать биографический очерк об одном из выдающихся политических деятелей Америки.

Самостоятельная работа №10. Решение тестового задания по  теме «Россия  во времена Николай I».

Самостоятельная работа №11. Подготовить презентацию «Крымская война: цели, сражения, итоги, значение».

Самостоятельная работа №12. Заполнить кроссворд. Революция 1905 – 1907 годов.

Самостоятельная работа №13. Заполнить хронологическую таблицу «Первая мировая война».

Самостоятельная работа №14. Подготовить сообщение о гражданской войне в Тюменской области.

Самостоятельная работа №15. Подготовить сообщение о строительстве социализма в Тюменской области.

Самостоятельная работа №16. Составить хронологическую таблицу «Рост территории СССР».

Самостоятельная работа №17. Сообщение «Имена Победы на карте Тюмени».

Самостоятельная работа №18. Заполнить таблицу, отражающую хронологию конфликтов второй половины XX – начала XXI века.

Самостоятельная работа №19. Написать биографический очерк об одном из деятелей советской культуры послевоенного времени.

3. Критерии оценки работы обучающихся.

4. Список литературы.

5. Интернет-ресурсы.

1. Введение

      Самостоятельная работа  - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой обучающихся).

       Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности  обучающихся. Самостоятельная работа играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения.

      ФГОС определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

       Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание творческой активности и инициативы.

        К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

       Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (СРС) разработаны в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «История». Цель самостоятельного изучения дисциплины – совершенствование ранее полученных знаний и практических навыков по дисциплине «История». Ее правильная организация позволит более полно ознакомиться с дисциплиной, преодолеть трудности усвоения курса.

       Выполнение самостоятельной работы предполагает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы по каждой из изучаемых тем, использование других источников информации, например Интернета.

       В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

       Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

      Внеаудиторная  самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

      Данные методические указания предусматривают следующие виды работ: доклад, реферат, электронная презентация, конспектирование, составление таблиц, составление кроссвордов, заполнение контурных карт и др.

Виды   практических работ для самостоятельной работы

1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов по тексту;

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- создание презентаций.

2. Для закрепления  знаний:

- работа с конспектом лекции;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- составление памятки.

4.Для формирования практических и профессиональных умений:

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

Как написать доклад

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом:

  1. Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
  2. Составление библиографии.
  3. Обработка и систематизация материала.
  4. Подготовка выводов и обобщений.
  5. Разработка плана доклада.
  6. Написание.
  7. Публичное выступление с результатами исследования.

Рекомендации по написанию  эссе

  1. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  2. Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);
  3. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
  4. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)
  5. Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план)
  6. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную тему, сразу определить свою позицию и т.д.)
  7. Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили
  8. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Эссе должно иметь следующую структуру:

1. Вступление (введение) определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов. Наиболее важные обществоведческие понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.

3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

Критерии оценки эссе по истории:

  • Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы.
  • Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков.
  • Понимание отличия между источниками и историографическим материалом.
  • Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами.
  • Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать исторические знания.
  • Умение формулировать выводы.
  • Проявление творческого и самостоятельного мышления.
  • Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала.

Как написать реферат

Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.

1.  Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.

2.  Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.

     После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.

4.  Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.

Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.

В основной части (8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.

В заключение (1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.

5. Оформление реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы (реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например:

«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В данном случае страница не указывается.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках (и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.

Список источников и литературы.

1.  Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР. М., 2012.

2.  Горелов М., Ногин Р. Наш ужас.// Независимая газета. 1995. 22 июня.

3.   Городецкий Г. Роковой самообман. СПб., 1999.

4.   Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы.// Новая и новейшая история. 1993. № 1. С. 18 – 43.

Как следует из приведенного примера, название издательства можно не указывать, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград и Санкт-Петербург даются в сокращении (М., Л., СПб), названия других городов – полностью.

При оценке реферата учитываются следующие показатели:

·        определение проблемы и вопросов, подлежащих рассмотрению, наличие плана;

·        отбор и анализ источников и литературы;

·        последовательность и полнота раскрытия темы;

·        раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей точки зрения;

·        наличие и обоснованность выводов;

·        стиль и язык изложения;

·        оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

Критериями устной защиты реферата являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения

[1] Иванов Н.С. Первые победы. М., 1998. С. 29.

[2] См., напр.: Петров В.В. Сталинизм. М., 1991.

Как подготовить презентацию

Презентация — это особая форма представления информации. Само слово «презентация» обозначает с латинского — передавать, вручать, а вот с английского «to present» – представлять.

Основные элементы презентаций Power Point – картинки и изображения, лаконичные и понятные тексты, графики, анимация, видео, аудио. Благодаря этим составляющим слушатель способен усвоить гораздо больший объем информации, к тому же новые знания, таким образом, приобретаются, как правило, в интересной и захватывающей форме. Мультимедийные файлы являются управляемыми, то есть если вы запустили презентацию Power Point, вы с легкостью сможете управлять слайдами, показывая их с той скоростью, с которой достигается максимальный эффект для восприятия у слушателей.

Чтобы создать презентацию, необходим шаблон. Важные составляющие для эффективной презентации: дизайн, структура, возможность сразу приступить к редактированию своей презентации — вставка текстов, логотипов, диаграмм, графиков, изображений и т.д.

Обычно план содержания презентации выглядит так.

1. Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора.

2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

3. Заголовок раздела.

4. Краткая информация. Пункты 3 и 4 повторяются сколько, сколько необходимо. Главное тут придерживаться концепции: тезис – аргументы – вывод. Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Шрифт должен быть не менее 24 размера. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Пустота оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.

5.   Резюме, выводы. Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде.

6. Спасибо за внимание.

Критерии оценки мультимедийной презентации

Оформление

•        Титульный слайд с заголовком

•        Минимальное количество - 10 слайдов

•        Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графики)

•        Библиография

•        Использование эффектов анимации

•        Вставка графиков и таблиц

•        Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

•        Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

•        Графики, импортированные из Excel

Организация

•        Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

•        Слайды представлены в логической последовательности

•        Красивое оформление презентации

Содержание

•        Содержание соответствует заявленной теме

•        В презентации отсутствуют исторические неточности и ошибки

•        Прослеживается причинно-следственная связь, хронологическая последовательность описываемых событий

Проектная деятельность

Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов.

Этапы проекта

  1. Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:
  2. находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;
  3. собираем из этих источников нужную информацию;
  4. оформляем проект.

Оформление проекта

Обычное, стандартное оформление «пояснительной записки» выглядит следующим образом:

На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, группа автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется.

На второй странице содержание или оглавление проекта.

С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:

Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.

Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.

Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

К пояснительной записке можно приложить плакаты или фотографии. Представить проект можно, также в виде презентации.

Проведение социологического опроса

Как провести социологический опрос

1.Заранее создать для себя бланк, куда будут заноситься ответы респондентов. Подготовить для опрашиваемых вопросы, записанные на отдельном листе.

2.Всем респондентам объяснить, зачем Вы проводите социологический опрос:

Как обработать результаты анкеты

1.Подсчитываем количество ответов по каждому из вопросов.

2.Обрабатываем полученные данные (графики, диаграммы)

3.Анализируем обработанные результаты и делаем выводы.

В таблице необходимо напротив предлагаемых ответов на вопросы проставить количество выборов. Примерное количество вопросов 5-7.

Анализ газетной или журнальной статьи

1. Какие исторические факты излагаются в статье?

2. Покажите на карте место, где происходили описанные в статье события.

3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.

4.Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?

5.По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

6.В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?

2. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

номер

СР

тема

содержание внеаудиторной самостоятельной работы

количество часов на выполнение работы

Древнейший человек. Неолитическая революция.

Составить кроссворд «Древнейший человек».

2

Древняя Греция и Рим

Подготовить презентацию об Олимпийских играх Древности.

4

Русь в XI–начале XII вв.

Подготовить сообщение о происхождении своего имени, отчества и фамилии

2

Россия в царствование Ивана Грозного и  Федора Иоанновича

Подготовить сообщение о походе Ермака в Сибирь.

2

Россия в середине и второй половине XVII в.

Подготовить презентацию «Тюмень - первый сибирский город».

4

Великие географические открытия

Подготовить сообщение об одном из путешественников XV – XVII вв.

2

Внутренняя и внешняя политика в 1725–1762 гг.

Подготовить презентацию «Тобольск - столица Сибири».

4

Россия во времена Екатерины Великой и Павла I.

Подготовить презентацию по теме: «Великие русские полководцы и флотоводцы  ХVIII века».

4

Создание единых централизованных государств в Европе и Америке

Написать биографический очерк об одном из выдающихся политических деятелей Америки.

2

Россия  во времена Николай I.

Решение тестового задания.

2

Внешняя политика и международное положение России в 19 в.

Подготовить презентацию «Крымская война: цели, сражения, итоги, значение».

4

  1. 1.

Россия в начале XX в. Революция 1905–1907 гг.

Заполнить кроссворд. Революция 1905 – 1907 годов.

2

  1. 2.

Россия в Первой мировой войне

Заполнить хронологическую таблицу «Первая мировая война».

2

  1. 3.

Гражданская война в России

Подготовить сообщение о гражданской войне в Тюменской области.

2

  1. 4.

Строительство социализма в СССР

Подготовить сообщение о строительстве социализма в Тюменской области.

3

  1. 5.

Подготовка СССР к войне с фашистской Германией

Составить хронологическую таблицу «Рост территории СССР».

2

  1. 6.

СССР в годы Великой Отечественной войны

Сообщение «Имена Победы на карте Тюмени».

2

  1. 7.

Страны Центральной и Восточной Европы

Заполнить таблицу, отражающую хронологию конфликтов второй половины XX – начала XXI века.

2

  1. 8.

СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

Написать биографический очерк об одном из деятелей советской культуры послевоенного времени.

3

Самостоятельная работа №1.

Цель: обобщение  знаний обучающихся по  теме « Древнейший человек. Неолитическая революция», формирование умений самостоятельной работы с учебником, конспектом учебного занятия.

Задание. Составить кроссворд «Древнейший человек».

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Напишите не менее 10 вопросов для кроссворда.

Примерные вопросы:

  1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
  2. Кто управлял родовой общиной?
  3. В какой пещере впервые были найдены наскальные рисунки?
  4. Материк, где были обнаружены останки первого человека.
  5. Как назывался первый человеческий коллектив?
  6. Деревянная палка с сучком на конце, используемая для возделывания земли.
  7. Как назывались плоские камни, применявшиеся для растирания зерен злаковых культур?
  8. Из какого занятия людей возникло земледелие?
  9. Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?
  10. Из какого металла древние люди научились изготавливать первые орудия труда и охоты?

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 2 часа

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: отсутствие исторических и грамматических ошибок, логичность вопросов, аккуратность при составлении кроссворда.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем и заполнение данных кроссвордов обучающимися на учебном занятии.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.

Самостоятельная работа №2.

Цель: обобщение  знаний обучающихся по  теме «Древняя Греция и Рим», углубление интереса к истории и спорту, формирование умений самостоятельной работы с учебником, конспектом учебного занятия.

Задание. Подготовить презентацию об Олимпийских играх Древности.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Подготовить план презентации:

  • Родина Олимпийских игр
  • Хронология Олимпийских игр
  • Причины появления Олимпийских игр
  • Правила Олимпийских игр
  • Порядок проведения Олимпиад
  • Виды состязаний
  • Награждение и почести победителям
  • Живые легенды Олимпийских игр
  • Современные Олимпийские игры

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: презентация.

Критерии оценки:

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, выступление с презентацией.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Загладин Н.В., Симония Н.А. 2008.
  3. Википедия

Самостоятельная работа №3.

Цель: повышение интереса к истории, знакомство со своим генеалогическим деревом, осознание себя частью страны, российского народа, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Подготовить сообщение о происхождении своего имени, отчества и фамилии

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2)  Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

3) Оформите работу в виде сообщения или доклада.

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Интернет-ресурсы:

Википедия

Самостоятельная работа №4.

Цель: расширить знания и представления об истории Тюменской области, формирование интереса к истории родной области, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Подготовить сообщение о походе Ермака в Сибирь.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Примерный план изложения материала:

  • Личность Ермака.
  • Служба у Строгановых. Поход в Сибирь.
  • Участники похода.
  • Переход через «Камень».
  • Разгром Сибирского ханства.
  • Посольство Ермака в Москву.
  • Покорение вогулов.
  • Голодная зима.
  • Восстание мурзы Карачи.
  • Гибель Ермака и окончание похода.
  • Значение присоединения Сибири

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1-3. Тюмень.
  2. История Тюменского края: учебное пособие для учащихся 7-8 кл. / В. В. Веселкина. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975.
  3. Копылов Д. И. Ермак. Серия: Замечательные люди Сибири. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство. 1989.
  4. Копылов Д. И. Рассказы по истории Тюменского края. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1978.
  5. Кружинов В.М., Очерки истории Тюменской области.: Тюмень, 1994.
  6. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.

Интернет-ресурсы:

  1. Тюмень и тюменская область все истории страницы. http://tvtm.ru/stati/spravochnaja-v-gorodah-rossii/tyumen-i-tyumenskaja-oblast-vse-istorii-.html
  2. Виртуальная летопись Тюмени: http://www.tmnlib.ru/tyumen_virtual_chronicle/
  3. Сайт о Сибири. http://tobolzk.ru/

Самостоятельная работа №5.

Цель: расширить знания и представления об истории Тюменской области, формирование интереса к истории родной области, воспитание чувства патриотизма, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме презентации.

Задание. Подготовить презентацию «Тюмень - первый сибирский город».

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Подготовить план презентации:

  • Символика
  • Происхождение названия
  • История основания
  • Исторические памятники Тюмени

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: презентация.

Критерии оценки:

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, выступление с презентацией.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Иваненко А. С.  Прогулки по Тюмени. - 2-е изд., перераб. - Тюмень: Изд. дом "Слово", 2006.
  2. Копылов Д.И., Князев В.Ю. Тюмень. Города нашего края. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1986.
  3. Миненко Н. А. Тюмень. Летопись четырех столетий. - Санкт-Петербург: Русь; Тюмень, 2004.
  4. Рощевская Л. П. Памятники и памятные места Тюменской области / Л. П. Рощевская. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980.
  5. Тюмень de facto: фотографии и факты о городе Тюмени/ред. К. Каргаполова. Тюмень: Олмарпресс, 2013.
  6. Виртуальная летопись Тюмени: http://www.tmnlib.ru/tyumen_virtual_chronicle/
  7. Википедия
  8. Сайт о Сибири. http://tobolzk.ru/

Самостоятельная работа №6.

Цель: расширить знания и представления по теме: Великие географические открытия, формирование интереса к истории, воспитание чувства патриотизма, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, использовать полученную информацию в учебной деятельности и повседневной жизни; представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание. Подготовить сообщение об одном из путешественников XV – XVII вв.

Содержание работы:

1) Выбор темы. Предлагаемая тематика:

  • Абель Тасман.
  • Алонсо Охеда
  • Америго Веспуччи.
  • Афанасий Никитин.
  • Бартоломео Диаш.
  • Васко да Гама.
  • Васко Нуньес Де Бальбоа
  • Джеймс Кук.
  • Джон Кабот.
  • Диего Альмагро.
  • Ермак.
  • Ерофей Хабаров.
  • Марко Поло - реальный персонаж или мистификация.
  • Педру Алвариш Кабрал
  • Семен Дежнев.
  • Фернанд Магеллан.
  • Френсис Дрейк.
  • Христофор Колумб.

2) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Подготовить план сообщения.

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени:  2 часа

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки:

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, выступление с презентацией.

Рекомендуемые источники информации:

Сайт. География и путешествия. http://tur-plus.ru/

Сайт. Великие путешественники.http://traveller-world.pp.ua/

Википедия

Самостоятельная работа №7.

Цель: расширить знания и представления об истории тюменской области, формирование интереса к истории родной области, воспитание чувства патриотизма, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме презентации.

Задание. Подготовить презентацию «Тобольск - столица Сибири».

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Подготовить план презентации:

  • Основание Тобольска.
  • Первые каменные здания города.
  • Тобольский Кремль.
  • Сибирские и Тобольские губернаторы.
  • Тобольские митрополиты.
  • Великий монастырь.
  • Шведы и поляки в Тобольске.
  • Великие земляки.
  • Тобольск- центр политической ссылки.
  • Декабристы в Тюмени.
  • Памятники истории, архитектуры.
  • Тобольск сегодня.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: презентация.

Критерии оценки:

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, выступление с презентацией.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1-3. Тюмень.
  2. История Тюменского края: учебное пособие для учащихся 7-8 кл. / В. В. Веселкина. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975.
  3. Тобольск. Д. И. Копылов, Ю. П. Прибыльский. Средне-Уральское книжное. Свердловск. 1975.  
  4. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994
  5. Рощевская Л. П. Памятники и памятные места Тюменской области / Л. П. Рощевская. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980.
  6. Сибирские и Тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / авторы-составители.: Т. И. Бакулина, Н. В. Гриценко, И. И. Ермаков; под редакцией В. В. Коновалова. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2000.  
  7. Сайт. Энциклопедия Сибири. http://russiasib.ru/tobolsk/
  8. Сайт о Сибири. http://tobolzk.ru/

Самостоятельная работа №8.

Цель: расширить знания и представления по теме: «Россия во времена Екатерины Великой и Павла I», формирование интереса к истории,         формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме презентации.

Содержание работы: Подготовить презентацию по теме: «Великие русские полководцы и флотоводцы  ХVIII века».

  1. Выбор темы. Примерная тематика:
  • Александр Васильевич Суворов
  • Василий Яковлевич Чичагов
  • Григорий Александрович Потемкин-Таврический
  • Петр Александрович Румянцев
  • Петр Первый
  • Самуил Карлович Грейг
  • Федор Федорович Ушаков
  1. Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
  2. Подготовить план презентации.
  3. Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: презентация.

Критерии оценки:

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, выступление с презентацией.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Википедия
  2. Сайт. По страницам истории - полководцы и флотоводцы. http://oficeri.my1.ru/

Самостоятельная работа №9.

Цель: расширить знания по теме: «Создание единых централизованных государств в Европе и Америке», изучение вклада выдающихся политических деятелей Америки в прогресс человечества, в развитие мировой цивилизации, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, развивать гибкость мышления как необходимого условия непрерывного общего и профессионального образования,  представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Написать биографический очерк об одном из выдающихся политических деятелей Америки.

Содержание работы:

1) Выбор темы. Предлагаемая тематика:

  • Александр Гамильтон
  • Бенджамин Франклин
  • Джеймс Мэдисон
  • Джон Адамс
  • Джон Джей
  • Томас Джефферсон
  • Томас Пейн

2) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составить план изложения материала:

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 2 часа

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Интернет-ресурсы:

Википедия.

Сайт. Америка, Америка...   Все о США от Мексики до Канады. http://www.americansights.ru/

Самостоятельная работа №10.

Цель: углубление, обобщение и систематизация  знаний обучающихся по  теме «Россия  во времена Николай I», закрепление знания исторических дат, фактов, терминов, понятий, умений устанавливать последовательность исторических событий, причинно - следственные связи исторических событий, группировать исторические факты, соотносить единичные исторические факты и общие исторические явления; навыков
ориентироваться в исторических событиях и процессах.

Задание. Решение тестового задания.

Тестовое задание.

1 вариант

1. Кодификация законов – это:

а) написание новых законов;

б) упразднение законов устаревших, вышедших из употребления;

в) отбор существующих законов в единый кодекс;

г) изменение системы суда и судопроизводства.

2. Какой части населения русской деревни касались реформы П. Д. Киселёва?  

а) крепостных пашенных крестьян;

б) помещиков;

в)  крепостных дворовых крестьян;

г) государственных крестьян;

д) жителей военных поселений.

3. Соотнесите даты и события:

1) царствование Николая 1                                    а) 1837 – 1841гг.

2) учреждение III отделения                        б) 1839 - 1843 гг.

3) создание свода законов империи                в) 1845 г.

4) крестьянская реформа П. Д. Киселева                г) 1826 г.

5) денежная реформа Е. Ф. Канкрина                д) 1832 г.

                                                        е) 1825 – 1855 гг.

4. Расположите события в хронологической последовательности:

а) междуцарствие;

б) возникновение кружка петрашевцев;

в) реформа П. Д. Киселева;

г) учреждение III отделения;

д) кодификация законов;  

5. Отметьте события, относящиеся к царствованию Николая 1.

А) проект Российской конституции;

б) реформа П. Д. Киселева;

в) кодификация законов;  

г) образование «Союза спасения»;

д) деятельность кружка Герцена и Огарева;

е) Тарутинский маневр;

ж) Негласный комитет;

з) Крымская война.

6. Какие из приведенных положений не относятся к  идеологии официальной народности графа С. С. Уварова:

а) православие;

б) конституция;

в) веротерпимость;

г) просвещение;

д) самодержавие;

е) земское самоуправление;

ж) народность;

з) либерализм.

7. Определите, что это за понятие: «Общественно-политическое течение, признающее необходимость изменений в обществе, но не признающая никаких насильственных действий»

а) консерватизм;    

б) либерализм;    

в) анархизм.

8. Определите, о ком идет речь: «Известный ученый-экономист, убежденный консерватор. Трезво оценивал возможности экономики России. Стремился ограничить государственные расходы. Главной своей задачей считал наведение порядка в денежном отношении».

а) С.С.Уваров;

б) П.Д.Киселев;

в) А.Х.Бенкендорф;

г) Е.Ф.Канкрин.

9. М. Погодин, Ф. Булгарин, Н. Греч – представители…

а) консерватизма,

б) западничества;

в) революционно-демократического движения;

г) славянофильства

2  вариант

1.Ассигнации – это:

а) кредитные билеты;

б) упразднение законов устаревших, вышедших из употребления;

в) бумажные деньги;

г) изменение системы суда и судопроизводства.

2. Какой части населения русской деревни касались реформы П. Д. Киселёва?

а) государственных крестьян

б) помещиков;

в)  крепостных дворовых крестьян;

г) крепостных пашенных крестьян;

д) жителей военных поселений.

3. Соотнесите даты и события:

1) денежная реформа Е. Ф. Канкрина                а) 1839 - 1843 гг.

2) чугунный устав                                        б) 1837 – 1841 гг.

3) создание свода законов империи                в) 1845 г.

4) крестьянская реформа П. Д. Киселева                г) 1826 г.

5) годы жизни Николая 1                                д) 1832 г.

                                                        е) 1796 – 1855 гг.

4. Расположите события в хронологической последовательности:

а) междуцарствие;

б) возникновение кружка Герцена и Огарева;

в) реформа Е. Ф. Канкрина;

г) чугунный устав;

д) кодификация законов;  

5.  отметьте события, относящиеся к царствованию Николая 1.

а)  создание Третьего отделения Канцелярии его императорского величества;

б) реформа П. Д. Киселева;

в)  кодификация законов;  

г) образование «Союза благоденствия»;

д) деятельность кружка Герцена и Огарева;

е) Тильзитский мир,

ж) Негласный комитет;

з) Крымская война.

6. Какие из приведенных положений не относятся к  идеологии официальной народности графа С. С. Уварова:

а) конституция;

б) православие;

в) веротерпимость;

г) просвещение;

д) самодержавие;

е) земское самоуправление;

ж) либерализм;

з) народность.

7. Определите, что это за понятие: «Общественно-политическое течение, отрицающее любые изменения в обществе, выступающие за сохранение старых порядков»

а) консерватизм;    

б) либерализм;    

в) анархизм.

8. Определите, о ком идет речь: «Барон. Герой Отечественной войны 1812 года, участвовал в разгроме декабристов и следствии над ними. Личный друг Николая I, сосредоточил в руках огромную власть».

а) С.С.Уваров;

б) П.Д.Киселев;

в) А.Х.Бенкендорф;

г) Е.Ф.Канкрин

9. Братья Аксаковы, Киреевские, Ю. Самарин, А. Хомяков – представители…         

а) консерватизма,        

б) западничества;

в) революционно-демократического движения;         

г) славянофильства

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: тест.

Критерии оценки: полнота, правильность выполнения задания.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, взаимопроверка теста обучающимися.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Загладин Н.В., Симония Н.А. 2008.
  3. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 2012.
  4. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. 2007.

Самостоятельная работа №11.

Цель: обобщение  знаний обучающихся по  теме «Внешняя политика и международное положение России в 19 в.», углубление интереса к истории, формирование умений самостоятельной работы с учебником, конспектом учебного занятия, самостоятельный поиск информации.

Задание. Подготовить презентацию «Крымская война: цели, сражения, итоги, значение».

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Подготовить план презентации:

  • Обострение восточного вопроса.
  • Начало войны.
  • Вступление в войну Англии и Франции.
  • Оборона Севастополя.
  • Кошка Пётр Маркович
  • Пирогов Николай Иванович
  • Истомин Владимир Иванович
  • Тотлебен Эдуард Иванович
  • Корнилов Владимир Алексеевич
  • Нахимов Павел Степанович
  • Причины поражения России в Крымской войне
  • Парижский мир 1856 года.
  • Итоги войны

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: презентация.

Критерии оценки:

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем, выступление с сообщением и демонстрация презентации.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Загладин Н.В., Симония Н.А. 2008.
  3. Википедия

Самостоятельная работа №12.

Цель: углубление знаний обучающихся по  теме «Революция 1905 – 1907 годов», учить использовать различные источники информации, работать в интернет - пространстве.

Задание. Заполнить кроссворд: Революция 1905 – 1907 годов.

По горизонтали

1) Крестьянское жилище.

2) Выборный орган государственного управления, которому формально принадлежали законодательные функции.

3) Столица России.

4) Большая общественная группа людей.

5) Развитие, движение вперёд.

6) Коренной переворот, который приводит к ликвидации старого общественного строя и замене новым.

7) Видный представитель партии октябристов, крупный промышленник.

8) Население государства, жители страны.

9) Генерал – губернатор Петербурга.

10) Синоним слова «забастовка».

По вертикали

1) Представители партии либерального толка.

2) Участок земли, выделявшийся в личную собственность крестьянину при выходе его из общины.

3) Лист с частично напечатанным текстом, подлежащий заполнению.

4) Лидер партии октябристов.

5) Постановление, принятое в результате обсуждения.

6) Собрание представителей организаций, групп населения.

7) Руководитель восстания матросов в Севастополе.

8) Сбор ответов на поставленные вопросы.

9) Представитель течения в русской социал-демократии.

10) Великий реформатор, глава правительства России.

11) Организатор мирного шествия 9 января 1905 года.

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: кроссворд

Критерии оценки: полнота, правильность, аккуратность выполнения задания.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. История России. XX - начала XXI века. 11 класс. (профильный и базовый уровни) Данилов А.А., Пивовар Е.И. и др. Под. ред. Чубарьяна А.О. 2011.
  3. История России. 1900-1945 гг. 11 класс.  Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В. 2012.

Самостоятельная работа №13.

Цель: систематизировать знания обучающихся по  теме «Первая мировая война», способствовать развитию творческих исследовательских способностей обучающихся.

Задание. Заполнить хронологическую таблицу «Первая мировая война».

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

1915 г.

1916 г.

1917 г.

1918 г.

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: хронологическая таблица.

Критерии оценки: полнота, последовательность изложения, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. 2012.
  3. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс.  Алексашкина Л.Н. и др. 2010.
  4. История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень.  Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. 2012.

Самостоятельная работа №14.

Цель: расширить знания и представления о гражданской войне в России 20 века, формирование интереса к истории родной области, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Подготовить сообщение о гражданской войне в Тюменском крае.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Примерный план изложения материала:

  1. Наступление армии А.Колчака.
  2. Бои за город.
  3. Белогвардейская оккупация.
  4. Наступление Красных. Рейд В.Блюхера.
  5. Памятные места Тюмени, связанные с ходом гражданской войны в Зауралье.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1-3. Тюмень.
  2. История Тюменского края: Учебное пособие по истории для учащихся 9-10-х классов// Рощевский П. И.- Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство,1977.
  3. Кружинов В.М., Очерки истории Тюменской области.: Тюмень, 1994.
  4. На задворках Гражданской войны: расследование обстоятельств сокрытия в 1919-1922 годах в Среднем Приобье и на Обском Севере ценностей сибирского Белого движения. Кн.1-3.:Тюмень: Мандрика.2003-2006.
  5. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
  6. Рощевский П. И. Гражданская война в Зауралье. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1967.

Интернет-ресурсы:

  1. Тюмень и тюменская область все истории страницы. http://tvtm.ru/stati/spravochnaja-v-gorodah-rossii/tyumen-i-tyumenskaja-oblast-vse-istorii-.html
  2. Виртуальная летопись Тюмени: http://www.tmnlib.ru/tyumen_virtual_chronicle/

Самостоятельная работа №15.

Цель: расширить знания и представления о сталинской модернизации России, выявить специфику проведения социалистических преобразований в Тюменской области, формирование интереса к истории родной области, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, обеспечивать личностно-ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвитития личности, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Подготовить о строительстве социализма в Тюменской области.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Примерный план изложения материала:

  1. Индустриализация в области.
  2. Коллективизация сельского хозяйства
  3. Социалистические преобразования у народов Крайнего Севера.
  4. Антисоветские выступления на территории области.
  5. Размах репрессий. Дело Петра Дьякова.
  6. Национальная политика в области.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 3 часа

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1-3. Тюмень.
  2. История Тюменского края: Учебное пособие по истории для учащихся 9-10-х классов// Рощевский П. И.- Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство,1977.
  3. Кружинов В.М., Очерки истории Тюменской области.: Тюмень, 1994.
  4. Мы не знаем пощады.// Известные, малоизвестные и неизвестные события из истории Тюменского края по материалам ВЧК—ГПУ—НКВД—КГБ. — Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999.
  5. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.

Интернет-ресурсы:

1. Тюмень и тюменская область все истории страницы. http://tvtm.ru/stati/spravochnaja-v-gorodah-rossii/tyumen-i-tyumenskaja-oblast-vse-istorii-.html

2. Прокати нас, Петруша…

http://www.vilavi.ru/pes/150907/150907.shtml

3. Александр Петрушин. Огненный тракторист.

http://a-pesni.org/zona/totalitar/ogntraktorist.htm

Самостоятельная работа №16.

Цель: систематизировать знания обучающихся по теме: "СССР накануне Великой Отечественной войны".

Задание: Заполнить хронологическую таблицу «Рост территории СССР».

Год

Территории

Какие территории вошли?

Как стали называться?

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: хронологическая таблица.

Критерии оценки: полнота, последовательность изложения, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. 2012.
  3. История России. XX - начала XXI века. 11 класс. (профильный и базовый уровни) Данилов А.А., Пивовар Е.И. и др. Под. ред. Чубарьяна А.О. 2011.
  4. История России. 1900-1945 гг. 11 класс.  Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В. 2012.

Самостоятельная работа №17.

Цель: расширить знания о Великой  Отечественной войны, её  героях, развитие чувства любви к прошлому, настоящему и будущему  родной области, своего народа; уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание: Подготовить сообщение «Имена Победы на карте Тюмени».

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Примерный план изложения материала:

  1. Тюмень в годы Великой  Отечественной войны.
  2. Улицы, названные в честь городов-героев.
  3. Улицы, названные в честь Героев Советского Союза - участников Великой  Отечественной войны.
  4. Улицы, названные в честь памятных дат Отечественной войны.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Иваненко А. С.  Прогулки по Тюмени. - 2-е изд., перераб. - Тюмень: Изд. дом "Слово", 2006.
  2. Иваненко А. С. Новые прогулки по Тюмени / А. С. Иваненко. – Тюмень: Радуга-Т, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. Виртуальная летопись Тюмени: http://www.tmnlib.ru/tyumen_virtual_chronicle/

Самостоятельная работа №18.

Цель: систематизировать знания обучающихся по  истории России и мира  во второй половины XX – начала XXI века.

Задание: Заполнить таблицу, отражающую хронологию конфликтов второй половины XX – начала XXI века.

Название войны и вооруженного конфликта, годы

характер

Участники, третьи стороны

Основные события

Итоги и последствия

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: хронологическая таблица.

Критерии оценки: полнота, последовательность изложения, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы преподавателем.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. 2012.
  3. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс.  Алексашкина Л.Н. и др. 2010.
  4. История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень.  Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. 2012.

Самостоятельная работа №19.

Цель: расширить знания об истории нашей Родины, изучение вклада деятелей отечественной культуры в развитие мировой цивилизации, уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание: Написать биографический очерк об одном из деятелей советской и российской культуры послевоенного времени.

Содержание работы:

1) Выбор темы. Предлагаемая тематика:

  • Александр Солженицын
  • Владимир Высоцкий
  • Булат Окуджава
  • Василий Шукшин
  • Валентин Распутин
  • Белла Ахмадулина
  • Юрий Бондарев
  • Константин Симонов
  • Александр Твардовский
  • Никита Михалков
  • Петр Тодоровский
  • Юрий Любимов
  • Олег Ефремов
  • Марк Захаров
  • Майя Плисецкая
  • Борис Акунин
  • Александр Сокуров
  • Илья Глазунов
  • Зураб Церетели
  • Валерий Гергиев
  • Иосиф Бродский
  • Альфред Шнитке
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев
  • Игорь Моисеев
  • Махмуд Эсенбаев

2) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составить план изложения материала:

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями.

Норма времени: 3 часа

Формат выполненной работы: сообщение.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на учебном занятии.

Интернет-ресурсы:

Википедия.

3. Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы оценивается в баллах по рейтинговой системе:

Виды контрольных мероприятий

Баллы

Выступление с докладом или сообщением

0-6

Выступление с докладом с использованием презентации

0-6

Заполнение кроссворда

0-3

Подготовка презентации

0-6

Подготовка сообщения (доклада)

0-6

Составление кроссворда

0-3

Заполнение хронологической таблицы

0-3


Список литературы

Основные источники:

  1. Артемов В. В. История: учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. 2-е изд., исп. М.: Академия, 2012.
  2. Артёмов В.В., Лубченков Ю. Н. История (дидактические материалы) для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально- экономического профилей. М., 2012.
  3. Зуев М. Н. История России. Учебное пособие по дисциплине "Отечественная история". Юрайт, 2013.
  4. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Загладин Н.В., Симония Н.А. 2008.
  5. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 2012.
  6. История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Левандовский А.А. и др.2013.  
  7. История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. Шестаков В.А., под ред. Сахарова А.Н. 2012.
  8. История России. 10 класс. В 2 ч. Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М. и др. 2013.
  9. История России. 10 класс. Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. Под ред. Ганелина Р.Ш. 2013.
  10. История России. 11 класс. Измозик В.С., Рудник С.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. 2013, 384.
  11. История России. ХХ - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень.  Киселев А.Ф., Попов В.П. 2012.
  12. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс.  Алексашкина Л.Н. и др. 2010.
  13. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень.  Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.)
  14. История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень.  Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. 2012.
  15. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. 2007.

Дополнительные источники:

  1. 400 лет Тюмени : сб. док. и материалов / отв. ред. Д. И. Копылов. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1985.
  2. Бакулин В. В. География Тюменской области / В. В. Бакулин, В. В. Козин. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996.
  3. Бакулин В.В, Ермолаева В.А.. Экономическая и социальная география Тюменской области. Тюмень,2007.
  4. Беспалова Л. Г. Тюменский край и писатели XVII-XIX веков / Л. Г. Беспалова, Ю. М. Беспалова. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  5. Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1-3. Тюмень.
  6. Ермаков И. И.,  Пантюхина Е.А. Почетные граждане города Тюмени (1867-1995): очерки. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996.
  7. Заварихин С. П. Архитектура Тюмени / С. П. Заварихин, Б. А. Жученко. – Тюмень: Радуга-Т, 2004.
  8. Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М.: Искусство, 1981.
  9. Земля открытий: история, география и литература Тюменской области в вопросах и ответах / Л. А. Пиманова. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1993.
  10. Иваненко А. С.  Прогулки по Тюмени. - 2-е изд., перераб. - Тюмень: Изд. дом "Слово", 2006.
  11. Иваненко А. С. Новые прогулки по Тюмени / А. С. Иваненко. – Тюмень: Радуга-Т, 2008.
  12. История Отечества. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Курукин И.В., Волкова И.В., Леонов С.В. 2005.
  13. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Кацва Л.А. 2012.
  14. История России за 24часа.  Матюхина Ю.А., Алебастрова А.А. 2012.
  15. История России. Краткий курс для поступающих в вузы.  Максимов Ю.И. 2010.
  16. История России. Энциклопедический словарик школьника. Шинкарчук С.А., Синова И.В. 2006
  17. История Тюменского края: учебное пособие для учащихся 7-8 кл. / В. В. Веселкина. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975.
  18. История Тюменского края: Учебное пособие по истории для учащихся 9-10-х классов// Рощевский П. И.- Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство,1977.
  19. Кононенко А.А. Тюмень на рубеже веков: город и его жители в 1900–1917 гг. Тюмень: Титул, 2014.
  20. Копылов В. Е. Окрик памяти: история Тюменского края глазами инженера. В 5 кн. – Тюмень. : Слово, 2000-2009.    
  21. Копылов Д. И. Рассказы по истории Тюменского края. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1978.
  22. Копылов Д.И. Ермак. Серия: Замечательные люди Урала. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство 1974.
  23. Копылов Д.И., Князев В.Ю. Тюмень. Города нашего края. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1986.
  24. Краткий справочник дат по истории.  Алексеев Д.Ю. 2008.
  25. Кружинов В.М., Очерки истории Тюменской области.: Тюмень, 1994.
  26. Литература Тюменского края: книга для учителя и ученика / под ред. Н. А. Рогачевой. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.
  27. Миненко Н. А. Тюмень. Летопись четырех столетий. - Санкт-Петербург: Русь; Тюмень, 2004.
  28. Наш край: хрестоматия по истории Тюменской области 1917–1970 гг. / сост.: Д. И. Копылов, П. И. Рощевский и др., отв. ред. Д. И. Копылов. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1973.
  29. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
  30. Рощевская Л. П. Памятники и памятные места Тюменской области / Л. П. Рощевская. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980.
  31. Рощевский П. И. Гражданская война в Зауралье. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1967.
  32. Сибирские и Тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / авторы-составители.: Т. И. Бакулина, Н. В. Гриценко, И. И. Ермаков; под редакцией В. В. Коновалова. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2000.  
  33. Тобольск. Д. И. Копылов, Ю. П. Прибыльский. Средне-Уральское книжное. Свердловск. 1975.  
  34. Тюмень – ворота Сибири. Хроника. Документы: 1586–1986 / сост. В. Н. Клепиков. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1986.
  35. Тюмень de facto: фотографии и факты о городе Тюмени/ред. К. Каргаполова. Тюмень: Олмарпресс, 2013.
  36. Ядринцев Н.М. История освоения Сибири. – Москва: Эксмо, 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Ресурсы WWW по истории России:  http://www.history.ru/histr.htm
  2. Ресурсы истории России XX века:  http://www.history.ru/histr20.htm
  3. Ресурсы по Всемирной истории:  http://www.history.ru/histwh.htm
  4. Обучающие и познавательные программы по истории: http://www.history.ru/proghis.htm
  5. Обучающие программы по истории: http://www.history.ru/proghis.htm
  6. Полнотекстовые БД ТюмГНГУ: http://elib.tsogu.ru/
  7. Виртуальная летопись Тюмени: http://www.tmnlib.ru/tyumen_virtual_chronicle/
  8. Википедия
  9. Сайт о Сибири: http://tobolzk.ru/
  10. Сайт. Энциклопедия Сибири: http://russiasib.ru/tobolsk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся для профессий и специальностей СПО

 Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории

методические указания для студентов первого и второго курсов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по истории...

Методические указания для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методические указания   по внеаудиторной  самостоятельной работе  для студентов по дисциплине "Русский язык и культура речи" разработаны на основе федерального государственного образова...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД Английский язык , для специальности 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения"

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Английский язык по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура

Методические указания  по организации  внеаудиторной самостоятельной  работы по учебной дисциплине ОГСЭ.04  Физическая культура способствуют формированию  у обучающихся  ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура

Методические указания  по организации внеаудиторной  самостоятельной работы по   учебной дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура, разработаны основе ФГОС стандарта среднего професси...